Решение по делу № 2-31/2017 от 12.01.2017

Дело № 2-31/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Вуктыл 25 января 2017 года

Вуктыльский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Сурганова О.В.,

при секретаре Шардиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьминой Т. А. к обществу с ограниченной ответственностью «Аквасервис» о признании незаконным получения платежей за оказанные коммунальные услуги,

установил:

в Вуктыльский городской суд Республики Коми с исковым заявлением о признании незаконным получения платежей за оказанные коммунальные услуги, к обществу с ограниченной ответственностью «Аквасервис» /далее ООО «Аквасервис»/ обратилась Кузьмина Т.А..

Свои исковые требования истица мотивировала тем, что проживает в <адрес>.6 по <адрес> в <адрес> по договору социального найма. <адрес> в <адрес>, находится в собственности администрации ГО «Вуктыл». Поскольку в <адрес> длительное время отсутствует управляющая организация, то жилищно-коммунальные услуги истице обязан предоставлять наймодатель жилого помещения, заключая договора с ресурсоснабжающими организациями. ООО «Аквасервис» подает коммунальные ресурсы (теплоноситель и холодную воду) до наружной стены вышеуказанного многоквартирного дома, тем самым подтверждая, что не является обслуживающей компанией. Следовательно, ООО «Аквасервис» не должно получать платежи за поставленные коммунальные услуги, а оплата должна производится наймодателю.

Истица в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания судом извещена, сообщила суду, что находится в <адрес>, и в связи с заболеванием не может явиться в судебное заседание, просила рассмотрение дела отложить, на иске настаивала. Суд считает, что рассмотрение дела возможно в отсутствие истицы, с учетом того, что доказательства уважительных причин неявки в судебное заседание, истицей в суд не представлено.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещен надлежащим образом, в представленном в суд отзыве, возражений по поводу исковых требований не указал.

Представитель третьего лица на стороне ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещен надлежащим образом, возражений по сути исковых требований в суд не представил.

Суд, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что администрация МО ГО «Вуктыл» осуществляет свою деятельность на основании Устава МО ГО «Вуктыл», принятого решением Совета ГО «Вуктыл» от ДД.ММ.ГГГГ

Вышеуказанный Устав муниципального образования городского округа "Вуктыл" в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Коми устанавливает в сфере местного самоуправления основные положения организации местного самоуправления в муниципальном образовании городского округа "Вуктыл", его правовые, экономические и финансовые основы, систему органов местного самоуправления, компетенцию выборных и иных должностных лиц местного самоуправления, формы, порядок и гарантии участия населения муниципального образования в решении вопросов местного значения.

Устав муниципального образования городского округа "Вуктыл" и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования городского округа "Вуктыл".

Положения настоящего Устава обязательны для исполнения на всей территории муниципального образования городского округа "Вуктыл".

Настоящий Устав имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования городского округа "Вуктыл".

Из п.3. Устава ГО «Вуктыл» следует, что в состав единого муниципального образования городского поселения на территории города Вуктыла с подчиненной ему территорией входят город республиканского значения Вуктыл, поселки сельского типа Кырта, Лемты, Лемтыбож, Усть-Соплеск, Шердино, села Дутово, Подчерье, деревни Савинобор, Усть-Воя, Усть-Щугер. Муниципальное образование городского поселения на территории города Вуктыла с подчиненной ему территорией имеет статус городского округа.

Согласно п.1 ст.5 Устава ГО «Вуктыл» к вопросам местного значения относятся:

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;

6) обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

В соответствии с п.1, п.3 и п.4 ст. 29 Устава ГО "Вуктыл" администрация городского округа "Вуктыл" является исполнительно-распорядительным органом городского округа "Вуктыл", наделенная настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законодательством Российской Федерации и Республики Коми; администрация городского округа "Вуктыл" обладает правами юридического лица и действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям; к полномочиям администрации городского округа "Вуктыл" относятся полномочия по решению вопросов местного значения и полномочия для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми, которые не отнесены законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Коми и настоящим Уставом к полномочиям представительного органа местного самоуправления - Совета городского округа "Вуктыл", главы городского округа "Вуктыл" - председателя Совета округа и иных органов местного самоуправления городского округа "Вуктыл".

В силу ст. 30 Устава ГО «Вуктыл» к полномочиям администрации городского округа "Вуктыл" относится:

7) управление и распоряжение муниципальной собственностью городского округа "Вуктыл" в соответствии с порядком, определенным Советом городского округа "Вуктыл";

36) организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

В соответствии с актом приема – передачи муниципального имущества муниципального образования муниципального района «Вуктыл» в собственность муниципального образования сельского поселения «Подчерье» от 27 ноября 2008 года передано и принято в собственность муниципальное имущество муниципального образования МР « Вуктыл» согласно приложениям № 1 и № 2 к настоящему акту, в соответствии с Распоряжением Правительства Республики Коми № 384-Р от 13 октября 2008 г.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ Комитета по управлению имуществом МР «Вуктыл», следует, что <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ передана в собственность муниципального образования сельского поселения «Подчерье».

На основании решения от ДД.ММ.ГГГГ Совета муниципального образования городского округа «Вуктыл» «О ликвидации администрации сельского поселения «Подчерье» администрация муниципального образования сельского поселения «Подчерье» ликвидирована.

Согласно выписки от ДД.ММ.ГГГГ из Реестра муниципального имущества городского округа «Вуктыл» <адрес> в <адрес> по акту приема – передачи муниципального имущества муниципального образования сельского поселения «Подчерье» передана в собственность муниципального образования городского округа «Вуктыл».

В судебном заседании также установлено, что ООО «Аквасервис» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением единственного участника ООО «Аквасервис» от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со справкой исх. от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО ГО «Вуктыл» Кузьмина Т.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> в <адрес> Республики Коми в муниципальной квартире с центральным отоплением.

Из п.1 договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комитет по управлению имуществом МР «Вуктыл», как наймодатель передал Кузьминой Т.А., как нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух-комнатной квартиры по адресу: <адрес>.

Согласно п.Б и п.Е гл. 5 договора , заключенного между Комитетом по управлению имуществом МР «Вуктыл, как наймодателем и Кузьминой Т.А., как нанимателем, наймодатель обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное по договору социального найма жилое помещение, принимать участие в своевременной подготовке дома, санитарно – технического и иного оборудования, находящегося в нем к эксплуатации в зимних условиях.

На основании договора -В по обеспечению населения услугами холодного водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ и договора теплоснабжения – Т от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных между ООО «Аквасервис», как поставщиком и администрацией СП «Подчерье», как исполнителем, поставщик обязался на условиях предусмотренных настоящими договорами осуществлять поставку исполнителю через присоединенную сеть питьевой холодной воды, тепловой энергии и теплоносителя.

Из п.4.3.1 вышеуказанных договоров от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Исполнитель обязан: исполнять условия настоящего Договора, в т.ч. оплачивать Поставщику фактический объем коммунального ресурса, принятый Исполнителем в соответствии с условиями настоящего Договора.

В соответствии с п.1.1 договора цессии от ДД.ММ.ГГГГ администрация СП «Подчерье», как Цедент уступила ООО «Аквасервис», как Цессионарю: а) право требования платежей за оказанные Цендентом услуги по отоплению, холодному водоснабжению к потребителям (собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов, пользователям нежилых помещений); б) право производить расчеты платы потребителей за оказанные услуги по отоплению, холодному водоснабжению, изготавливать платежные документы и направлять их в адрес потребителей, собирать плату за оказанные услуги.

Согласно п.1.1 договора цессии от ДД.ММ.ГГГГ администрация СП «Подчерье», как Цедент уступила ООО «Аквасервис», как Цессионарю: а) право требования платежей за оказанные Цендентом услуги по отоплению, холодному водоснабжению к потребителям (собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов, пользователям нежилых помещений); б) право производить расчеты платы потребителей за оказанные услуги по отоплению, холодному водоснабжению, изготавливать платежные документы и направлять их в адрес потребителей, собирать плату за оказанные услуги.

В соответствии с договором -В по обеспечению населения услугами холодного водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ и договором теплоснабжения – Т от ДД.ММ.ГГГГ заключенных между ООО «Аквасервис», как Поставщиком и администрацией СП «Подчерье», как Абонентом, поставщик обязуется, на условиях, предусмотренных настоящими договорами осуществлять поставку исполнителю через присоединенную сеть питьевой воды, а также тепловой энергии и теплоносителя.

Согласно п.4.3.1 вышеуказанных договоров -В и 23/3-Т исполнитель обязан: исполнять условия настоящего договора, в т.ч. оплачивать Поставщику фактический объем коммунального ресурса, принятый Исполнителем в соответствии с условиями настоящего Договора.

Из представленных суду квитанций за период с января по декабрь 2016 года по оплате коммунальных услуг, направленных истице ООО «ЦЖР и РУГ» в рамках агентского договора, следует, что Кузьминой Т.А. предлагалось произвести оплату услуг по центральному отоплению и водоснабжению в пользу ООО «Аквасервис».

Согласно ч.3 и ч.4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

На основании ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, техническом урегулировании пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (ч.1.1 настоящей статьи).

Согласно ч.ч.1.2 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу ч.ч.1,2 ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

В соответствии со ст.161 ЖК РФ определение порядка управления многоквартирным жилым домом находится в сфере владения собственников жилых помещений.

При этом порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления.

Статьей 163 ЖК РФ предусмотрены случаи управления многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности. При этом порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления (ч.1 ст.163).

В соответствии с ч.2 ст.163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, доля субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.4 ст.161 ЖК РФ.

В силу ч.4 ст.161 ЖК РФ органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года со дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Таким образом, для собственников многоквартирных домов, в которых все помещения находятся в публичной собственности, ст.163 ЖК РФ устанавливает обязанность заключить договоры управления с управляющими организациями, выбранными по результатам открытого конкурса, или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, - без проведения такого конкурса.

Как следует из материалов дела, способ управления домом, в котором проживает истица, не избран, управляющая организация не определена.

Главой 30 ГК РФ правоотношение по энергоснабжению, в котором участвуют только два лица: продавец – энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация и покупатель – абонент, приобретающий холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию и, следовательно, обязанный оплатить эту энергию ресурсоснабжающей организации.

Жилищное законодательство в это правоотношение вводит дополнительного субъекта – исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации, перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги – холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление.

Соответственно, такой исполнитель оплачивает поставленные ресурсоснабжающими организациями коммунальные ресурсы. По смыслу параграфа 6 гл. 30 ГК РФ исполнитель выступает абонентом по отношению к ресурсоснабжающей организации. граждане – потребители, в свою очередь, оплачивают коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг. Порядок оплаты указанных услуг в зависимости от способа управления многоквартирным жилым домом и вида исполнителя коммунальных услуг (ТСЖ, управляющая компания и т.п.) урегулирован в ст.155 ЖК РФ.

В той же статье перечислены случаи, когда допускается оплата гражданами коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям. Эти случаи связаны выбором собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным жилым домом или с соответствующим решением общего собрания собственников помещений в таком доме или общего собрания членов товарищества собственников жилья. Иные основания получения ресурсоснабжающей организацией платы от граждан жилищным законодательством не установлены, так что порядок расчетов с такой организацией за поданные в многоквартирный жилой дом коммунальные ресурсы по смыслу п.2 ст.548 ГК РФ должен определяться положениями параграфа 6 гл.30 ГК РФ.

Как следует из п.10 ч.1 ст.4, п.п.2,8 ст.5 ЖК РФ определение порядка оплаты коммунальных ресурсов, поставленных в жилые дома, регулируется нормами жилищного законодательства.

По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. По этому договору одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (наймодатель) обязуется предать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ (п.1 ст.49, ст. 60 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 65 ЖК РФ наймодатель обязан обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества, и имеет право требовать своевременного внесения платы за коммунальные услуги.

Согласно ст.67 ЖК РФ наймодатель обязан обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг, и обязан своевременно вносить плату за коммунальные услуги.

Таким образом, в соответствии с Жилищным кодексом РФ нанимателям жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда коммунальные услуги предоставляются наймодателем (собственником жилых помещений или управомоченным им лицом) на основании договоров социального найма, договоров найма и договоров найма специализированных жилых помещений.

В силу ст.65 ЖК РФ право требовать своевременного внесения платы за коммунальные услуги имеет наймодатель жилого помещения по договору социального найма.

Неосуществление в установленном порядке уполномоченными лицами способа управления многоквартирным жилым домом и, следовательно, отсутствие исполнителя коммунальных услуг как контрагента ресурсоснабжающей организации не могут влиять на применение приведженных выше положений гражданского и жилищного законодательства, возлагающих на собственника бремя водержания принадлежащего ему имущества.

Следовательно, исходя из установленных фактов (принадлежность жилого фонда муниципальному образованию, передача квартиры по договору социального найма, отсутствие управляющей компании) и указанных правовых норм, лицом, обязанным оплачивать коммунальные услуги является собственник жилого помещения – публично-правовое образование в лице администрации ГО «Вуктыл», наниматели жилого помещения являются же лицами, обязанными перед администрацией по договору социального найма.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что право требовать от истицы своевременного внесения платы за коммунальные услуги имеет только наймодатель жилого помещения, которым является его собственник – администрация МО ГО «Вуктыл».

Данный вывод суда указан и в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 26 июня 2014 года, по гражданскому делу по иску Кузьминой Т.А. к ООО « Вуктыльский Тепловодоканал» о признании незаконным направления платежных документов для оплаты коммунальных услуг и понуждении организовать деятельность по направлению платежных документов в соответствии жилищным законодательством.

В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением, по раннее рассмотренному делу, обязательны для суда.

Суд считает, что обстоятельство, указанное в выводе апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ имеет преюдиционное значение для разрешения настоящего дела, поскольку в рассматриваемом споре истцом также является Кузьмина Т.А., а ответчиком также ресурсоснабжающая организация.

При этом, суд учитывает, что договор теплоснабжения -Т от ДД.ММ.ГГГГ, договор -В по обеспечению населения услугами холодного водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, договор теплоснабжения -Т и договор -В по обеспечению населения услугами холодного водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ не содержат в себе условия по передачи прав требования оплаты за поставленные коммунальные ресурсы кому-либо.

Поэтому, суд считает, что ООО «Аквасервис», как ресурсоснабжающая организация, не вправе требовать оплаты коммунальных услуг с Кузьминой Т.А., в том числе и по агентскому договору, через ООО «ЦЖР и РУГ».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

решил:

признать действия общества с ограниченной ответственностью «Аквасервис» по получению с Кузьминой Т. А. платежей за оказанные коммунальные услуги незаконными.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми через Вуктыльский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.В. Сурганов

2-31/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузьмина Т.А.
Ответчики
ОО "Аквасервис"
Суд
Вуктыльский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
vuktyl.komi.sudrf.ru
12.01.2017Передача материалов судье
12.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2017Судебное заседание
25.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее