К делу № 2а -681/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт Мостовской 21 июня 2016 года
Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего- судьи Ермолова В.В.,
с участием представителя административного истца администрации Андрюковского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края Кожевниковой Е.В.,
судебного пристава – исполнителя Мостовского РОСП Борисенко Т.Е.,
при секретаре Шабалиной И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации Андрюковского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края к судебному приставу-исполнителю Мостовского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю Борисенко Т.Е. о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Андрюковского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края - должник по исполнительному производству <...>-ИП от 05.12.2015, возбужденному на основании исполнительного листа № ФС <...> от 30.10.2015, выданного Мостовским районным судом, предмет исполнения – обязать администрацию Андрюковского сельского поселения выделить денежные средства МБУК «Мостовская централизованная клубная система» МО Мостовский район» для устранения нарушений правил пожарной безопасности в Доме культуры <...>, обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Борисенко Т.Е. <...> от 18.05.2016 о взыскании исполнительского сбора в размере <...>, мотивируя административные исковые требования тем, что определением Мостовского районного суда от 21.04.2016, вступившим в силу 10.05.2016, администрации Андрюковского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края предоставлена рассрочка исполнения решения Мостовского районного суда от 17.02.2015 по делу <...> в части выделения межбюджетных трансфертов из бюджета Андрюковского сельского поселения Мостовского района для устранения нарушений правил пожарной безопасности в Доме культуры в <...> до 31.12.2016 и 31.12.2017.
Во исполнение указанного решения административным истцом в 2016 году выделены денежные средства на установку автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре в Андрюковском ДК.
При рассмотрении бюджета Андрюковского сельского поселения на 2017 год из бюджета поселения будут выделены денежные средства для дальнейшего исполнения решения суда. Таким образом, администрация Андрюковского сельского поселения исполняет решение суда, и взыскание с неё исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от 18.05.2016 при наличии определения суда о рассрочке исполнения решения суда является незаконным.
В судебном заседании представитель административного истца - глава администрации Андрюковского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края поддержал административный иск, привел доводы, изложенные выше.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Борисенко Т.Е. административный иск не признала и просила отказать в его удовлетворении.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, исполнительного производства <...> - ИП от 05.12.2015 приходит к выводу, что административное исковое заявление администрации Андрюковского сельского поселения обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы, законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Частью 2 указанной нормы предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Также согласно ч. 6 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч 7 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Оспариваемым постановлением от 18.05.2016 с администрации Андрюковского сельского поселения взыскан исполнительский сбор на основании отсутствия доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и не подтверждено, что нарушение срока исполнения документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми последствиями, находящимися вне контроля должника.
Однако данные основания применительно к администрации Андрюковского сельского поселения суд считает несостоятельными, так как административным истцом доказана уважительность причин неисполнения решения суда в течение срока, установленного для исполнения, поскольку в установленный 5дневный срок администрация подала заявление старшему судебному приставу - исполнителю об оспаривании постановления о возбуждении исполнительного производства, но процессуального ответа не последовало. При этом должником приводилась причина объективной невозможности исполнения решения суда в части выделения денежных средств МБУ «Мостовская клубная система» для устранения нарушения правил пожарной безопасности, в установленный срок, поскольку бюджет на 2015 год был утвержден в декабре 2014 года. При утверждении бюджета на 2016 год предложение о выделении бюджетных ассигнований в целях, в том числе, исполнения решения суда вносилось, и в бюджете 2016 года в статье расходы согласно решению Совета Андрюковского сельского поселения предусмотрены расходы на подпрограмму «Пожарная безопасность в Андрюковском сельском поселении в 2016 году».
Кроме того, определением Мостовского районного суда от 10.05.2016 удовлетворено заявление администрации Андрюковского сельского поселения о предоставлении рассрочки по исполнению решения суда от 17.02.2015 по делу <...> в части выделения межбюджетных трансфертов из бюджета Андрюковского сельского поселения Мостовского района для устранения нарушений правил пожарной безопасности в Доме культуры в <...>, до 31.12.2016 и 31.12.2017.
При предоставлении рассрочки определением суда от 21.04.2016, вступившим в силу 10.05.2016, вынесение постановления 18.05.2016 о взыскании исполнительского сбора, представляющего собой по сути с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства; являющегося не право восстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение должником обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, а санкцией штрафного характера (на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение), которой присущи признаки административной штрафной санкции (он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности), суд считает незаконным, и административный иск администрации Андрюковского сельского поселения удовлетворяет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации Андрюковского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края удовлетворить.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Борисенко Т.Е. <...> от 18.05.2016 о взыскании с администрации Андрюковского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края исполнительского сбора в размере <...>.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца.
Председательствующий
судья: В.В.Ермолов