Решение по делу № 3а-821/2017 от 08.09.2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 декабря 2017 года                                                                                 г. Тула

Тульский областной суд в составе

председательствующего Овсянкиной Н.В.,

при секретаре Тимашковой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 3а-821/2017 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альянс-Строй» к правительству Тульской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тульской области и управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

установил:

ООО «Альянс-Строй» (далее – Общество) обратилось в Тульский областной суд с административным исковым заявлением к правительству Тульской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тульской области и управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, в котором просило установить кадастровую стоимость принадлежащих административному истцу на праве собственности земельных участков с кадастровыми категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирных жилых домов этажностью 6-12, расположенных <адрес>, в размере равном их рыночной стоимости.

В обоснование административного иска Общество указало, что результаты государственной кадастровой оценки указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2016 года, утвержденные постановлением правительства Тульской области № 546 от 30.11.2016 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области» в размере 7 102 796,18 руб., 17 957 929,62 руб., 13 960 760,12 руб., 19 035 706,66 руб., 9 343 383,71 руб., 12 488 477,26 руб., 9 192 862,86 руб., 10 034 195,19 руб. соответственно завышены, чем нарушаются права административного истца, как собственника указанных земельных участков, при реализации налоговых обязательств, поскольку на него возложена обязанность по уплате завышенного и экономически необоснованного земельного налога, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

В подтверждение доводов о завышении стоимости земельных участков административный истец сослался на отчет <данные изъяты> от 20.04.2017 № 028-17, согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2016 составляет:

- земельного участка с кадастровым – 3 536 861,93 рублей;

- земельного участка с кадастровым – 7 509 702,72 рублей;

- земельного участка с кадастровым – 6 951 808,80 рублей;

- земельного участка с кадастровым – 9 478 895,99 рублей;

- земельного участка с кадастровым – 3 907 245,19 рублей;

- земельного участка с кадастровым – 5 222 470,16 рублей;

- земельного участка с кадастровым – 3 844 299,91 рублей;

- земельного участка с кадастровым – 4 196 130,87 рублей.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тульской области от 07 сентября 2017 года №560 заявление ООО «Альянс-Строй» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости названных объектов недвижимости на основании указанного отчета было отклонено, что и послужило основанием для обращения с настоящим административным иском в суд.

В судебное заседание представитель административного истца, а так же представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не явились. О дате месте слушания по делу извещались своевременно и надлежащим образом.

Представители административного истца <данные изъяты> по доверенности Гладков С.С. в письменном заявлении просил суд рассмотреть дело в свое отсутствие, поддержав заявленные Обществом требования, с учетом проведенной по делу судебной экспертизы.

Представитель административного ответчика - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в письменном ходатайстве указал, что не оспаривает заявленные административным истцом требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости) и просил разрешить их на усмотрение суда и в отсутствие представителя управления.

Представитель административного ответчика - правительства Тульской области в адресованном суду ходатайстве указал, что правительство Тульской области не оспаривает заявленное требование ни по основаниям возникновения, ни по содержанию и просил вынести решение в соответствии с действующим законодательством и в отсутствие представителя правительства.

Представитель административного ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области указал, что правовые интересы Учреждения по заявленным требованиям не затрагиваются, в связи с чем, просил вынести решение на усмотрение суда и в отсутствие представителя Учреждения.

Представитель заинтересованного лица – администрации муниципального образования г.Тула в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель заинтересованного лица – министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Исходя из положений части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства, учитывая наличие доказательств, подтверждающих их надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела, и отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентирован в главе 25 КАС РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», регулировавший вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и продолжающий применяться в настоящее время к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой (включая оспаривание ее результатов), начатой до указанного момента, исходит из того, что кадастровая стоимость – это стоимость объекта недвижимости, определенная в установленном законом порядке в результате проведения государственной кадастровой оценки (статья 3). Аналогичным образом понятие кадастровой стоимости раскрывается в пункте 2 части 1 статьи 3 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».

Пунктами 3 и 6 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 г. № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 22 июня 2015 г. № 388), установлено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости методом массовой оценки, под которой понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.

В силу требований главы III.1 закона №135-ФЗ от 29 июля 1998 г. результаты определения кадастровой стоимости, отраженные в соответствующем отчете, подлежат утверждению уполномоченным органом субъекта Российской Федерации путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, затем внесению в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, предусмотренном ст. 7,8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», после чего обязательны к применению для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами, случаях.

В свою очередь, согласно ч.2 ст. 3 закона № 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Поскольку основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ и абзаца 3 ч. 11 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую, установлена его кадастровая стоимость, суд приходит к выводу, что законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости объекта недвижимого имущества, а также возможность определения кадастровой стоимости исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в том случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты права и обязанности лиц, владеющих объектом недвижимости.

Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, в силу требований части 5 статьи 247 и части 1 статьи 248 КАС РФ лежит на административном истце.

Платность использования земли в Российской Федерации относится к одному из принципов земельного законодательства (подп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Формами платы за землю являются арендная плата и земельный налог. При этом независимо от формы внесения платы отправной величиной, из которой производятся расчеты, является кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. п. 1, 2 и 5).

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база для расчета земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В силу ч. 2 указанной статьи кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1.3 Положения «О земельном налоге» утвержденного Решением Тульской городской Думы от 13.07.2005 № 68/1311 на территории указанного муниципального образования установлен и введен земельный налог, размер которого зависит от кадастровой стоимости земельного участка.

В ходе рассмотрения спора по существу судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства.

<данные изъяты> является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:

- общей площадью 5338 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирных жилых домов этажностью 6-12, расположенного <адрес>; Участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 11.09.2015.

- общей площадью 11334 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирных жилых домов этажностью 6-12, расположенного <адрес>; Участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 11.09.2015.

- общей площадью 10492 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирных жилых домов этажностью 6-12, расположенного <адрес>; Участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 11.09.2015.

- общей площадью 14306 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирных жилых домов этажностью 6-12, расположенного <адрес>; Участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 11.09.2015.

- общей площадью 5897 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирных жилых домов этажностью 6-12, расположенного <адрес>; Участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 11.09.2015.

- общей площадью 7882 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирных жилых домов этажностью 6-12, расположенного <адрес>; Участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 11.09.2015.

- общей площадью 5802 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирных жилых домов этажностью 6-12, расположенного <адрес>; Участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 11.09.2015.

- общей площадью 6333 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирных жилых домов этажностью 6-12, расположенного <адрес>. Участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 11.09.2015.

Указанное обстоятельство объективно подтверждено выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости , , ,, , , , от 29.05.2017 и не оспаривалось лицами, участвующими в деле.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исходя из приведенных выше нормативных правовых актов, принадлежащие административному истцу на праве собственности земельные участки, кадастровая стоимость которых составляет предмет спора по настоящему административному делу, являются объектами налогообложения по земельному налогу, исчисляемому исходя из их кадастровой стоимости, следовательно, результатами определения кадастровой стоимости затронуты права административного истца, как налогоплательщика, а значит, он обладает правовой заинтересованностью в установлении кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере рыночной.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (ст. 24.12).

Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 № 546 утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости.

По итогам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2016 кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих на праве собственности административному истцу установлена:

- земельный участок с кадастровым – 7 102 796,18 рублей;

- земельный участок с кадастровым – 17 957 929,62 рублей;

- земельный участок с кадастровым – 13 960 760,12 рублей;

- земельный участок с кадастровым – 19 035 706,66 рублей;

- земельный участок с кадастровым – 9 343 383,71 рублей;

- земельный участок с кадастровым – 12 488 477,26 рублей;

- земельный участок с кадастровым – 9 192 862,86 рублей;

- земельный участок с кадастровым – 10 034 195,19 рублей;

<данные изъяты>

Указанная кадастровая стоимость земельных участков внесена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в государственный кадастр недвижимости 18.12.2016, что следует из имеющихся в материалах дела кадастровых справок о кадастровой стоимости от 24.07.2017.

Приведенные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков просит пересмотреть административный истец, при этом проверка достоверности установленной в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении, предметом рассмотрения по настоящему делу не являются, поскольку государственная кадастровая оценка земель не лишена экономических оснований и установление кадастровой стоимости, равной рыночной, не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов кадастровой оценки (Определения Конституционного Суда РФ от 03.07.2014 № 1555-О и от 23.10.2014 № 2342-О).

В силу статьи 59 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.

С целью определения рыночной стоимости указанного земельного участка ООО «Альянс-Строй» обратилось к <данные изъяты>

В соответствии с отчетом №028-17 от 20.04.2017, подготовленным оценщиком <данные изъяты> по состоянию на 01.01.2016 рыночная стоимость, принадлежащих административному истцу на праве собственности объектов недвижимости составляет:

- земельного участка с кадастровым – 3 536 861,93 рублей;

- земельного участка с кадастровым – 7 509 702,72 рублей;

- земельного участка с кадастровым – 6 951 808,80 рублей;

- земельного участка с кадастровым – 9 478 895,99 рублей;

- земельного участка с кадастровым – 3 907 245,19 рублей;

- земельного участка с кадастровым – 5 222 470,16 рублей;

- земельного участка с кадастровым – 3 844 299,91 рублей;

- земельного участка с кадастровым – 4 196 130,87 рублей.

Как следует из указанного отчета, при определении рыночной стоимости земельного участка оценщиком был применен сравнительный подход с использованием метода корректировок.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тульской области от 07.09.2017 № 560 заявление ООО «Альянс-Строй» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости названного земельного участка было отклонено, копия решения представлена в материалы дела.

В указанном решении комиссия указала на недостатки представленного административным истцом отчета об оценке, выразив сомнения в обоснованности и достоверности определенной в нем величины рыночной стоимости объекта недвижимости, ввиду несоответствия отчета требованиям Федерального закона №135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки.

Согласно разъяснениям, данным в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении, с учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В связи с противоречиями в представленных сторонами доказательствах, ввиду значительной разницы между кадастровой и рыночной стоимостью принадлежащего административному истцу земельных участков, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, определением суда, по ходатайству представителя административного истца назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФИО5

Согласно выводам, содержащимся в заключении эксперта от 15.11.2017 отчет <данные изъяты>. от 20.04.2017 № 028-17 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в указанном отчете по состоянию на 01.01.2016 не подтверждается.

По мнению эксперта, в отчете <данные изъяты>не представлены: сведения о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор; информация обо всех привлеченных к проведению оценки и подготовке отчета об оценке организациях и специалистах с указанием их квалификации и степени их участия в проведении оценки объекта; ограничения и пределы применения полученной итоговой стоимости. Не в полной мере представлена иная информация, указание которой, предусмотрено Федеральным стандартом оценки (ФСО № 7). Так оценщик из обнаруженных им 14 объектов – аналогов выбрал только три, не мотивировав отказ от использования иных объектов.

В связи с несоответствием отчета оценщика требованиям действующего законодательства, экспертом был проведен расчет рыночной стоимости спорных земельных участков.

Для определения рыночной стоимости экспертом был применен сравнительный подход с использованием метода сравнения продаж. В заключении приведено обоснование отказа эксперта от использования доходного и затратного подходов к оценке.

В ходе анализа рынка экспертом выявлены ценообразующие факторы (элементы сравнения): передаваемые права, цена продажи, передаваемые права, условия финансирования, условия сделки, дата сделки, местоположение, размер, наличие улучшений, возможность подключения коммуникаций.

Для сравнения эксперт выбрал семь объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки. Информация о характеристиках объектов-аналогов получена из объявлений интернет-сайтов. Характеристики объектов-аналогов представлены в таблице сравнения.

Эксперт проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.

По мнению эксперта, рыночная стоимость земельных участков, принадлежащих административному истцу на праве собственности, по состоянию на 01.01.2016 составляет:

- земельный участок с кадастровым – 3 709 910 рублей;

- земельный участок с кадастровым – 7 899 798 рублей;

- земельный участок с кадастровым – 7 312 924 рублей;

- земельный участок с кадастровым – 9 971 282 рублей;

- земельный участок с кадастровым – 4 104 312 рублей;

- земельный участок с кадастровым – 5 485 872 рублей;

- земельный участок с кадастровым – 4 038 192 рублей;

- земельный участок с кадастровым – 4 407 768 рублей.

В соответствии с ч. 8 ст. 82 КАС РФ заключение эксперта не является для суда обязательным и оценивается по правилам ст.84 КАС РФ.

Оценивая заключение судебной оценочной экспертизы, проведенной экспертом ФИО5 в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд учитывает, что представленное заключение подготовлено лицом, обладающим необходимыми познаниями на проведение подобного рода исследования, эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельных участков, определенную по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.

Составленное заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», частей 1, 2 и 3 статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, которые дают возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости.

Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности, которые являются обязательными для субъектов, осуществляющих данный вид деятельности.

Под оценочной деятельностью согласно ст.3 указанного Закона понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

В силу ст.4 этого Закона субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Эксперт ФИО5, проводивший судебную оценочную экспертизу, является членом саморегулируемой организации оценщиков и его ответственность застрахована, то есть указанные требования Закона соблюдены.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу абзаца 2 статьи 24.15 названного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Как следует из Постановления правительства Тульской области № 546 от 30.11.2016 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области», кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков определена по состоянию на 01.01.2016.

На ту же дату установлена и рыночная стоимость указанных объектов в заключении эксперта, выводы которого признаны судом обоснованными.

О несогласии с указанным и заключением эксперта другими лицами, участвующими в деле, в процессе судебного разбирательства не заявлялось.

С ходатайствами о назначении повторной судебной экспертизы в целях проверки правильности определения рыночной стоимости земельных участков стороны к суду не обращались; обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость земельных участков, определенная заключением судебной экспертизы, не соответствует сложившемуся рынку цен на сходные объекты недвижимости на дату установления его кадастровой стоимости, судом при рассмотрении дела по существу не добыто.

При этом, имеющийся в материалах дела отчет <данные изъяты> № 028-17 от 20.04.2017 суд не может отнести к достоверному доказательству, поскольку согласно выводам судебной оценочной экспертизы, признанной судом допустимым и достоверным доказательством по делу, он не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и выполнен с нарушениями, которые существенно повлияли на итоговую рыночную стоимость объекта оценки.

Анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в заключении эксперта ФИО5 от 15.11.2017 рыночная стоимость спорных земельных участков значительно ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости и оспариваемой кадастровой стоимости, что затрагивает права и обязанности административного истца как налогоплательщика.

То обстоятельство, что установленная в результате массовой кадастровой оценки оспариваемая кадастровая стоимость названных выше объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, определенную в заключении эксперта, не свидетельствует о его недостоверности, поскольку законом не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости объекта недвижимости и его рыночной стоимости, равно как и не устанавливается презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.

При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая кадастровая стоимость указанных выше принадлежащих административному истцу земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта, а заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Поскольку абзацем пятым ст. 24.20 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, суд считает необходимым указать дату обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 10.08.2017 с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость объектов недвижимости (абз. 5 ст. 24.20 закона «Об оценочной деятельности».

При этом суд считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Тульской области, поскольку указанное учреждение не является надлежащим административным ответчиком по данному административному делу, так как не утверждало результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости и не осуществляет функции по государственной кадастровой оценке (пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд,

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Альянс-Строй» к правительству Тульской области, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым общей площадью 5338 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирных жилых домов этажностью 6-12, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 3 709 910 (три миллиона семьсот девять тысяч девятьсот десять) рублей.

Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым общей площадью 11334 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирных жилых домов этажностью 6-12, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 7 899 798 (семь миллионов восемьсот девяносто девять тысяч семьсот девяносто восемь) рублей.

Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым общей площадью 10492 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирных жилых домов этажностью 6-12, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 7 312 924 (семь миллионов триста двенадцать тысяч девятьсот двадцать четыре) рубля.

Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым общей площадью 14306 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирных жилых домов этажностью 6-12, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 9 971 282 (девять миллионов девятьсот семьдесят одна тысяча двести восемьдесят два) рубля.

Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым общей площадью 5897 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирных жилых домов этажностью 6-12, расположенных в поселке <адрес> в размере его рыночной стоимости 4 104 312 (четыре миллиона сто четыре тысячи триста двенадцать) рублей.

Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым общей площадью 7882 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирных жилых домов этажностью 6-12, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 5 485 872 (пять миллионов четыреста восемьдесят пять тысяч восемьсот семьдесят два) рубля.

Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым общей площадью 5802 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирных жилых домов этажностью 6-12, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 4 038 192 (четыре миллиона тридцать восемь тысяч сто девяносто два) рубля.

Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым общей площадью 6333 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоквартирных жилых домов этажностью 6-12, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 4 407 768 (четыре миллиона четыреста семь тысяч семьсот шестьдесят восемь) рублей.

В целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, датой подачи ООО «Альянс-Строй» заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеупомянутых земельных участков является день обращения указанного лица в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 10.08.2017.

В удовлетворении требований к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тульской области – отказать.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                         

3а-821/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Альянс-Строй"
Ответчики
Управление Росреестра по Тульской области
Правительство Тульской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области
Другие
Администрация МО г.Тула
министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
Суд
Тульский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.tula.sudrf.ru
08.09.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
11.09.2017[Адм.] Передача материалов судье
11.09.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
19.09.2017[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.09.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.10.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
20.11.2017[Адм.] Производство по делу возобновлено
20.11.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2017[Адм.] Судебное заседание
05.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее