Судья Большевых Е.В 24RS0002-01-2019-004909-40
№ 33-5747/2020
21209
.
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 сентября 2020 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Михайлинского О.Н.,
судей Тихоновой Ю.Б., Потехиной О.Б.
при ведении протокола помощником судьи Сакович Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Потехиной О.Б.
гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к администрации Ачинского района Красноярского края, Обществу с ограниченной ответственностью «Районное коммунальное хозяйство» о понуждении к совершению действий
по апелляционной жалобе представителя администрации Ачинского района Красноярского края Полубоярцевой А.В.
на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 13 января 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию Ачинского района Красноярского края в срок до 31 декабря 2020 года:
-разработать проект зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения с разводящей сетью, расположенных по адресам: <адрес>, с определением границ зоны и составляющих поясов, с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, с правилами и режимом хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО,
-получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования подземных источников водоснабжения с разводящей сетью, расположенных по адресам: <адрес>
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Районное коммунальное хозяйство в срок до 31.12.2020 г. оборудовать территорию первого пояса ЗСО подземных источников водоснабжения с разводящей сетью, расположенных по адресам: <адрес> с учетом отвода поверхностных стоков за ее пределы: обеспечить ограждение и охрану территории первого пояса ЗСО указанных источников водоснабжения, оборудовать дорожками с твердым покрытием».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к Администрации Ачинского района, ООО «Районное коммунальное хозяйство» (далее ООО «РКХ») о понуждении к совершению действий. Требования мотивированы тем, что в сентябре 2019 при проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «Районное коммунальное хозяйство», было установлено, что Администрация Ачинского района Красноярского края, являясь собственником подземных источников водоснабжения с разводящей сетью, расположенных по адресам: <адрес>, не выполняет требования ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно: администраций не разработан проект зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения с разводящей сетью, расположенных по указанным адресам с определением границ зоны и составляющих поясов, с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, с правилами и режимом хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО; отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии подземных источников водоснабжения с разводящей сетью, расположенных по указанным адресам санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. ООО «Районное коммунальное хозяйство» по договору аренды от 10.07.2017 является арендатором подземных источников водоснабжения с разводящей сетью, расположенных по вышеуказанным адресам. В ходе проверки было установлено, что ООО «РКХ» при эксплуатации вышеуказанных источников водоснабжения не соблюдено требование ст. 18 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. а 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно: территория 1 пояса ЗСО указанных подземных источников водоснабжения не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, не ограждена и не обеспечена охраной. Дорожки к водозаборным сооружениям не оборудованы твердым покрытием. Постановлением администрации, ООО «РКХ» привлечено к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ, на момент предъявления иска ответчиками нарушения санитарного законодательства не устранены. Таким образом, ответчик при осуществлении деятельности с нарушением санитарного законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просило возложить обязанность на администрацию Ачинского района в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать проект зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения с разводящей сетью, расположенных по вышеуказанным адресам, с определением границ зоны и составляющих поясов, с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, с правилами и режимом хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО; получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования данных подземных источников водоснабжения; возложить обязанность на ООО «РКХ» в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать территорию первого пояса ЗСО данных подземных источников водоснабжения, с учетом отвода поверхностных стоков за ее пределы: обеспечить ограждение и охрану территории первого пояса ЗСО указанных источников водоснабжения, оборудовать дорожками с твердым покрытием.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Ачинского района Красноярского края Полубоярцева А.В. просит отменить решение, принять по делу новое решение о возложении на ООО «РКХ» обязанности по разработке проекта зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения с разводящей сетью, а также получении санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования данных подземных источников водоснабжения. Указывает, что администрация Ачинского района Красноярского края является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку между администрацией и ООО «РКХ» заключен договор аренды в отношении данных муниципальных объектов, по условиям которого на ООО «РКХ» возложена обязанность по соблюдению технических, санитарных, противопожарных и иных требований в отношении данных объектов. В силу положений ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям. Согласно ст. 19 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организации, осуществляющие водоснабжение с использованием централизованных систем, обязаны обеспечивать соответствие качества воды санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам апелляционного производства в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены либо изменения.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52 «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию, централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем, санитарным правилам.
В соответствии со статьёй 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года N 10, утверждены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов, питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (далее Правила, ЗСО).
Согласно п. 1.4. Правил, ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно п. 1.5. Правил, ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Согласно п. 1.6. Правил, Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается, положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
Согласно п. 1.11. Правил, Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
Согласно п. 1.13. Правил, проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно п. 3.2.1.1. Правил, территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (п. 1.11 Правил).
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции объекты подземных источников водоснабжения с разводящей сетью, расположенные по адресам: <адрес>, находятся в собственности администрации Ачинского района Красноярского края.
10.07.20017 года между администраций Ачинского района Красноярского края, Муниципальным казенным учреждением «Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства» Ачинского района и ООО «Районное коммунальное хозяйство» заключен договор аренды №, согласно которому, арендатору переданы объекты холодного водоснабжения, расположенные на территории с<адрес>, находящиеся в муниципальной собственности, сроком с 30.06.2017 года по 29.06.2022 года.
26.06.2019 года Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю вынесено распоряжение о проведении плановой выездной проверки в рамках Федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля(надзора), для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического контроля(надзора) за исполнением требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждения вредного воздействия на человека факторов среды обитания, профилактики инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения.
05.09.2019 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Ачинске в ходе санитарно-эпидемиологического расследования в отношении ООО «РКХ» были выявлены нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, по фактам указанных нарушений в отношении ООО «РКХ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренный статьей 6.5 КоАП РФ.
В ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ООО «РКХ» было установлено, что ООО «Районное коммунальное хозяйство»:
-не разработана рабочая программа производственного контроля качества воды из подземных источников водоснабжения с разводящей сетью, расположенных по адресам: <адрес>;
- не представлен договор на проведение лабораторных исследований и испытаний по программе производственного контроля качества воды с лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды;
- не представлены протоколы лабораторных исследований (испытаний) качества питьевой воды, проводимые в рамках производственного контроля за 2018 год и предшествующий период 2019 года;
- не ограждены, не обеспечены охраной, не имеют твердое покрытие дорожки к сооружениям на территории первого пояса зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения с водонапорными башнями, расположенными по адресам: <адрес>;
Постановлением от 16.09.2019 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Общество с ограниченной ответственностью «Районное коммунальное хозяйство» признано виновным в совершении административного наказания, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции установив, что ответчиками не устранены нарушения требований Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», при этом отсутствие утвержденного проекта и установления границ ЗСО централизованного источника питьевого водоснабжения означает, что для указанного водного объекта не организована защита расстоянием в виде поясов зон санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водоисточника обязательные защитные, охранные, ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды источника, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность, не регулируются хозяйственная деятельность и не установлены земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны, являющихся ограниченными в обороте и не подлежащими передаче в частную собственностью, не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в подземном водозаборе, формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на человека по химическому и биологическому фактору, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
При этом, вопреки доводов апелляционной жалобы, возложение на администрацию Ачинского района Красноярского края, как собственника данной водозаборной системы, обязанности по разработке проекта зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения и получению санитарно-эпидемиологического заключения, является правомерным.
Исходя из положений ст. ст. 18, 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городских округов относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения, осуществление в пределах установленных законодательством полномочий собственника водных объектов, установления правил использования водных объектов, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарном эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно ч. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
В силу статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 статьи 27 Кодекса, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения.
Исходя из указанных норм, обязанность по разработке проектов и обеспечения зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, обеспечению санитарно-эпидемиологическим заключением о соответствии водных объектов санитарным правилам, разработке мероприятий по улучшению санитарного состояния территории санитарной охраны и предупреждению загрязнения водных объектов лежит на органе местного самоуправления. Именно он осуществляет полномочия собственника в отношении источника водоснабжения, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Ачинского района Красноярского края является не надлежащим ответчиком по данному делу, являются необоснованными.
Судебная коллегия соглашается с правомерностью указанных выводов суда первой инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ и вытекают из вышеупомянутых положений закона, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ачинского районного суда Красноярского края от 13 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Ачинского района Красноярского края Полубоярцевой А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: