ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-18680/2020
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Санкт-Петербург 20 ноября 2020 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Кулешова Е.А., рассмотрев в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, единолично без проведения судебного заседания кассационную жалобу Администрации Солецкого муниципального района Новгородской области на определение Солецкого районного суда Новгородской области от 10 июля 2020 года (2а-302/2019) и апелляционное определение судьи Новгородского областного суда от 17 августа 2020 года (33а-1434/2020) по административному иску прокурора Солецкого района Новгородской области, предъявленному в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Солецкого муниципального района Новгородской области об обязании устранить на участке автомобильной дороги просадки и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств, становить дорожные знаки,
установил:
Вступившим в законную силу 6 июля 2019 года решением Солецкого районного суда Новгородской области от 5 июня 2019 года, принятым по административному делу № 2а-302/2019 по административному исковому заявлению прокурора Солецкого района Новгородской области, предъявленному в интересах неопределенного круга лиц, на Администрацию Солецкого муниципального района Новгородской области (далее - Администрация района) возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Новгородская в г. Сольцы, от дома № № до пересечения в д. Егольник, просадки и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Определением Солецкого районного суда Новгородской области от 17 октября 2019 года Администрации района предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 1 июля 2020 года.
30 июля 2020 года Администрация Солецкого муниципального района Новгородской области вновь обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения вышеназванного решения указав, что решение суда не может быть выполнено в полном объеме, поскольку по состоянию на 29 июня 2020 года Администрации района необходимо исполнить семь решений суда и произвести ремонт четырнадцати автомобильных дорог общего пользования местного значения, предварительная стоимость которого составляет более 94 000 000 руб. Бюджет Солецкого городского поселения распределен, и в 2020 году денежных средств на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования не хватает. Администрация района неоднократно направляла в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области письма о выделении дополнительных денежных средств на исполнение решений суда. Для исполнения решения необходимы дополнительные сроки, а потому Администрация района просит отсрочить исполнение решения суда до 1 июля 2021 года.
Определением Солецкого районного суда Новгородской области от 10 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Новгородского областного суда от 17 августа 2020 года, Администрации Солецкого муниципального района Новгородской области в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения указанного решения суда отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 13 октября 2020 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 23 октября 2020 года, Администрация Солецкого муниципального района Новгородской области ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изучив кассационную жалобу и материалы административного дела, не нахожу оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
В силу части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деке, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Аналогичные положения содержатся в статье 37 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Судами установлено, что вступившим в законную силу 6 июля 2019 года решением Солецкого районного суда Новгородской области от 5 июня 2019 года на Администрацию района возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Новгородская в г. Сольцы, от дома № № до пересечения в д. Егольник, просадки и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств.
Несмотря на предоставленную определением Солецкого районного суда от 17 октября 2019 года отсрочку исполнения решения до 1 июля 2020 года, Администрацией района на протяжении длительного времени не исполняется решение суда.
Отказывая в удовлетворении заявления Администрации района об отсрочке исполнения решения суда, суд первой инстанции исходил того, что обстоятельства, на которые ссылается Администрация района, не носят исключительный характер, дающий основания для отсрочки исполнения решение суда.
При этом судом первой инстанции правомерно учтено, что Администрации района уже предоставлялась отсрочка исполнения решения суда, а отсутствие бюджетных ассигнований на данные цели не относится к числу обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для неисполнения вступившего в законную силу судебного постановления.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции мотивированы, соответствуют установленным судом фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального права к спорным правоотношениям, оснований не согласиться с ними не имеется.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определил:
определение Солецкого районного суда Новгородской области от 10 июля 2020 года и апелляционное определение судьи Новгородского областного суда от 17 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Солецкого муниципального района Новгородской области - без удовлетворения.
Определение Солецкого районного суда Новгородской области от 10 июля 2020 года, апелляционное определение судьи Новгородского областного суда от 17 августа 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Судья