Производство № 2-339/2022.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.Город Вичуга, Ивановской области. 03.10.2022 год.
Вичугский городской суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Беззубова В.Н.,
с участием представителя истца помощника Вичугского межрайонного прокурора Голубевой А.О., представителя ответчика Кассина Д.И.,
при секретаре судебного заседания Петуховой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по иску Ивановского транспортного прокурора, предъявленному в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об установлении обязанности устранить нарушения законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Ивановский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Открытому акционерному обществу «Российский железные дороги» (ОАО «РЖД») об установлении обязанности устранить нарушения законодательства.
Иск мотивирован тем, что Ивановской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере транспортной безопасности и антитеррористической защищенности на железнодорожной станции Вичуга Ярославского центра организации работы железнодорожных станций – Северной дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» (далее – ж/д станция Вичуга), расположенной в Ивановской области. В ходе проверки выявлены нарушения федерального законодательства об обеспечении транспортной безопасности и противодействия терроризму.
Федеральный закон от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – ФЗ № 35-ФЗ) определяет основные понятия, принципы, цели борьбы с терроризмом, ведомства, осуществляющие борьбу с терроризмом, из функции и компетенцию. В силу статьи 2 названного Федерального закона, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина относится к основным принципам противодействия терроризму.
Транспортная инфраструктура является одной из важнейших составляющих общества, поскольку в ней сосредоточены огромные людские, материальные, технические и информационные ресурсы. Террористические акты на транспортных сетях могут привести к человеческим жертвам, экономическим потерям, техногенным и экологическим катастрофам.
Транспортный комплекс представляет собой сложноорганизованную систему, поэтому защита его от возможных террористических посягательств должна носить системный характер и рассматриваться как важнейшая составляющая безопасности транспорта.
В пункте 12 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – ФЗ № 16-ФЗ) указано, что транспортный комплекс – это объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства. Исходя из пункта 5 статьи 1 названного Федерального закона, объектами транспортной инфраструктуры являются железнодорожные станции.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено ФЗ № 16-ФЗ и иными федеральными законами (ст. 4 ФЗ № 16-ФЗ).
Под субъектом транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры или использующих их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 ФЗ № 16-ФЗ).
Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством РФ (ч. 3 ст. 12 ФЗ № 16-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 года № 1635 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее – Требования). В соответствии с пунктом 4 этих Требований документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
По информации Росжелдора ж/д станция Вичуга, расположенная на территории Ивановского транспортного региона, 20.05.2021 года включена в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 2) и ей присвоен реестровый номер № (уведомление №).
На ж/д станцию Вичуга 30.04.2021 года разработан и 14.05.2021 года утвержден типовой паспорт объекта транспортной инфраструктуры №.
Согласно подпункту «г» пункта 5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Вопреки установленным требованиям указанные подразделения для предотвращения незаконного вмешательства на данные объекты инфраструктуры до настоящего времени не привлечены, что позволяет третьим лицам беспрепятственно проникать в зону транспортной безопасности.
С целью устранения выявленных нарушений 31.08.2021 года начальнику Северной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» внесено представление, по результатам рассмотрения которого действенных мер по фактическому устранению нарушений не принято.
В соответствии с пунктом 2 Приложения к Требованиям от 08.10.2020 года № 1635 Положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, при привлечении подразделения транспортной безопасности – копия договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности прикладываются к паспорту в течение 6 месяцев со дня его утверждения.
Нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности угрожают устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, интересам личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса, а также жизни и здоровью неопределенного круга лиц, пассажирам, работникам объекта транспортной инфраструктуры и иным лицам, находящимся на объекте транспортной инфраструктуры либо в непосредственной близости от него.
В соответствии с положениями части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 22202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции РФ федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов РФ, субъектов РФ или муниципальных образований. С учетом увеличения исковых требований Ивановский транспортный прокурор просил обязать ОАО «Российские железные дороги»:
- внести изменения в паспорт обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (в редакции от 01.07.2022 года), не подлежащего категорированию, железнодорожной станции Вичуга Ярославского центра организации работы железнодорожных станций – Северной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», а именно, включить в данный паспорт подпункт «г» пункта 5 вышеназванных Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 года № 1635;
- приложить к паспорту обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию, железнодорожной станции Вичуга Ярославского центра организации работы железнодорожных станций – Северной дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» Положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности инфраструктуры или копию договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Представитель истца – помощник прокурора Голубева А.О., иск поддержала по изложенным в нем основаниям. В письменных пояснениях истец сообщил следующее: 1. В части не предоставления прокуратурой доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц и интересов РФ. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 Федерального закона № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами и службами, иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются: 1) законность; 2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства; 3) взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности; 4) непрерывность; 5) интеграция в международные системы безопасности; 6) взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Согласно п. 1, 44. 4 ч. 1 того же Федерального закона, акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Федеральный закон от 06.03.20065 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму определил основные понятия, принципы, цели борьбы с терроризмом, ведомства, осуществляющие борьбу с терроризмом, их функции и компетенцию. Обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина относится к основным принципам противодействия терроризму.
Транспортная инфраструктура является одной из важнейших составляющих общества, поскольку в ней сосредоточены огромные людские, материальные, технические и информационные ресурсы. Террористические акты на транспортных сетях могут привести к человеческим жертвам, экономическим потерям, техногенным и экологическим катастрофам. Транспортный комплекс представляет собой сложноорганизованную систему, поэтому защита его от возможных террористических посягательств должна носить системный характер и рассматриваться как важнейшая составляющая безопасности транспорта. В указанной связи прокуратура наделена полномочиями по обращению в судебные органы за защитой прав неопределенного круга лиц и интересов РФ, поскольку речь идет о безопасности государства и людей.
2. По отсутствию у ответчика обязанности по привлечению подразделений транспортной безопасности при первом уровне безопасности. Постановлением Правительства РФ от 18.10.2020 № 1635 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (Требования). В соответствии с п. 4 Требований, этот документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры. ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры. Согласно пп. «в» п. 5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с положениями частей 1.3, 1.4 и 1.5 статьи 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» по типовой форме согласно приложению (далее - паспорт объекта транспортной инфраструктуры).
Проверкой установлено, что на ж/д станцию Вичуга разработан 30.04.2021 года и утвержден 14.05.2021 года типовой паспорт объекта транспортной инфраструктуры №. Этот документ обязателем для неукоснительного соблюдения как самим субъектом транспортной безопасности, так и для лиц, привлекаемых в качестве сил обеспечения транспортной безопасности. Согласно пп. «г» Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов. Таким образом, субъект транспортной безопасности обязан выполнять положения, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635, а также паспортом, который субъект утвердил.
В соответствии с пп. «г» п «а» раздела 4 паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию, ж/д станция Вичуга определено, что на станции должно быть сформировано или привлечено подразделение транспортной безопасности, тут же констатируется, что это требование не выполнено.
Согласно листу № 19 названного плана (Приложение к плану, которые являются его неотъемлемой частью), пунктом 2 должно прилагаться Положение (устав) сформированного подразделения ТБ или копия договора с привлеченным подразделением ТБ течение 6-ти месяцев со дня утверждения паспорта. Как установлено в ходе проверки и не оспаривается ответчиком эти Требования, определенные в постановлении Правительства РФ № 1635 и заложенные в утвержденном паспорте не выполнены. ОАО «РЖД» необоснованно привязывает наличие такого документа к объявлению категории того или иного уровня безопасности, поскольку постановление Правительства № 1635 не содержит об этом указаний.
При объявлении уровня безопасности № 2 и № 3 (порядок объявления которых устанавливается постановлением Правительства РФ № 2344 от 29.12.2020) субъект транспортной безопасности должен принять дополнительные меры, в т.ч. с учетом мероприятий, отраженных в паспорте.
Согласно листу 16 паспорта обеспечения транспортной безопасности ж/д станции Вичуга, субъект транспортной безопасности дополнительно должен:
- увеличить в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры численность работников сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющих постоянный непрерывный контроль выводимых техническими средствами обеспечения транспортной безопасности данных, эксплуатационных и функциональных показателей для выявления нарушителей, совершения или подготовки к совершению актов незаконного вмешательства;
- обеспечить силами подразделений транспортной безопасности патрулирование и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в 2 часа с проведением наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности, выборочного досмотра с использованием переносных, мобильных средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности.
Реализация этих дополнительных мероприятий при отсутствии образованного (сформированного) и (или) привлеченного для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательствам в зоне транспортной безопасности ОТИ, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов, невозможно.
В кратчайшие сроки, установленные нормативными правовыми актами, паспортом обеспечения транспортной безопасности, при изменении уровня безопасности (т.е. фактически при угрозе совершения террористического акта либо его совершении), ОАО «РЖД» не сможет оперативно обеспечить безопасность лиц, находящихся на данном объекте. Прокурором не заявлено требований по оснащению техническими средствами ж/д станции Вичуга. Иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц и в интересах РФ, при этом не требует выделения денежных средств или обеспечения безопасности конкретным способом, поэтому доводы ответчика в указанной части подлежат отклонению.
В дополнительных письменных пояснениях от 14.07.2022 года истец сообщил, что в соответствии с пп. 1.1. ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и транспортного средства, за исключен6ием объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами РФ, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения безопасности транспортного средства. Типовые формы указанных паспортов по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.
В рамках реализации данной нормы постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635 утверждены требования (далее – Требования) по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, а также типовая форма паспорта.
Согласно пп. «в» п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной и инфраструктуры обязаны: разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с положениями частей 1.3, 1.4 и 1.5 статьи 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» по типовой форме согласно приложению (далее – паспорт объекта транспортной инфраструктуры).
Подпунктом «р» пункта 5 Требований определено, что субъект транспортной безопасности обязан незамедлительно информировать Федеральное агентство железнодорожного транспорта о передаче права собственности на объект транспортной инфраструктуры или передаче права его использования на ином законном основании, а также о планируемых изменениях конструктивных или технических элементов, технологических процессов на объекте транспортной инфраструктуры, приводящих к изменению паспорта объекта транспортной инфраструктуры.
Подпунктом «с» пункта 5 Требований установлено, что при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, изменении конструктивных или технических элементов, технологических процессов на объекте транспортной инфраструктуры, влияющих на принимаемые меры и информацию, содержащуюся в паспорте объекта транспортной инфраструктуры, обеспечивать внесение изменений в паспорт объекта транспортной инфраструктуры в части произошедших изменений, его переутверждение и направление в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в порядке, предусмотренном подпунктом «в» настоящего пункта, в течение одного месяца со дня возникновения таких изменений;
при переходе права собственности на объект транспортной инфраструктуры или переходе права его использования на ином законном основании обеспечить разработку паспорта объекта транспортной инфраструктуры и его представление в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке в течение одного месяца со дня возникновения таких изменений. Ранее утвержденный паспорт объекта транспортной инфраструктуры аннулировать с незамедлительным направлением в Федеральное агентство железнодорожного транспорта информации об аннулировании с указанием причин;
в случае разработки и утверждения паспорта объекта транспортной инфраструктуры на группу объектов транспортной инфраструктуры, необходимо обеспечить внесение в него изменений, об исключении (включении) объекта (объектов) транспортной инфраструктуры, переутверждение паспорта объекта транспортной инфраструктуры и представление в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение одного месяца со дня внесения изменений.
Таким образом, законодательно установлены случаи, когда утвержденные паспорта обеспечения транспортной безопасности подлежат изменению. Этот перечень не подлежит расширительному толкованию.
ОАО «РЖД» 14.04.2021 утвердило паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, этот паспорт был направлен в уполномоченный орган. С этого времени оснований для внесения изменений, отраженных в вышеназванном пункте «с» пункта 5 Требований у ОАО «РЖД» не имелось, что подтверждается их ответом от 08.07.2022 №. Следовательно, внесение каких-либо изменений, которые осуществлены ОАО «РЖД» является незаконным и направлено на уход от предусмотренной законом ответственности, в т.ч. и гражданско-правового характера. Кроме того, типовая форма документа утверждена постановлением Правительства РФ № 1635. Согласно типовой форме, приложением к паспорту идет ряд документов, которые не могут быть произвольно исключены субъектом транспортной безопасности. В т.ч. речь идет о Положении (уставе) сформированного подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, при привлечении подразделения транспортной безопасности – копии договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности (т. 1, л.д. 164-166).
Представитель ответчика – ОАО «РЖД» Кассин Д.И. в удовлетворении иска возражал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях. В этих возражениях ответчик сообщил, что истцом в нарушение статей 45, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) не представлено доказательств того, что существующим положением нарушаются права неопределенного круга лиц. Из письменных возражений известно следующее. 1. У субъекта транспортной инфраструктуры отсутствует обязанность по привлечению подразделения транспортной безопасности. Правительством РФ 08.10.2020 года принято постановление № 1635, которым утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в т.ч. требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) железнодорожного (ж\д) транспорта, не подлежащих категорированию (далее – Требования). Пунктом 1 этих Требований установлено, что данный документ устанавливает требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности ОТИ ж/д транспорта. В постановлении Правительства РФ от 29.10.2020 № 2344 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» установлен перечень уровней безопасности и порядок их объявления (установления) при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
В соответствии с пп. «г» п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты ОТИ (группы ОТИ) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом ОТИ подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности ОТИ, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов. Таким образом, из содержания вышеприведенного пункта Требований следует, что подразделения транспортной безопасности должны быть образованы или привлечены в случаях, предусмотренных настоящими Требованиями, при этом такие случаи не конкретизированы.
В связи с этим ОАО «РЖД» письмом от 28.04.2022 № обратилось в Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) с просьбой о разъяснении в каких случаях субъект транспортной инфраструктуры обязан образовать или привлечь подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 397 (Положение) Росжелдор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
В силу п. 6.2 Положения Росжелдор имеет право давать юридическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции. Согласно разделу 5 Положений в компетенцию Росжелдора входят вопросы обеспечения транспортной безопасности на ОТИ.
Письмом от 04.05.2022 № Росжелдор разъяснил, что требования применяются с учетом уровня безопасности ОТИ, который устанавливается в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2344 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления).
Росжелдор указал, что обязанность субъекта транспортной инфраструктуры по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности возникает лишь в случае объявления уровня безопасности № 2 и № 3. Образование или привлечение подразделения транспортной безопасности при первом уровне безопасности, действующем постоянно, если не объявлен другой уровень безопасности, не является обязательным для субъектов транспортной инфраструктуры. Учитывая, что ж/д станция Вичуга имеет 1 уровень безопасности, обязанность по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности у ОАО «РЖД» отсутствует.
2. Подразделения транспортной безопасности имеют возможность осуществлять свою деятельность только с помощью технических средств обеспечения транспортной безопасности, которые на ж/д станции Вичуга отсутствуют. Исходя из анализа пп. «г» п. 5 Требований следует, что субъекты транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности ОТИ. То есть, прежде чем привлекать на ОТИ подразделение транспортной безопасности необходимо оборудовать объект техническими средствами, такими как: система видеонаблюдения, система контроля удаленного доступа, охранная сигнализация и прочее.
Реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, установленных частью 1 статьи 8 Федерального закона РФ от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в части оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и транспортных средств установлена в статье 16 Федерального закона. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 13 названного Федерального закона, оснащение ОТИ, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых этим обществом на ином законном основании технических средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляется поэтапно в сроки, установленные Правительством РФ. Таким образом, законодатель установил для ОАО «РЖД» специальные условия оснащения техническими средствам обеспечения транспортной безопасности ОТИ, определив, что сроки оснащения техническими средствами будут установлены Правительством РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 21.04.2022 года № 974-р «Этапы и сроки оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности открытого акционерного общества «Российский железные дороги» или используемых указанным обществом на ином законном основании» определены объекты транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД», подлежащие оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности до 2025 года. Ж/д станция Вичуга в указанный перечень не включена, то есть исковые требования прокурора являются необоснованными.
3. Ивановский транспортный прокурор, предъявляя иск, вмешивается во внутреннюю хозяйственную деятельность ОАО «РЖД», возлагая бремя несения не предусмотренных законом чрезмерных трат. ОАО «РЖД» является обществом со 100% государственным участием, инвестиционную программу которого утверждает Правительство РФ, оно же определяет приоритетные направления развития и деятельности ОАО «РЖД», как стратегически важной отрасли. Утверждая инвестиционную программу, Правительство РФ руководствуется выполнением задач, поставленных Президентом РФ, а также наиболее значимыми и актуальными национальными интересами. Инвестиционную программу ОАО «РЖД» и годовых бюджетов компании утверждает Совет директоров ОАО «РЖД» после согласования с Правительством РФ, то есть РФ, как единственный учредитель и акционер, определяет приоритетные направления развития и деятельности ОАО «РЖД», участвует в утверждении основных программ деятельности общества, в том числе годовых бюджетов и инвестиционной программы, распределения прибылей и убытков общества. Для утверждения инвестиционной программы необходимо пройти этапы соответствующих процедур. Расходование денежных средств вне рамок инвестиционной программы недопустимо, так как будет являться нарушением норм действующего законодательства и финансовой дисциплины в компании. Возложение на ОАО «РЖД» не предусмотренной законом обязанности по привлечению подразделения транспортной безопасности повлечет несение необоснованных и чрезмерных затрат. В соответствии с примерным расчетом стоимость услуг подразделений транспортной безопасности по защите объектов транспортной инфраструктуры, относительно которых прокурором предъявлены аналогичные иски, составляет 1006105000 рублей в год. Понуждение к проведению указанных в иске мероприятий в установленные сроки напрямую нарушает баланс финансовых возможностей компании, а также процесс государственного регулирования деятельности ОАО «РЖД».
В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», органы прокуратуры не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Аналогичное положение содержится в п. 8.4. Приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». Таким образом, заявляя требование о привлечении подразделения транспортной безопасности, прокурор вмешивается в хозяйственную деятельность ОАО «РЖД» и выходит за рамки своих полномочий (л.д. 44-48).
В отзыве на иск от 01.08.2022 года представителем ответчика сформулирована консолидированная правовая позиция, которая заключается в следующем: у субъекта транспортной инфраструктуры отсутствует обязанность по привлечению подразделения транспортной безопасности при 1 уровне безопасности; действующий паспорт обеспечения транспортной безопасности не содержит требований по привлечению подразделения транспортной безопасности при 1 уровне безопасности; паспорт, утвержденный ОАО «РЖД», соответствует типовой форме паспорта, утвержденной постановлением Правительства РФ № 1635; несмотря на не предоставление со стороны прокурора доказательств нарушения действующего законодательства, ОАО «РЖД» предоставило в суд неопровержимые доказательства того, что при объявлении 2 или 3 уровня безопасности ОАО «РЖД» обеспечит охрану железнодорожных станций от актов незаконного вмешательства с помощью подразделений транспортной безопасности; подразделения транспортной безопасности имеют возможность осуществить свою деятельность только с помощью технических средств обеспечения транспортной безопасности, которые на ж/д. станции Вичуга отсутствуют; предъявляя рассматриваемый иск, прокурор вмешивается во внутреннюю хозяйственную деятельность ОАО «РЖД», возлагая на ОАО «РЖД» бремя несения не предусмотренных законом чрезмерных затрат.
Представитель третьего лица – Федерального агентства железнодорожного транспорта при надлежащем извещении в судебное заседание не прибыл, в соответствии с частью 3 статьи 167 ГРК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. Железнодорожная станция Вичуга, расположенная на территории Ивановского транспортного региона, 20.05.2021 года включена в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 2) и ей присвоен реестровый номер № (уведомление №), что подтверждается сведениями Росжелдора (л.д. 16).
23.08.2021 года И.о. Ивановского транспортного прокурора принято решение № о проведении проверки Северной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» на предмет соблюдения и исполнения Федеральных законов: от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и других (т. 1, л.д. 9).
По результатам указанной проверки 31.08.2021 года И.о. Ивановского транспортного прокурора на имя начальника Северной дирекции управления движением внесено представление, из которого известно, что по информации Росжелдора на территории Ивановской области имеется № железнодорожных станций, в т.ч. ж/д станция Вичуга, включенных в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в отношении ж/д станции Вичуга разработан и утвержден типовой паспорт объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ). В нарушение пп. «г» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635, а также требований, содержащихся в паспорте ОТИ, для защиты ж/д станции Вичуга не сформировано или не привлечено подразделение транспортной безопасности. В ходе проверки выявлены и другие нарушения (т. 1, л.д. 12-13).
В ответ на вышеназванное представление начальником Северной дирекции управления движением И.о. Ивановского транспортного прокурора дан ответ, в котором признавались указанные в представлении нарушения, в том числе и необходимость формирования или привлечения для защиты ж/д станции Вичуга подразделения транспортной безопасности (т. 1, л.д.14-15).
Судом исследованы представленный паспорт обеспечения транспортной безопасности ОТИ ж/д транспорта, не подлежащего категорированию – ж/д станции Вичуга, утвержденный 14.05.2021 года. В этом паспорте в разделе, в котором указаны реализуемые меры по обеспечению транспортной безопасности (пп. «г» п. 5) содержатся сведения о том, что при первом (постоянном) уровне безопасности на ж/д станции необходимо обеспечить наличие сформированного или привлеченного подразделения транспортной безопасности, специально оснащенного, мобильного, круглосуточно выполняющего свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности ОТИ, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов (т. 1, л.д. 92-126).
01.07.2022 года заместителем начальника Северной дирекции управления движением утверждены изменения в вышеназванный паспорт обеспечения транспортной безопасности ж/д станции Вичуга. Согласно этим изменениям при первом (постоянном) уровне безопасности на ж/д Вичуга отсутствует необходимость обеспечения наличие сформированного или привлеченного подразделения транспортной безопасности. Требований по обеспечению транспортной безопасности, установленные Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635, о формировании или привлечении подразделения транспортной безопасности будет реализовано только при объявлении на объекте транспортной инфраструктуры уровней безопасности № 2 или № 3 – т. 1, л.д. 127-151.
Из представленного ответчиком примерного расчета известно, что ежегодные затраты на привлечение для защиты ж/д станции Вичуга подразделения транспортной безопасности составят 52004000,02 рублей т. 1, (л.д. 152).
В качестве подтверждения возможности в случае объявления второго или третьего уровня безопасности обеспечить защиту ж/д станции Вичуга, ответчиком представлены исследованные судом Свидетельство, выданное Росжелдором и сертификат соответствия, подтверждающие возможность ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта в Российской Федерации» выполнять работу по обеспечению безопасности ж/д транспорта и метрополитена (т. 1, л.д. 153-154).
Между ОАО «РЖД» и ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта в Российской Федерации» заключен исследованный судом договор № от 29.12.2021 года. Согласно этому договору ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта в Российской Федерации» обязуется оказывать услуги по охране объектов Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД». Этот договор не предусматривает возможности обеспечения указанным охранным предприятием транспортной безопасности на ж/д станциях Ивановской области, не подлежащих категорированию в период действия первого уровня безопасности. Однако в ответ на запрос начальника Ярославского отдела Северного регионального центра Северной железной дороги заместителем директора филиала на Северной железной дороге ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта в Российской Федерации» дан ответ согласно которому при введении 2 или 3 уровней безопасности охранное предприятие имеет возможность обеспечить охрану объектов с помощью подразделений транспортной безопасности (т. 1, л.д. 155-163).
Согласно основным понятиям, перечисленным в статье 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», железнодорожные станции относятся к объектам транспортной инфраструктуры.
Подразделения транспортной безопасности – это подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица, осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры).
Силы обеспечения транспортной безопасности – это лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств. Транспортная безопасность – это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона).
Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством РФ (ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона).
Правительством РФ от 08.10.2020 года № 1635 утверждены и с 15.04.2021 года вступили в действие Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее – Требования). Этим документом установлены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию.
Требования применяются в отношении объектов транспортной инфраструктуры, определенных в соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона «О транспортной безопасности», в том числе в отношении ж/д станций, не подлежащих категорированию и являются обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Подпунктом «в» пункта 5 Требований установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с положениями частей 1.3, 1.4 и 1.5 статьи 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» по типовой форме согласно приложению.
Согласно подпункту «г» пункта 5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
На основании подпункта «е» пункта 5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры.
Материалами дела и пояснениями участников судебного разбирательства подтверждается, что для обеспечения безопасности объекта транспортной инфраструктуры – ж/д станции Вичуга, не подлежащего категорированию, ответчиком не образовано (не сформировано) и не привлечено подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группу из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенную, мобильную, круглосуточно выполняющую свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов. Из паспорта обеспечения транспортной безопасности названной ж/д станции, в связи с внесением в него изменений 01.07.2022 года, исключено указание на обязанность ответчика выполнять подпункт «г» пункта 5 Требований, при установленном первом (постоянном) уровне безопасности.
Основной причиной, по которой ответчик считает не обязательным выполнение подпункта «г» пункта 5 Требований, при установленном первом (постоянном) уровне безопасности является толкование им этого подпункта, в котором указано, что привлекать подразделение транспортной безопасности необходимо лишь в случаях, предусмотренных этими самыми требованиями. В представленном 27.09.2022 года отзыве на иск ответчик сообщает свою правовую позицию суть которой заключается в том, что привлекать подразделение транспортной безопасности для обеспечения транспортной безопасности ж/д станции Вичуга необходимо лишь при установлении 2 или 3 уровня безопасности.
Действительно Требования в части установления случаев, при которых субъект транспортной инфраструктуры обязан привлекать для обеспечения транспортной безопасности подразделение транспортной безопасности, сформулированы не достаточно ясно. Однако при системном анализе и толковании Требований суд приходит к выводу, что все его последующие пункты (6-11) указывают не на обязанность привлечения подразделения транспортной безопасности при объявлении 2 и 3 уровней безопасности, а на необходимость увеличения численности такого подразделения, расширения круга его обязанностей и полномочий, оснащения объекта транспортной инфраструктуры дополнительно техническими средствами и так далее. Выполнение мероприятий, перечисленных в пунктах 6-11 Требований, невозможно в отсутствие уже привлеченного подразделения транспортной безопасности, поэтому установленная в подпункте «г» пункта 5 обязанность по привлечению (созданию) такого подразделения является базовой, подлежащей исполнению при любом уровне безопасности, ы том числе и при первом уровне.
По указанным причинам суд считает, что не привлечение ответчиком для обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – ж/д станции Вичуга подразделения транспортной безопасности и внесение 01.07.2022 года вышеназванных изменений в паспорт обеспечения транспортной безопасности этой ж/д станции противоречит названным Требованиям и Федеральному закону от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», нарушает права неопределенного круга лиц.
Доводы представителя ответчика о том, что подразделение транспортной безопасности может быть привлечено или сформировано при изменении уровня безопасности на № 2 или № 3, представленные в связи с этим письма ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», договоры между ОАО «РЖД» и названным охранным предприятием, не являются основанием для отказа в удовлетворении иска. Договоры на охрану объектов с охранным предприятием заключены в отношении других объектов транспортной инфраструктуры. Наличие писем охранного предприятия с указанием на возможность обеспечить охрану ОТИ при изменении уровня безопасности является недостаточным. В вышеназванном постановлении Правительства РФ от 08.10.2020 года № 1635 указывается на обязанность субъекта транспортной инфраструктуры приложить к паспорту безопасности ОТИ положение или устав сформированного подразделения транспортной безопасности или договор с привлеченным подразделением транспортной безопасности, а не заручиться обещанием охранного предприятия обеспечить эту безопасность.
Наличие исследованного судом договора №, заключенного между ОАО «РЖД» и ООО ЧОП «Эквит», основанием для отказа в удовлетворения иска не является. Предметом этого договора является обязанность охранного предприятия обеспечить сохранность материальных ценностей ответчика в помещении здания вокзала ж/д станции Вичуга, на не транспортную безопасность станции в целом, как объекта транспортной инфраструктуры. Кроме того, ООО ЧОП «Эквит» не является подразделением транспортной безопасности с точки зрения Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Ивановский транспортный прокурор, предъявляя иск, не вмешивается во внутреннюю деятельность ОАО «РЖД», поскольку обеспечение безопасности неопределенного круга лиц внутренним делом ответчика не является.
Утверждение ответчика о том, что невозможно для обеспечения безопасности ж/д станции привлечь подразделение транспортной безопасности по причине недостаточного оборудования станции техническими средствами, не является основанием для отказа в иске. Как следует из содержания вышеназванных Требований, обеспечение объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами осуществляется поэтапно и не является условием для привлечения или создания подразделения транспортной безопасности. Доводы ответчика о том, что вначале нужно оборудовать объект техническими средствами, а потом привлекать подразделение – противоречат другим доводам о том, что в случае изменения уровня опасности незамедлительно будет привлечено ведомственное подразделение. Привлечение подразделения транспортной безопасности и обеспечение станции техническими средствами напрямую не связаны и друг от друга не зависят. Вывод ответчика о том, что подразделение охраны может осуществлять свою деятельность лишь с помощью технических средств, ошибочен.
Несение расходов на привлечение или создание подразделения транспортной безопасности предполагается, однако ссылка на возможные расходы оправданием для неисполнения требований законодательства в сфере транспортной безопасности служить не может.
ОАО «РЖД» является обществом со 100% государственным участием, его инвестиционную программу утверждает Правительство РФ, а осуществляет Российская Федерация в лице Правительства РФ, и как единственный учредитель и акционер определяет приоритетные направления развития и деятельности ОАО «РЖД», как стратегически важной отрасли. Утверждая инвестиционную программу, Правительство РФ руководствуется выполнением задач, поставленных Президентом РФ, а также наиболее значимыми и актуальными национальными интересами, в числе которых безопасность граждан.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 2 статьи 784 ГК РФ установлено, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Из положения п. 3 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» следует, что функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из следующих принципа доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.
Согласно п. 2 ст. 20 того же закона владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством РФ о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.
В статье 3 Федерального закона от 10.01.2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» указано, что пассажиры, а также физические лица, имеющие намерение воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, как потребители пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством РФ о защите прав потребителей. На основании статьи 80 того же Федерального закона, перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах. Вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
В силу статьи 7 закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Для защиты прав неопределенного круга лиц на получение качественных и безопасных услуг необходимо обязать ответчика выполнить указанные в иске требования, а именно, внести соответствующие изменения в паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта - железнодорожной станции Вичуга, а также - приложить к паспорту обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию, железнодорожной станции Вичуга Положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности инфраструктуры или копию договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности.
В статье 206 ГПК РФ указано, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Для выполнения указанных в иске мероприятий ответчику следует предоставить срок 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, при недостаточности этого срока впоследствии по заявлению ответчика судом может быть рассмотрен вопрос об отсрочке исполнения решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ивановского транспортного прокурора удовлетворить. Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727) в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу:
- внести изменения в паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (в редакции от 01.07.2022 года), не подлежащего категорированию, железнодорожной станции Вичуга Ярославского центра организации работы железнодорожных станций – Северной дирекции управления движением – филиала ОАО «Российские железные дороги», включить в данный паспорт подпункт «г» пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 года № 1635;
- приложить к паспорту обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию, железнодорожной станции Вичуга Ярославского центра организации работы железнодорожных станций – Северной дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» Положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности инфраструктуры, или копию договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (07.10.2022 года).
Судья В.Н. Беззубов.