Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Вуктыл 25 января 2017 года
Вуктыльский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Сурганова О.В.,
при секретаре Шардиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьминой Т. А. к обществу с ограниченной ответственностью «Аквасервис» о признании незаконным получения платежей за оказанные коммунальные услуги,
установил:
в Вуктыльский городской суд Республики Коми с исковым заявлением о признании незаконным получения платежей за оказанные коммунальные услуги, к обществу с ограниченной ответственностью «Аквасервис» /далее ООО «Аквасервис»/ обратилась Кузьмина Т.А..
Свои исковые требования истица мотивировала тем, что проживает в <адрес>.6 по <адрес> в <адрес> по договору социального найма. <адрес> в <адрес>, находится в собственности администрации ГО «Вуктыл». Поскольку в <адрес> длительное время отсутствует управляющая организация, то жилищно-коммунальные услуги истице обязан предоставлять наймодатель жилого помещения, заключая договора с ресурсоснабжающими организациями. ООО «Аквасервис» подает коммунальные ресурсы (теплоноситель и холодную воду) до наружной стены вышеуказанного многоквартирного дома, тем самым подтверждая, что не является обслуживающей компанией. Следовательно, ООО «Аквасервис» не должно получать платежи за поставленные коммунальные услуги, а оплата должна производится наймодателю.
Истица в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания судом извещена, сообщила суду, что находится в <адрес>, и в связи с заболеванием не может явиться в судебное заседание, просила рассмотрение дела отложить, на иске настаивала. Суд считает, что рассмотрение дела возможно в отсутствие истицы, с учетом того, что доказательства уважительных причин неявки в судебное заседание, истицей в суд не представлено.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещен надлежащим образом, в представленном в суд отзыве, возражений по поводу исковых требований не указал.
Представитель третьего лица на стороне ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещен надлежащим образом, возражений по сути исковых требований в суд не представил.
Суд, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что администрация МО ГО «Вуктыл» осуществляет свою деятельность на основании Устава МО ГО «Вуктыл», принятого решением Совета ГО «Вуктыл» № от ДД.ММ.ГГГГ
Вышеуказанный Устав муниципального образования городского округа "Вуктыл" в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Коми устанавливает в сфере местного самоуправления основные положения организации местного самоуправления в муниципальном образовании городского округа "Вуктыл", его правовые, экономические и финансовые основы, систему органов местного самоуправления, компетенцию выборных и иных должностных лиц местного самоуправления, формы, порядок и гарантии участия населения муниципального образования в решении вопросов местного значения.
Устав муниципального образования городского округа "Вуктыл" и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования городского округа "Вуктыл".
Положения настоящего Устава обязательны для исполнения на всей территории муниципального образования городского округа "Вуктыл".
Настоящий Устав имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования городского округа "Вуктыл".
Из п.3. Устава ГО «Вуктыл» следует, что в состав единого муниципального образования городского поселения на территории города Вуктыла с подчиненной ему территорией входят город республиканского значения Вуктыл, поселки сельского типа Кырта, Лемты, Лемтыбож, Усть-Соплеск, Шердино, села Дутово, Подчерье, деревни Савинобор, Усть-Воя, Усть-Щугер. Муниципальное образование городского поселения на территории города Вуктыла с подчиненной ему территорией имеет статус городского округа.
Согласно п.1 ст.5 Устава ГО «Вуктыл» к вопросам местного значения относятся:
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;
6) обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
В соответствии с п.1, п.3 и п.4 ст. 29 Устава ГО "Вуктыл" администрация городского округа "Вуктыл" является исполнительно-распорядительным органом городского округа "Вуктыл", наделенная настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законодательством Российской Федерации и Республики Коми; администрация городского округа "Вуктыл" обладает правами юридического лица и действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям; к полномочиям администрации городского округа "Вуктыл" относятся полномочия по решению вопросов местного значения и полномочия для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми, которые не отнесены законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Коми и настоящим Уставом к полномочиям представительного органа местного самоуправления - Совета городского округа "Вуктыл", главы городского округа "Вуктыл" - председателя Совета округа и иных органов местного самоуправления городского округа "Вуктыл".
В силу ст. 30 Устава ГО «Вуктыл» к полномочиям администрации городского округа "Вуктыл" относится:
7) управление и распоряжение муниципальной собственностью городского округа "Вуктыл" в соответствии с порядком, определенным Советом городского округа "Вуктыл";
36) организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
В соответствии с актом приема – передачи муниципального имущества муниципального образования муниципального района «Вуктыл» в собственность муниципального образования сельского поселения «Подчерье» от 27 ноября 2008 года передано и принято в собственность муниципальное имущество муниципального образования МР « Вуктыл» согласно приложениям № 1 и № 2 к настоящему акту, в соответствии с Распоряжением Правительства Республики Коми № 384-Р от 13 октября 2008 г.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ Комитета по управлению имуществом МР «Вуктыл», следует, что <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ передана в собственность муниципального образования сельского поселения «Подчерье».
На основании решения от ДД.ММ.ГГГГ № Совета муниципального образования городского округа «Вуктыл» «О ликвидации администрации сельского поселения «Подчерье» администрация муниципального образования сельского поселения «Подчерье» ликвидирована.
Согласно выписки № от ДД.ММ.ГГГГ из Реестра муниципального имущества городского округа «Вуктыл» <адрес> в <адрес> по акту приема – передачи муниципального имущества муниципального образования сельского поселения «Подчерье» передана в собственность муниципального образования городского округа «Вуктыл».
В судебном заседании также установлено, что ООО «Аквасервис» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением единственного участника ООО «Аквасервис» от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со справкой исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО ГО «Вуктыл» Кузьмина Т.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> в <адрес> Республики Коми в муниципальной квартире с центральным отоплением.
Из п.1 договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комитет по управлению имуществом МР «Вуктыл», как наймодатель передал Кузьминой Т.А., как нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух-комнатной квартиры по адресу: <адрес>.
Согласно п.Б и п.Е гл. 5 договора №, заключенного между Комитетом по управлению имуществом МР «Вуктыл, как наймодателем и Кузьминой Т.А., как нанимателем, наймодатель обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное по договору социального найма жилое помещение, принимать участие в своевременной подготовке дома, санитарно – технического и иного оборудования, находящегося в нем к эксплуатации в зимних условиях.
На основании договора №-В по обеспечению населения услугами холодного водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ и договора теплоснабжения № – Т от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных между ООО «Аквасервис», как поставщиком и администрацией СП «Подчерье», как исполнителем, поставщик обязался на условиях предусмотренных настоящими договорами осуществлять поставку исполнителю через присоединенную сеть питьевой холодной воды, тепловой энергии и теплоносителя.
Из п.4.3.1 вышеуказанных договоров от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Исполнитель обязан: исполнять условия настоящего Договора, в т.ч. оплачивать Поставщику фактический объем коммунального ресурса, принятый Исполнителем в соответствии с условиями настоящего Договора.
В соответствии с п.1.1 договора цессии № от ДД.ММ.ГГГГ администрация СП «Подчерье», как Цедент уступила ООО «Аквасервис», как Цессионарю: а) право требования платежей за оказанные Цендентом услуги по отоплению, холодному водоснабжению к потребителям (собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов, пользователям нежилых помещений); б) право производить расчеты платы потребителей за оказанные услуги по отоплению, холодному водоснабжению, изготавливать платежные документы и направлять их в адрес потребителей, собирать плату за оказанные услуги.
Согласно п.1.1 договора цессии № от ДД.ММ.ГГГГ администрация СП «Подчерье», как Цедент уступила ООО «Аквасервис», как Цессионарю: а) право требования платежей за оказанные Цендентом услуги по отоплению, холодному водоснабжению к потребителям (собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов, пользователям нежилых помещений); б) право производить расчеты платы потребителей за оказанные услуги по отоплению, холодному водоснабжению, изготавливать платежные документы и направлять их в адрес потребителей, собирать плату за оказанные услуги.
В соответствии с договором №-В по обеспечению населения услугами холодного водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ и договором теплоснабжения № – Т от ДД.ММ.ГГГГ заключенных между ООО «Аквасервис», как Поставщиком и администрацией СП «Подчерье», как Абонентом, поставщик обязуется, на условиях, предусмотренных настоящими договорами осуществлять поставку исполнителю через присоединенную сеть питьевой воды, а также тепловой энергии и теплоносителя.
Согласно п.4.3.1 вышеуказанных договоров №-В и 23/3-Т исполнитель обязан: исполнять условия настоящего договора, в т.ч. оплачивать Поставщику фактический объем коммунального ресурса, принятый Исполнителем в соответствии с условиями настоящего Договора.
Из представленных суду квитанций за период с января по декабрь 2016 года по оплате коммунальных услуг, направленных истице ООО «ЦЖР и РУГ» в рамках агентского договора, следует, что Кузьминой Т.А. предлагалось произвести оплату услуг по центральному отоплению и водоснабжению в пользу ООО «Аквасервис».
Согласно ч.3 и ч.4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, техническом урегулировании пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (ч.1.1 настоящей статьи).
Согласно ч.ч.1.2 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч.ч.1,2 ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии со ст.161 ЖК РФ определение порядка управления многоквартирным жилым домом находится в сфере владения собственников жилых помещений.
При этом порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления.
Статьей 163 ЖК РФ предусмотрены случаи управления многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности. При этом порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления (ч.1 ст.163).
В соответствии с ч.2 ст.163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, доля субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.4 ст.161 ЖК РФ.
В силу ч.4 ст.161 ЖК РФ органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года со дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Таким образом, для собственников многоквартирных домов, в которых все помещения находятся в публичной собственности, ст.163 ЖК РФ устанавливает обязанность заключить договоры управления с управляющими организациями, выбранными по результатам открытого конкурса, или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, - без проведения такого конкурса.
Как следует из материалов дела, способ управления домом, в котором проживает истица, не избран, управляющая организация не определена.
Главой 30 ГК РФ правоотношение по энергоснабжению, в котором участвуют только два лица: продавец – энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация и покупатель – абонент, приобретающий холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию и, следовательно, обязанный оплатить эту энергию ресурсоснабжающей организации.
Жилищное законодательство в это правоотношение вводит дополнительного субъекта – исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации, перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги – холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление.
Соответственно, такой исполнитель оплачивает поставленные ресурсоснабжающими организациями коммунальные ресурсы. По смыслу параграфа 6 гл. 30 ГК РФ исполнитель выступает абонентом по отношению к ресурсоснабжающей организации. граждане – потребители, в свою очередь, оплачивают коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг. Порядок оплаты указанных услуг в зависимости от способа управления многоквартирным жилым домом и вида исполнителя коммунальных услуг (ТСЖ, управляющая компания и т.п.) урегулирован в ст.155 ЖК РФ.
В той же статье перечислены случаи, когда допускается оплата гражданами коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям. Эти случаи связаны выбором собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным жилым домом или с соответствующим решением общего собрания собственников помещений в таком доме или общего собрания членов товарищества собственников жилья. Иные основания получения ресурсоснабжающей организацией платы от граждан жилищным законодательством не установлены, так что порядок расчетов с такой организацией за поданные в многоквартирный жилой дом коммунальные ресурсы по смыслу п.2 ст.548 ГК РФ должен определяться положениями параграфа 6 гл.30 ГК РФ.
Как следует из п.10 ч.1 ст.4, п.п.2,8 ст.5 ЖК РФ определение порядка оплаты коммунальных ресурсов, поставленных в жилые дома, регулируется нормами жилищного законодательства.
По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. По этому договору одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (наймодатель) обязуется предать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ (п.1 ст.49, ст. 60 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 65 ЖК РФ наймодатель обязан обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества, и имеет право требовать своевременного внесения платы за коммунальные услуги.
Согласно ст.67 ЖК РФ наймодатель обязан обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг, и обязан своевременно вносить плату за коммунальные услуги.
Таким образом, в соответствии с Жилищным кодексом РФ нанимателям жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда коммунальные услуги предоставляются наймодателем (собственником жилых помещений или управомоченным им лицом) на основании договоров социального найма, договоров найма и договоров найма специализированных жилых помещений.
В силу ст.65 ЖК РФ право требовать своевременного внесения платы за коммунальные услуги имеет наймодатель жилого помещения по договору социального найма.
Неосуществление в установленном порядке уполномоченными лицами способа управления многоквартирным жилым домом и, следовательно, отсутствие исполнителя коммунальных услуг как контрагента ресурсоснабжающей организации не могут влиять на применение приведженных выше положений гражданского и жилищного законодательства, возлагающих на собственника бремя водержания принадлежащего ему имущества.
Следовательно, исходя из установленных фактов (принадлежность жилого фонда муниципальному образованию, передача квартиры по договору социального найма, отсутствие управляющей компании) и указанных правовых норм, лицом, обязанным оплачивать коммунальные услуги является собственник жилого помещения – публично-правовое образование в лице администрации ГО «Вуктыл», наниматели жилого помещения являются же лицами, обязанными перед администрацией по договору социального найма.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что право требовать от истицы своевременного внесения платы за коммунальные услуги имеет только наймодатель жилого помещения, которым является его собственник – администрация МО ГО «Вуктыл».
Данный вывод суда указан и в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 26 июня 2014 года, по гражданскому делу по иску Кузьминой Т.А. к ООО « Вуктыльский Тепловодоканал» о признании незаконным направления платежных документов для оплаты коммунальных услуг и понуждении организовать деятельность по направлению платежных документов в соответствии жилищным законодательством.
В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением, по раннее рассмотренному делу, обязательны для суда.
Суд считает, что обстоятельство, указанное в выводе апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ имеет преюдиционное значение для разрешения настоящего дела, поскольку в рассматриваемом споре истцом также является Кузьмина Т.А., а ответчиком также ресурсоснабжающая организация.
При этом, суд учитывает, что договор теплоснабжения №-Т от ДД.ММ.ГГГГ, договор №-В по обеспечению населения услугами холодного водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, договор теплоснабжения №-Т и договор №-В по обеспечению населения услугами холодного водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ не содержат в себе условия по передачи прав требования оплаты за поставленные коммунальные ресурсы кому-либо.
Поэтому, суд считает, что ООО «Аквасервис», как ресурсоснабжающая организация, не вправе требовать оплаты коммунальных услуг с Кузьминой Т.А., в том числе и по агентскому договору, через ООО «ЦЖР и РУГ».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
решил:
признать действия общества с ограниченной ответственностью «Аквасервис» по получению с Кузьминой Т. А. платежей за оказанные коммунальные услуги незаконными.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми через Вуктыльский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.В. Сурганов