Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кораблино Рязанской области ДД.ММ.ГГГГ
Кораблинский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Васильевой В.Н.,
при секретаре судебного заседания Васильевой И.О.,
с участием представителя административного истца – помощника межрайонного природоохранного прокурора Рязанской области Аринушкина Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кораблинского районного суда административное дело по административному иску Рязанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования – Кораблинский муниципальный район Рязанской области, администрации муниципального образования – Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области о признании бездействия незаконным и побуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Рязанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с административным иском к администрации МО – Кораблинский муниципальный район Рязанской области и, с учётом уточнения, к администрации муниципального образования – Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии мер по обустройству площадки размещения снежных масс, расположенной в районе ул. Заводская г. Кораблино. В обоснование заявленных требований истец указал, что в результате проведённого анализа исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере обращения с отходами на территории Рязанской области Рязанской межрайонной прокуратурой установлено, что на территории Кораблинского района Рязанской области имеется площадка для размещения снега, расположенная в районе ул.Заводской г.Кораблино, однако указанная площадка не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно отсутствует водонепроницаемое покрытие и обваловка. Таким образом, администрацией муниципального образования – Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области не принимаются достаточные меры для реализации ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории муниципального образования своевременное и бесперебойное оказание услуг по утилизации и переработке снежных масс, в том числе загрязнённых снежных масс, в рамках контроля за соблюдением правил благоустройства территории городского поселения. По результатам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации муниципального образования – Кораблинский муниципальный район Рязанской области внесено представление № об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого эффективных мер по устранению нарушений не принято (ответ от ДД.ММ.ГГГГ №). Вывоз загрязнённого реагентами снега на необорудованные места может повлечь за собой загрязнение почвы, фунтовых вод, иных элементов окружающей среды. Загрязнение элементов окружающей среды талыми водами от загрязнённого снега может повлечь негативное воздействие на здоровье неопределённого круга лиц. На основании изложенного просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования – Кораблинский муниципальный район Рязанской области и администрации муниципального образования – Кораблинское городское поселение Кораблинского района Рязанской области по не организации в соответствии с действующим законодательством площадки размещения снежных масс на территории Кораблинского городского поселения Кораблинского района Рязанской области, а также обязать администрацию муниципального образования – Кораблинский муниципальный район Рязанской области и администрацию муниципального образования – Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать на территории Кораблинского городского поселения Кораблинского района Рязанской области место размещения снежных масс в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» для дальнейшего размещения снежных «сухих» свалок, а именно произвести обваловку по периметру сплошным земляным валом участка, обустроить твёрдое водонепроницаемое покрытие.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник межрайонного природоохранного прокурора Рязанской области Аринушкин Н.С. поддержал заявленные требования в полном объёме с учётом уточнения, указав на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – администрации МО – Кораблинское городское поселение Кораблинского района Рязанской области Фомин А.А. в судебном заседании требования, заявленные межрайонным природоохранным прокурором Рязанской области, не признал, пояснил, что в настоящее время Правила землепользования и застройки территории МО – Кораблинское городское поселение Кораблинского района Рязанской области в редакции от 2021 года не предусматривают зон для организации мест (площадок) для размещения снежных масс, однако в ПЗЗ в редакции от 2016 года были предусмотрены зоны специального назначения, в частности зоны размещения городских свалок и пунктов приёма бытовых отходов, просил отказать в удовлетворении административного иска в полном объёме.
Представитель административного ответчика – администрации МО – Кораблинский муниципальный район Рязанской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, представил возражения на административный иск, в котором требования административного истца не признал, указав, что при уточнении искового заявления административным истцом в качестве соответчика привлекается администрация Кораблинского городского поселения. В тоже время, в административном иске отсутствует какая-либо информация о проведении проверки об исполнении администрацией Кораблинского городского поселения обязанности по созданию площадки для размещения загрязненных снежных масс. То, есть обвинение в незаконном бездействии администрации Кораблинского городского поселения безосновательно. Во-вторых, в уточненном административном иске имеется требование об обязывании сразу двух ответчиков организовать место размещения снежных масс. Администрация Кораблинского района и администрация Кораблинского городского поселения являются самостоятельными, независимыми органами местного самоуправления, наделёнными своими полномочиями в соответствии с действующим законодательством. В иске не указано, в чьи полномочия входит организация создания мест накопления снежных масс. Такая неопределённость нарушает принцип законности (ст. 9 КАС РФ) и позволяет истцу привлечь в качестве соответчиков неопределённое число органов местного самоуправления. В-третьих, довод административного истца, основанный на положениях п. 11.7 Правил благоустройства территории Кораблинского городского поселения о том, что администрация Кораблинского городского поселения обязана создавать площадки для складирования снега безоснователен. В-четвёртых, административный ответчик считает, что при уточнении административного иска истцом допущено изменение и основания и предмета иска одновременно, что является нарушением ч. 1 ст.46 КАС РФ. Просил отказать в удовлетворении административного иска.
Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Рязанской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, разрешение заявленных административным истцом требований оставил на усмотрение суда.
Выслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
Частями 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов на территории муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно п. 11.7 Правил благоустройства территории муниципального образования – Кораблинское городское поселение Кораблинского района Рязанской области, утвержденных решением Совета Депутатов муниципального образования – Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Правила), территория хозяйствующих субъектов и физических лиц, прилегающие, придомовые, внутриквартальные территории и территории общего пользования подлежат регулярной уборке от снега. Убираемый снег должен вывозиться в специально отведённые администрацией Кораблинского городского поселения для этих целей места.
В соответствии с п. 11.15 Правил в период снегопадов и гололёда тротуары и другие пешеходные зоны на территории города должны обрабатываться противогололёдными материалами.
Согласно п. 1 ст. 13.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Исходя из данных Федерального классификационного каталога отходов, утверждённого приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, собранные с улиц загрязнённые снежные массы являются отходами от зимней уборки улиц (код ФККО 73121000000).
Согласно п. 34 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки.
Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от нецентрализованного водоснабжения.
Согласно п. «д» раздела 9 «Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега» участок, отведённый под «сухую» снегосвалку, должен иметь твёрдое покрытие; обваловку по всему периметру, исключающую попадание талых вод на рельеф; водосборные лотки и систему транспортировки талой воды на локальные очистные сооружения; ограждение по всему периметру, контрольно-пропускной пункт, оборудованный телефонной связью.
Снегосвалки должны эксплуатировать организации, имеющие квалифицированный персонал и необходимую технику для осуществления комплекса работ, связанных с приёмом, складированием снега и обслуживанием очистных сооружений.
На устройство сооружения для сбора, хранения снега разрабатывается проектная документация.
Снежные массы, собираемые и вывозимые с территории населенных пунктов при уборке проезжей части, как правило, содержат в своём составе твёрдые остатки различного происхождения и вредные химические вещества, наличие которых вызвано применяемыми при обработке улиц противогололедными реагентами, и в результате работы автотранспорта и специализированной техники.
В процессе таяния вывозимых с городских территорий снежных масс возникает высокая вероятность загрязнения химически опасными веществами компонентов окружающей среды. Так, в случае отсутствия надлежащей гидроизоляции дна площадок для складирования снега, образовавшаяся талая вода попадает в почву, что вызывает порчу почв, а также опасность загрязнения грунтовых вод.
В судебном заседании установлено, что ул. Заводской г. Кораблино в настоящее время имеется площадка для размещения снега, однако она не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно отсутствует водонепроницаемое покрытие и обваловка.
Обязанность по организации указанной площадки на основании вышеприведённых норм права лежит именно на административном ответчике – администрации муниципального образования – Кораблинское городское поселение Кораблинского района Рязанской области.
Допущенные нарушения до настоящего времени этим административным ответчиком не устранены, поскольку не представлены в суд доказательства организации площадки для размещения снега, соответствующей предъявляемым к ней законодательством требованиям.
При таких обстоятельствах, суд считает, что заявленный прокурором к администрации муниципального образования – Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области административный иск является обоснованным и подлежит полному удовлетворению, а в удовлетворении заявленных требований к администрации муниципального образования – Кораблинский муниципальный район Рязанской области должно быть отказано.
В силу ст.187 КАС РФ суд полагает установить административному ответчику срок для совершения вышеуказанных действий – в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Рязанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования – Кораблинское городское поселение Кораблинского района Рязанской области по не организации в соответствии с действующим законодательством площадки размещения снежных масс на территории Кораблинского городского поселения Кораблинского района Рязанской области.
Обязать администрацию муниципального образования – Кораблинское городское поселение Кораблинского района Рязанской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу организовать на территории Кораблинского городского поселения Кораблинского района Рязанской области место размещения снежных масс в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» для дальнейшего размещения снежных «сухих» свалок, а именно произвести обваловку по периметру сплошным земляным валом участка, обустроить твёрдое водонепроницаемое покрытие.
В удовлетворении требований Рязанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования – Кораблинский муниципальный район Рязанской области о признании бездействия незаконным и побуждении к совершению действий – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Рязанского областного суда в течение месяца со дня его вынесения через Кораблинский районный суд Рязанской области.
Мотивированное решение изготовлено судом ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья В.Н. Васильева