дело №2а-1150/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«18» мая 2018 года г.Ижевск
Устиновский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Чегодаевой О.П., при секретаре судебного заседания Камалетдиновой Г.Р., с участием старшего помощника прокурора Устиновского района г.Ижевска Семеновой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Устиновского района г.Ижевска Удмуртской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Иванову С.В. о возложении обязанности пройти медицинский осмотр врачом-наркологом,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Устиновского района г.Ижевска Удмуртской Республики, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Иванову С.В., которым просит обязать его явиться в наркологическое отделение БУЗ «РНД» МЗ УР по адресу: г.Ижевск, пос.Машиностроителей, 117, для прохождения медицинского осмотра врачом-наркологом и определения степени ремиссии, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Требование мотивировано тем, что Иванов С.В. состоит на диспансерном учете у нарколога в БУЗ УР «РНД МЗ УР» с диагнозом <данные изъяты>. Проведённой Прокуратурой Устиновского района г. Ижевска проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства ответчик нарколога не посещает, нарушает порядок диспансерного учета. Уклонение ответчика от надлежащего диспансерного наблюдения и лечения от наркомании и алкоголизма препятствует достижению целей государственной политики в сфере оборота наркотических средств, не способствует профилактике употребления наркотиков, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью других граждан, охраняемым законом интересам общества и государства.
Старший помощник прокурора Устиновского района г. Ижевска Сёменова А.В. в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивала, просила обязать Иванова С.В. явиться в наркологическое отделение БУЗ «РНД» МЗ УР по адресу: г.Ижевск, пос.Машиностроителей, 117, для прохождения медицинского осмотра врачом-наркологом и определения степени ремиссии, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Административный ответчик Иванов С.В. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещался судом по месту жительства (регистрации). Судебная корреспонденция, направленная в адрес административного ответчика, возвратились в суд с отметкой почтового отделения об истечении срока хранения корреспонденции.
Соблюдение органами почтовой связи порядка вручения предназначенного для ответчика почтового отправления, установленного п.36 Правил оказания услуг почтовой связи и п.3.4 Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», свидетельствует о надлежащем извещении административного ответчика о принятии настоящего административного дела к производству судом.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 года (ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 года № 4812-VIII), лицо само определяет объём своих прав и обязанностей в процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Таким образом, Иванов С.В., будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения административного дела в суд не явился, сведений о причинах неявки в судебное заседание и доказательства уважительности причин неявки не представил, рассмотреть дело в свое отсутствие не просил, возражений в письменной форме по существу административного искового заявления не представил.
Неявка лица, извещённого в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, в том числе права на предоставление суду возражений по иску и доказательств в их подтверждение, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица БУЗ УР «РНД» МЗ УР, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
На основании ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся административного ответчика и представителя заинтересованного лица.
Выслушав доводы прокурора, исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее – административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст.2 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В соответствии с п.8 ст.4 указанного Закона, основным принципом охраны здоровья граждан является приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
Частью 1 ст.4 Федерального закона от 08.01.1998г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» установлено, что государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту строится, в том числе на принципах приоритетности мер по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, профилактики правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, особенно среди детей и молодежи, а также стимулировании деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.
Согласно ст. 54 указанного закона государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи и социальную реабилитацию. Наркологическая помощь больным наркоманией включает профилактику, диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию.
Частью 3,4 ст. 54 Федерального закона от 08 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" установлено, что на больных наркоманией, находящихся под диспансерным наблюдением и продолжающих потреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющихся от лечения, а также на лиц, привлеченных к административной ответственности или осужденных за совершение преступлений к наказанию в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы и нуждающихся в лечении от наркомании, по решению суда может быть возложена обязанность пройти лечение от наркомании и могут быть назначены иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Больные наркоманией при оказании наркологической помощи пользуются правами пациентов в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Согласно приказу Минздрава СССР от 12.09.1988 N 704 диспансерному учету и динамическому наблюдению подлежат лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания, а за лицами, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (в дальнейшем по тексту - группа риска), организуется профилактическое наблюдение.
Таким образом, исходя из положений приказа Минздрава СССР от 12.09.1988 N 704 диспансерный учет и профилактическое наблюдения являются формами диспансерного наблюдения.
В соответствии с Инструкцией «О порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания», утв.Приказом Минздрава СССР от 12.09.1988г. №704 диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Исключение составляют лица, обращающиеся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения больных алкоголизмом и хозрасчетные наркологические амбулатории (кабинеты).
На всех наркологических больных и лиц группы риска в установленном порядке заполняется медицинская карта амбулаторного наркологического больного (ф. N 025-5/у-88) и контрольная карта диспансерного наблюдения за психически больным (ф. N 030-1/у). Диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях). Диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом в соответствии с принципами деонтологии и строгим соблюдением действующих документов Минздрава СССР. В отдельных случаях диагноз наркологического заболевания может быть установлен при обследовании и лечении в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, однако, окончательное решение вопроса о необходимости диспансерного учета (профилактического наблюдения) в данных случаях принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного (лица группы риска) по получении соответствующих материалов и при необходимости после дополнительного обследования.
За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, устанавливаются следующие сроки диспансерного учета: а) больных хроническим алкоголизмом - 3 года; б) больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.
Целью профилактического наблюдения является предупреждение развития у лиц группы риска хронического алкоголизма, наркоманий и токсикоманий.
Снятие с диспансерного учета производится по следующим причинам: стойкая ремиссия (выздоровление); изменение постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим учреждением (подразделением) территории, в том числе в связи с передачей под диспансерное наблюдение в другое наркологическое учреждение (подразделение); осуждение с лишением свободы на срок свыше 1 года; направление в лечебно-трудовой профилакторий МВД СССР (для больных наркоманиями); в связи со смертью.
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.
В отдельных случаях, когда наркологическое учреждение не может в течение 1 года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры (в том числе обращения в местные органы внутренних дел), при отсутствии объективных сведений о его месте нахождения - данный больной снимается с диспансерного учета. Решения о снятии с учета в этих случаях также выносятся на ВКК учреждения, где наблюдался больной.
Как следует из материалов дела, Иванов С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на диспансерном наблюдении в БУЗ УР «РНД» МЗ УР с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ добавлен диагноз <данные изъяты>, от посещения уклоняется с ДД.ММ.ГГГГ
Из сообщения БУЗ УР «РНД» МЗ УР № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Иванов С.В. находится на диспансерном наблюдении с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом <данные изъяты> Основание для постановки на учет – самостоятельно обратился с целью госпитализации. Согласно медицинской карты №, ознакомлен с правилами диспансерного наблюдения он ознакомлен, неоднократно проходил стационарное лечение. Последняя явка ДД.ММ.ГГГГ
Факт уклонения административного ответчика от диспансерного наблюдения и лечения от алкоголизма и наркомании подтверждается представленной медицинской картой амбулаторного наркологического больного.
Следовательно, Иванов С.В. нарколога не посещает с ДД.ММ.ГГГГ, нарушает порядок диспансерного учета, т.е. находясь под диспансерным наблюдением в наркологическом отделении БУЗ УР «РНД» МЗ УР, уклоняется от лечения.
Уклонение Иванова С.В. от надлежащего диспансерного наблюдения и лечения от алкоголизма и наркомании препятствует достижению целей государственной политики в сфере оборота наркотических веществ, не способствует профилактике употребления алкоголя, а, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью других граждан, охраняемым законом интересам общества и государства.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
В силу ст. 56 Федерального закона от 08 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" порядок диспансерного наблюдения за больными наркоманией и учета больных наркоманией устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.
Порядок диспансерного наблюдения за больными наркоманией определяется Приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 г. № 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями".
Разделом 3 Инструкции, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 г. № 704, установлено, что осмотры наркологических больных и лиц группы риска необходимы для осуществления контроля за состоянием больного в процессе динамического наблюдения, проведения лечения и профилактических мер медицинского характера. При этом осмотром наркологических больных или лиц группы риска может считаться только личный контакт с пациентами участкового врача психиатра-нарколога, участковой медсестры, фельдшера наркопункта, фельдшера (медсестры) социальной помощи, сопровождающийся обследованием, лечебным воздействием или назначением медикаментозных средств. Число осмотров, приходящееся на каждого конкретного пациента в течение 1 года, зависит от группы динамического учета или наблюдения, в которую он входит, а также от индивидуальных особенностей личности и течения заболевания.
Лица, злоупотребляющие алкоголем, замеченные в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, составляют группу профилактического наблюдения. Частота осмотров лиц старше 18 лет, злоупотребляющих алкоголем, устанавливается лечащим врачом индивидуально.
Частота осмотров подростков, злоупотребляющих алкоголем, - не реже 1 раза в месяц. Частота осмотров лиц, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без явлений наркомании и токсикомании, - не реже 1 раза в месяц.
Рекомендуемая частота осмотров может варьировать во всех группах динамического наблюдения в зависимости от структуры контингента на участке и в порядке дифференцированного подхода к пациенту.
Среднее расчетное число осмотров одного пациента в год рекомендуется устанавливать не менее пяти.
Таким образом, несмотря на установленную законодательством РФ обязанность некоторых категорий граждан проходить медицинские осмотры врачом-наркологом с целью надлежащего диспансерного наблюдения и лечения от наркомании, алкоголизма, токсикомании, Иванов С.В. данную обязанность не исполняет. Доказательств иного суду административным ответчиком представлено не было.
При этом суд отмечает, что Иванов С.В. состоит на диспансерном наблюдении с диагнозом как <данные изъяты>, так и <данные изъяты>
При таких обстоятельствах, неисполнение административным ответчиком своих обязанностей по прохождению медицинского осмотра врачом-наркологом противоречит требованиям законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором административных исковых требований и возлагает на Иванова С.В. обязанность явиться в БУЗ «РНД» МЗ УР для прохождения медицинского осмотра врачом-наркологом и определения степени ремиссии в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию в доход муниципального образования город Ижевск государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.174-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Устиновского района г.Ижевска Удмуртской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Иванову С.В. о возложении обязанности пройти медицинский осмотр врачом-наркологом, удовлетворить.
Обязать Иванова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, явится в наркологическое отделение БУЗ «Республиканский наркологический диспансер» МЗ УР (г.Ижевск, пос.Машиностроителей, 117) для прохождения медицинского осмотра врачом-наркологом и определения степени ремиссии, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Иванова С.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Устиновский районный суд г.Ижевска. В окончательной форме решение суда принято «21» мая 2018 года.
Судья О.П. Чегодаева