Решение по делу № 2-1972/2019 от 18.02.2019

Дело № 2-713/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 апреля 2019 года         г.о. Щёлково Московской области

Щелковский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Колесниковой О.Д.,

при секретаре судебного заседания Королевой Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Продун ФИО6 к Администрации г.о. Щелково Московской области о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка, возложении обязанности по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Щелковский городской суд Московской области с иском к ответчику о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка, возложении обязанности по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка.

В обоснование исковых требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>

Границы вышеуказанного земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В соответствии с п.3 части 1 статьи 39.28, статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях перераспределения принадлежащего ему земельного участка с земельным участком площадью 152 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, Продун Э.В. обратился в Администрацию Щелковского муниципального района Московской области (далее – Ответчик), приложив схему перераспределяемых земельных участков.

В заявлении о перераспределении были указаны все сведения, перечисленные в части 2 статьи ст. 39.29 Земельного кодекса, а также в соответствии с частью 3 ст.39.29 Земельного кодекса приложена схема расположения земельного участка, подготовленная в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территориии формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе".

В соответствии с выпиской из ЕГРН о принадлежащем Истцу земельном участке, сведения о наличии либо отсутствии особых условий использования территории в данных государственного реестра недвижимости отсутствуют.

23 января 2019 года, истцом был получен отказ в перераспределении испрашиваемых земельных участков № , в связи с тем, что указанный в заявлении о представлении земельного участка земельный участок с кадастровым номером является ограниченным в обороте в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно заключения Комитета архитектуры и градостроительства Московской области от 16.01.2019 прирезаемый земельный участок полностью расположен в существующих границах красных линий улицы местного значения.

Истец с отказом по указанным Ответчиком основаниям не согласен, считает его необоснованным и незаконным, просит

- признать незаконным решение Администрации Щелковского муниципального района Московской области от 23 января 2019 года № об отказе в перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и земельного участка с кадастровым номером , площадью 1500 кв.м., вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.

- обязать администрацию г.о. Щелково М.О. утвердить схему расположения земельного участка площадью 152 кв.м., земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории и принять решение о предварительном согласовании перераспределении земельного участка, площадью пл. 152 кв.м., земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, государственная собственность на который не разграничена и земельного участка с кадастровым номером , площадью 1500 кв.м., вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.

В судебное заседание истец не явился, извещен, его представитель, действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.

В судебное заседание представитель ответчика - Администрации Щелковского муниципального района Московской области не явился, извещен надлежащим образом, возражений против заявленных исковых требований не представил.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив в совокупности, представленные доказательства, с учетом экспертного заключения, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1, ч.2 ст. 11 Земельного Кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Пунктом 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п. п. 1,    3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (ст. ст. 39.27 - 39.29) Земельного кодекса РФ.

В силу положений ст. 39.28 ЗК РФ допускается перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если перераспределение таких земель или земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; а также в случаях перераспределения земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных, в частности, для индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Такое перераспределение осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта РФ, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно ч. 10 ст. 39.29 ЗК РФ, решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

Пунктом 6 ст. 11.9 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков не должно, в том числе, нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что Продун Э.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.Границы вышеуказанного земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В соответствии с п.З части 1 статьи 39.28, статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях перераспределения принадлежащего ему земельного участка с земельным участком площадью 152 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, Продун Э.В. обратился в Администрацию Щелковского муниципального района Московской области, приложив схему перераспределяемых земельных участков.

В заявлении о перераспределении были указаны все сведения, перечисленные в части 2 статьи ст.39.29 Земельного кодекса, а также в соответствии с частью 3 ст.39.29 Земельного кодекса приложена схема расположения земельного участка, подготовленная в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе".

В соответствии с выпиской из ЕГРН о принадлежащем Истцу земельном участке, сведения о наличии либо отсутствии особых условий использования территории в данных государственного реестра недвижимости отсутствуют.

Решением от 23 января 2019 года № Истцу отказано в предоставлении государственной услуги, согласно которому:

«Указанный в заявлении о представлении земельного участка земельный участок с кадастровым номером является ограниченным в обороте в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно заключения Комитета архитектуры и градостроительства Московской области от 16.01.2019 ГЗ-СМЭВЗ-135584766 прирезаемый земельный участок полностью расположен в существующих границах красных линий улицы местного значения. На основании вышеизложенного, Администрация Щелковского муниципального района отказывает Вам в перераспределении испрашиваемых земельных участков, в соответствии с ч.12 ст.85 Земельного кодекса»

В соответствии со ст.39.15 ч. 17 Земельного кодекса РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

В соответствии с пунктами 1 - 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В силу пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно положениям статьи 11.10 ЗК РФ основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в частности, являются: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;    несоответствие    схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации.

В соответствие с ч. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Из анализа положений закона (ст. 39.28,39.29 ЗК РФ) следует, что возможность перераспределения земельных участков допускается только за счет свободных от прав земель путем присоединения их к принадлежащему участку.

Таким образом, суд соглашается с доводами истца о том, что схемой расположения земельного участка, предоставленной Продун Э.В., не подтверждается наличие обстоятельств, послуживших основанием для отказа в перераспределении земельных участков, в том числе нахождения земельного участка в границах территорий общего пользования.

Земельные споры рассматриваются в судебном порядке (пункт 1 статьи 64 ЗК РФ).

В соответствии со статьей 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных познаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Поскольку для разрешения поставленных вопросов необходимы специальные познания с использованием различных научных направлений в пределах одной области знания, на основании определения суда по данному делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ФИО4

Из заключения эксперта ФИО4 следует, что согласно генеральному плану городского поселения Щелково определить границы красных линии в районе расположения земельного участка с кадастровым номером невозможно, проект или иная документация, на основании которой утверждается расположение красных линий, в материалах дела отсутствует, согласно Решению совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области от 26.12.2017 года № перераспределяемый земельный участок площадью 152 кв.м. расположен на землях государственная собственность, на которые не разграничена, которые не ограничены в обороте, поскольку решением исключено прохождение трасс по <адрес> и <адрес> в <адрес>.

Поскольку границы земель общего пользования в районе расположения перераспределяемого земельного участка площадью 152 кв.м. не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (не внесены в ЕГРН сведения о местоположении), определить, расположен ли перераспределяемый земельный участок площадью 152 кв.м. на землях общего пользования не представляется возможным.

Согласно части 1 статьи 55 и части 1 статьи 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Конституционный Суд РФ в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года N566-0-0, от 18 декабря 2007 года \ 888-0-0, от 15 июля 2008 года И 465-0-0 и др.).

При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Суд доверяет заключению эксперта ФИО4 и принимает его как допустимое доказательство при разрешении вопроса о том, расположен ли перераспределённый земельный участок площадью 152 кв.м., к землям государственная собственность на который не разграничена, граничащий с земельным участком с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> <адрес> территории общего пользования, поскольку заключение полностью согласуется с материалами дела, научно обосновано, аргументировано, при проведении экспертизы эксперт был предупрежден за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, ему были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 85 ГПК РФ, экспертиза назначена в соответствии с требованиями ст. 79 - 80 ГПК РФ.

Заключение эксперта не оспорено, в связи с чем, суд признает допустимым доказательством и полагает возможным положить его в основу решения суда.

Из положений норм ст.41, 42 Градостроительного кодекса РФ следует, что существующие красные линии, а также линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, подлежат нанесению и выделению на утвержденном в установленном порядке проекте планировке территории, являющимся основой для разработки проектов межевания территорий.

Согласно п. 1 Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", принятой Постановлением Госстроя России от 06 апреля 1998 года N 18-30, данная Инструкция обязательна для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке.

В соответствии с п. 3.1 указанной Инструкции она определяет основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации.

Из пункта 3.3 этой же Инструкции следует, что красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.

Согласно пункту 3.8. Инструкции Красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету:

в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей;

в проектах инженерно-транспортных коммуникаций;

при инвентаризации земель в поселениях;

при установлении границ землепользовании;

в проектах землеустройства;

в проектах межевания территорий;

при установлении границ территориальных зон в поселениях;

в земельном и градостроительном кадастрах;

на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения.

Согласно п.п. 4.1.-4.4. Инструкции проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000.

В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождается указанием на необходимость последующей детальной разработки.

При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.

Сведений о разработке и утверждении в установленном законом порядке красных линий суду не представлено.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что относимых и допустимых доказательств того, что испрашиваемый истцом перераспределяемый земельный участок площадью 152 кв.м, к землям государственная собственность на который не разграничена, граничащий с земельным участком с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 1500 кв.м., расположенным по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>,находится на территории общего пользования, суду не представлено, экспертом не установлено, решение Администрации Щелковского муниципального района Московской области от 23 января 2019 года № от отказе в перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и земельного участка с кадастровым номером 50:14:0050609:47, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 1500 кв.м., расположенным по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, нельзя признать законным, поскольку оно принято в нарушение положений п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Продун ФИО6 к Администрации Щёлковского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка, возложении обязанности по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка - удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации Щелковского муниципального района Московской области от 23 января 2019 года № об отказе в перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и земельного участка с кадастровым номером , площадью 1500 кв.м., вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>

Обязать администрацию Щелковского муниципального района Московской области утвердить схему расположения земельного участка площадью 152 кв.м., земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории и принять решение о предварительном согласовании перераспределении земельного участка, площадью пл. 152 кв.м., земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, государственная собственность на который не разграничена и земельного участка с кадастровым номером , площадью 1500 кв.м., вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца.

Судья                         О.Д. Колесникова

2-1972/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Продун Эдуард Валерьевич
Ответчики
Администрация Щёлковского мунципального района МО
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Дело на странице суда
shelkovo.mo.sudrf.ru
24.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.04.2020Передача материалов судье
24.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2020Подготовка дела (собеседование)
24.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2020Судебное заседание
24.04.2020Производство по делу возобновлено
24.04.2020Судебное заседание
24.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2020Дело оформлено
12.03.2020Дело передано в архив
17.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее