№
№
№
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2022 г. г. Астрахань
Трусовский районный суд г. Астрахани в составе: председательствующего судьи Чернышёвой Е.А., при секретаре Суханкиной Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации муниципального образования «Город Астрахань» к Воробьеву С.А. об изъятии объектов недвижимости для муниципальных нужд, прекращении и признании права собственности,
с участием и в присутствии ответчика Воробьева С.А.,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация МО «Город Астрахань» обратилась в Трусовский районный суд г. Астрахани с исковым заявлением к Воробьеву С.А. об изъятии объекта недвижимости для муниципальных нужд. В обоснование поданного иска Администрация МО «Город Астрахань» указывает, что Воробьеву С.А. на праве собственности принадлежит комната № многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. В последующем дом Литер «А» по вышеуказанному адресу был признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно распоряжению Администрации МО «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об изъятии для муниципальных нужд муниципального образования «<адрес>» долей земельного участка помещений многоквартирного дома литер «А» по <адрес>», принято решение изъять для муниципальных нужд ответчика доли земельного участка пропорциональные площади жилых помещений многоквартирного дома литер «А» по <адрес>.
Согласно отчету №, составленному ООО «Агентство независимой оценки и судебных экспертиз», рыночная стоимость комнаты № «а», в многоквартирном доме и <данные изъяты> долей земельного участка для эксплуатации многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес> учетом размера ожидаемых убытков, причиненных собственникам изъятием составляет <данные изъяты> рублей.
Истец на основании ст. 32 Жилищного кодекса РФ просит суд:
- изъять у Воробьева С.А. долю земельного участка и жилое помещение – комнату № «а», расположенные по адресу: <адрес> путем выплаты денежных средств в размере <данные изъяты> рублей;
- прекратить, после выплаты денежных средств, за Воробьевым С.А. право собственности на жилое помещение комнату № «а», расположенную по адресу: <адрес>, Тренева,8, литер «А»;
- признать за МО «Город Астрахань» право собственности на жилое помещение комнату № «а», расположенную в многоквартирном доме литер «А» по <адрес>.
В судебное заседание представитель истца не явился, им было представлено заявление с просьбой о рассмотрении иска в отсутствие представителя.
Ответчик в судебном заседании согласился с требованиями о принудительном изъятии для муниципальных нужд, принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения. Указывая на то, что не возражает относительно суммы взыскания установленной судебной экспертизой.
Суд, выслушав ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч.2 ст.32 ЖК РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Как следует из ч.4 ст.32 ЖК РФ, собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Согласно ч.6 ст.32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Как установлено ч.7 ст.32 ЖК РФ, при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Как установлено ч.9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 9 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся, в частности, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии со ст. 279 ГК РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (ч.1).
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок (ч.2).
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (ч.3).
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (ч.6).
В соответствии со ст. 281 ГК РФ, за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (ч.1).
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (ч.2).
Согласно ч. 5 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.
В соответствии с п. 13 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ, возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, указанной в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 настоящего Кодекса, за счет средств указанной организации.
Согласно ч.1 ст.56.7 Земельного кодекса РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство:
1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка;
2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению;
3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков;
4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков;
5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;
6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия;
7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии;
8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
Согласно ч.1 ст.56.10 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.13 ст.56.10 Земельного кодекса РФ возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Воробьеву С.А. на праве собственности принадлежит комната № «а», общей площадью <данные изъяты> кв.м., многоквартирного дома литер «А», расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности истца на жилое помещение зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается, выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Заключением Городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом литер «А», расположенный по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно распоряжению Администрации МО «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об изъятии для муниципальных нужд муниципального образования «<адрес>» долей земельного участка помещений многоквартирного дома литер «А» по <адрес>», принято решение изъять для муниципальных нужд ответчика доли земельного участка пропорциональные площади жилых помещений многоквартирного дома литер «А» по <адрес>.
Из представленного отчета об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ООО «Агентство независимой оценки и судебных экспертиз» рыночная стоимость комнаты № «а» в многоквартирном доме и <данные изъяты> долей земельного участка для эксплуатации многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, с учетом размера ожидаемых убытков, причиненных собственнику изъятием составляет <данные изъяты> рублей.
Однако, ответчик не согласился с представленным истцом отчетом об оценке и представил в судебное заседание отчет № от ДД.ММ.ГГГГ выполненный ООО «УК «Спектр», из которого следует, что рыночная стоимость комнаты № «а» в многоквартирном доме и <данные изъяты> долей земельного участка для эксплуатации многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, с учетом размера ожидаемых убытков, причиненных собственнику изъятием составляет <данные изъяты> рублей.
Представителем истца администрации МО « <адрес>» в судебном заседании было заявлено ходатайство о проведении судебной оценочной экспертизы на предмет установления выкупной стоимости имущества.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненной Автономной некоммерческой организацией «Независимый центр правовой помощи, судебных экспертиз и иных исследований» следует, что рекомендуемая рыночная стоимость комнаты № «а» <адрес> составила <данные изъяты> рублей, доли в общем имуществе мест общего пользования <данные изъяты> рублей, рекомендуемая рыночная стоимость <данные изъяты> долей земельного участка – <данные изъяты> рублей, материальные затраты (убытки по Жилищному кодексу РФ) -<данные изъяты> рублей, рекомендуемая рыночная стоимость компенсации за не произведенный капитальный ремонт многоквартирного дома, пропорционально доли комнаты – <данные изъяты> рубля, всего убытки при отчуждении объекта недвижимости составили <данные изъяты> рублей.
Согласно положениям статей 55, 56, 67 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Заключение эксперта отвечает требованиям ст. ст. 55,56 ГПК РФ, в связи с чем, принимается судом за основу при определении стоимости недвижимого имущества при принятии настоящего решения. В силу вышеприведенных правовых норм жилищного и земельного законодательства, выкупная стоимость комнаты и земельного участка, изымаемых для государственных или муниципальных нужд - должна определяться на день, предшествующих дню принятия решения об изъятии имущества, поскольку изменение стоимости имущества после указанной даты не подлежат учету при определении выкупной стоимости изымаемого имущества.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Из содержания приведенных норм права и правовой позиции, изложенной Постановления Пленума ВС № 14 от 02.07.2009, следует, что обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится в рамках определенной процедуры, которая в данном случае, как установлено судом, соблюдена не была.
Суд приходит к выводу, что истец в силу ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации с целью соблюдения жилищных прав собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, имеет право требовать выкупа жилого помещения.
Оценив в совокупности доказательства по делу, суд приходит к выводу о законности, обоснованности заявленных исковых требований и считает их подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом требований.
Согласно ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
С ответчика в пользу АНО «Независимый центр правовой помощи и судебных экспертиз и иных исследований» подлежит взысканию за проведенную экспертизу денежные средства в размере <данные изъяты> рублей.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При подаче иска истец в силу п. 13 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей пропорционально размеру удовлетворенных судом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56,67, 98,103,194, 196 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации МО «Город Астрахань»» к Воробьеву С.А. о принудительном изъятии жилого помещения, прекращении право собственности, признании права собственности на квартиру - удовлетворить.
Изъять для муниципальных нужд муниципального образования "Город Астрахань" у Воробьева С.А. жилое помещение – комнату № «а», <данные изъяты> долей земельного участка по <адрес>, путем выплаты денежных средств в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с Воробьева С.А. в пользу Автономной некоммерческой организации «Независимый центр правовой помощи, судебных экспертиз и иных исследований» <данные изъяты> рублей.
Взыскать с Воробьева С.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
После выплаты денежных средств прекратить право собственности Воробьева С.А. на жилое помещение – комнату № «а» по <адрес>.
После выплаты денежных средств признать право собственности муниципального образования "Город Астрахань" на комнату № «а» по <адрес>.
Указанное решение является основанием для исключения записи о праве собственности Воробьева С.А. на жилое помещение – комнату № «а» по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Трусовский районный суд г. Астрахани в течение одного месяца с момента составления мотивированного текста решения.
Мотивированное решение составлено 30.09.2022.
Председательствующий судья: Е.А. Чернышева