Решение по делу № 33-6017/2023 от 11.08.2023

                              АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 сентября 2023 года     г. Ханты-Мансийск

         Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи              Ковалёва А.А.,

судей:                                                        Максименко И.В., Евтодеевой А.В.,

при секретаре                                           Чайка Е.А.,

с участием представителя истца              Еремина А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кононовой Ирины Валерьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, признании права на назначение пенсии,

по апелляционной жалобе истца Кононовой Ирины Валерьевны на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 февраля 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования Кононовой Ирины Валерьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, признании права на назначение пенсии удовлетворить частично.

Признать решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по ХМАО-Югре № 305418/22 от 11.04.2022 г. об отказе Кононовой Ирине Валерьевне в назначении пенсии незаконным в части отказа во включении в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периода осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.2000 по 31.03.2000.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре включить Кононовой Ирине Валерьевне в страховой стаж, стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периоды осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.2000 по 31.03.2000.

В удовлетворении остальной части требований отказать».

Заслушав доклад судьи Максименко И.В., пояснения представителя истца Еремина А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

                                            установила:

Кононова И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее ОПФР по ХМАО-Югре) о признании незаконным решения № 305418/22 от 11 апреля 2022 года об отказе в назначении пенсии; возложении обязанности включить в страховой стаж, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период осуществления предпринимательской деятельности с 29 мая 1998 года по 20 мая 2009 года, работу у индивидуального предпринимателя (ФИО)4 с 1 по (дата); признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 6 февраля 2022 года.

Требования мотивированы тем, что Кононова И.В. обратилась в ОПФР по ХМАО-Югре с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако решением ОПФР по ХМАО-Югре в назначении пенсии отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. С отказом истец не согласна, считает его незаконным.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе, подписанной представителем Ереминым А.В., истец Кононова И.В. просит решение суда отменить в части отказа удовлетворения требований о включении в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периодов предпринимательской деятельности с 29 мая 1998 года по 31 декабря 1999 года и с 1 апреля 2000 года по 20 мая 2009 года, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 6 февраля 2022 года, принять в указанной части новое решение об их удовлетворении. Суд не принял во внимание то, что истец с 26 октября 1999 года по 21 декабря 2004 года, с 21 декабря 2004 года по 29 января 2019 года была зарегистрирована в ИФНС по городу Сургуту и за указанные периоды истцом были предоставлены налоговые декларации по ЕНВД за 1 квартал 2000 года, 2 квартал 2003 года, за 1-4 кварталы 2004 года, с 21 декабря 2014 года по 29 января 2019 года. Однако суд пришел к выводу о том, что истцом декларация по единому налогу на вмененный доход сдана только за 1 квартал 2000 года. При этом суд необоснованно не принял во внимание свидетельские показания. Суд не учел то, что истцом предоставлены доказательства, подтверждающие факт осуществления предпринимательской деятельности в городе Сургуте с 29 мая 1998 года по 20 ноября 2007 года и то, что за указанные периоды истцом производилась сдача налоговых деклараций и отчисления по ЕНВД. Таким образом, суд незаконно не включил в страховой стаж и стаж работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера 11 лет 7 дней, что достаточно для назначения страховой пенсии с 6 февраля 2022 года.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее ОСФР по ХМАО-Югре, являются правопреемниками ОПФР по ХМАО-Югре на основании ЕГРЮЛ, Федерального закона от 14 июля 2022 года №236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации) считает решение законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Кононова И.В., ответчик ОСФР по ХМАО-Югре не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сети «Интернет», о причине неявки не сообщили, заявлений и ходатайств об отложении слушания дела не заявили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения в апелляционном порядке решения суда, поскольку оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

Как разъяснено в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно неё.

С учетом приведенных положений, судебная коллегия проверяет обжалуемое решение только в части отказа в удовлетворении требований о включении в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периодов предпринимательской деятельности с 29 мая 1998 года по 31 декабря 1999 года и с 1 апреля 2000 года по 20 мая 2009 года, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 6 февраля 2022 года.

В остальной части удовлетворения и отказа в удовлетворении требований доводов о несогласии с решением суда в апелляционной жалобе истца не содержится, а ответчиком в указанной части не обжалуется, то в силу части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией проверка правильности выводов суда в необжалуемой части не производится.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ).

При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.

Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден Постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 года № 1029. Данным Перечнем, на который распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, Ханты - Мансийский автономный округ Югра отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ, который действует с 1 января 2015 года, досрочная страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 15 января 2022 года Кононова И.В., (дата) года рождения, обратилась в ОПФР по ХМАО-Югре с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ.

Решением ОПФР по ХМАО-Югре от 11 апреля 2022 года № 305418/22 в назначении страховой пенсии (ФИО)1 отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

При этом в стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не включены периоды работы истца индивидуальным предпринимателем с 29 мая 1998 года по 20 мая 2009 года, так как страховые взносы за оспариваемый период уплачены не были. Согласно справке от 8 декабря 2021 года № 12-13/30598, выданной ИФНС по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в качестве индивидуального предпринимателя истец была зарегистрирована с 29 мая 1998 года по 20 ноября 2007 года и с 21 мая 2009 года по 28 января 2019 года. При этом указано, что в ИФНС по городу Сургуту представлены налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 1, 2, 3, 4 кварталы 2004-2012 годов, за 1, 2 кварталы 2003 года, за 1 квартал 2013 года, декларации по форме 3-НДФЛ за 2018 год. Также применялась патентная система налогообложения с 1 мая по 31 декабря 2013 года, с 1 февраля по 31 декабря 2014 года, с 1 января по 31 декабря 2015 года, с 1 января по 31 декабря 2016 года, с 1 января по 31 декабря 2017 года. Аналогичная информация отражена в справках ИФНС по городу Сургуту от 11 января 2020 года № 12-19/00002доп, от 17 февраля 2020 года № 12-13/04725.

По имеющимся документам и сведениям индивидуального (персонифицированного) учета страховой стаж истца на 15 января 2022 года составил 22 года 6 месяцев 27 дней (при требуемом 20 лет), стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (МПКС) – 11 лет 6 месяцев 21 день, при необходимом 18 лет 8 месяцев.

Кононова И.В. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 4 августа 2008 года.

Согласно сведениям ОПФР по ХМАО-Югре истец была зарегистрирована в качестве плательщика страховых взносов с 20 июля 1994 года по 15 апреля 2006 года в Государственном учреждении-Управлении Пенсионного Фонда по Новосибирской области (Дзержинский район, per (номер)), с 24 января 2005 года по 31 марта 2011 года в Государственном учреждении-Управлении Пенсионного Фонда по Новосибирской области (Октябрьский район, per (номер)). При этом согласно справке от 1 июля 2022 года № 4014-4205-13, Отдел персонифицированного учета и обработки информации № 1 Государственном учреждении-Управлении Пенсионного Фонда по Новосибирской области сообщает, что в наблюдательном деле индивидуального предпринимателя Кононовой И.В. хранится заявление от 16 июля 1997 года об отказе от перечисления страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Кроме того, направлена справка по уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации от 28 апреля 2022 года № 2847-4205-12, согласно которой страховые взносы уплачены с 1994 года по 1996 год. С 1997 года по 2001 год информация о доходах в налоговом органе отсутствует, страховые взносы не оплачивались. За 2002 год страховые взносы в фиксированном размере оплачены частично в 2003 году (страховая часть - 500 рублей, накопительная часть - 250 рублей). За 2003-2009 годы страховые взносы в фиксированном размере не оплачивались.

Согласно свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя Кононова И.В. зарегистрирована в Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее ИФНС по г. Сургуту) в качестве индивидуального предпринимателя с 29 мая 1998 года (л.д.13). Из сведений ИФНС по г.Сургуту следует, что Кононова И.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 25 мая 1998 года по 20 ноября 2007 года, с 21 мая 2009 года по 28 января 2019 года.

Согласно сведений ИФНС по г.Сургуту периодами представленных Кононовой И.В. налоговых деклараций по ЕНВД следует считать: 1 квартал 2000 года, 1, 2 кварталы 2003 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2004 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2005 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2006 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2007 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2008 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2009 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2010 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 года, 1, 2, 3 кварталы 2012 года.

Согласно справке пенсионного органа в г.Сургуте от 27 января 2021 года № 137 уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 21 мая 2009 года по 31 декабря 2016 года произведена в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с 1 января 2017 года по 28 января 2019 года – в ИФНС по г.Сургуту.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствовались положениями Федерального закона № 400-ФЗ, Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, исходили из того, что в период с 29 мая 1998 года по 31 декабря 1999 года, с 1 апреля 2000 года по 20 мая 2009 года страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации в виде фиксированного платежа не уплачены, уплата единого налога на вмененный доход за период до 2002 года произведена только за 1 квартал 2000 года (который судом включен в соответствующий стаж), пришёл к выводу о том, что указанные периоды не подлежат включению ни в страховой стаж, ни в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. При этом пришёл также к выводу о том, что показания допрошенных свидетелей правового значения для разрешения спора по существу не имеют.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, верной оценке представленных в материалы дела доказательств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно частям 1, 2 статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ " право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона №400-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию (подпункт 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Из разъяснений, данных в абзаце 3 пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», следует, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 4 декабря 2007 года№ 950-О-О, правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1) не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» также возложил на индивидуальных предпринимателей обязанность производить самостоятельно оплату страховых взносов.

Согласно положениям статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» период индивидуальной трудовой деятельности может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии документального подтверждения уплаты за этот период обязательных платежей, осуществления указанной деятельности в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

В силу пунктов 19, 20 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 1 января 1991 года подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (действовавшим до 1 января 2003 года) документом, подтверждающим уплату налогоплательщиком этого налога, являлось свидетельство об уплате единого налога.

Пунктом 4 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1 и действовавшего в спорные периоды, было предусмотрено, что граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью (предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица), уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории работающих граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц.

В силу пунктов 60, 61 Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 ноября 1994 года № 258, утратившей силу на основании постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 2 декабря 2019 года № 652п, граждане, в том числе иностранные, зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, частные детективы, частные охранники, нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивают взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории граждан Законом Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» (15 июля; 15 августа; 15 ноября). Порядок представления сведений о фактическом доходе от предпринимательской деятельности за истекший год, полученном указанными в пункте 60 Инструкции плательщиками взносов, определяется ПФР.

В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции, действовавшей в 1998-1999 годах) гражданин, самостоятельно уплачивающий страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, представляет следующие сведения: 1) страховой номер; 2) фамилию, имя и отчество; 3) сумму заработка, на который начислялись страховые взносы государственного пенсионного страхования; 4) сумму начисленных страховых взносов государственного пенсионного страхования; 5) другие сведения, необходимые для правильного назначения пенсии. Сведения, предусмотренные пунктом 4 данной статьи, представляются в сроки уплаты страховых взносов государственного пенсионного страхования, определенные для этой категории лиц законодательством Российской Федерации, по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.

Пунктом 1.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 года № 190, предусмотрено, что с 1 января 1991 года время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также лиц, занимающихся трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.

Согласно пункту 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555, к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Положения действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, возможность учета предпринимательской деятельности в страховой стаж ставят в зависимость от уплаты гражданином страховых взносов именно в период осуществления этой деятельности.

Уплата указанных платежей подтверждается следующими документами: взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и после 1 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов; единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

Застрахованные лица, освобожденные в соответствии с законодательством Российской Федерации от уплаты взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса), единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее обязательные платежи), в случае, когда настоящими Правилами предусматривается представление документа об обязательных платежах, вместо этого документа представляют документ об освобождении их от уплаты соответствующих видов обязательных платежей (с указанием периода освобождения), выдаваемый теми же органами (учреждениями) и в том же порядке, который установлен для выдачи документа об уплате обязательных платежей.

Руководствуясь Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а также разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», и исходя из того, что истец будучи зарегистрированной в системе обязательного пенсионного страхования 29 мая 1998 года, за спорный период осуществления предпринимательской деятельности, не предоставила доказательств уплаты ЕНВД, взносов на пенсионное обеспечение судебная коллегия приходит к выводу о том, что вывод суда первой инстанции об отказе во включении в страховой стаж и в стаж работы местности, приравненной к районам Крайнего Севера спорных периодов, является правильным, основанным на собранных по делу доказательствах.

Как правильно установил суд, и следует из материалов дела, периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности за спорные периоды не подтверждаются свидетельствами об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке.

Доводы апелляционной жалобы, а также пояснения данные представителем истца в суде апелляционной инстанции о том, что истец не могла предоставить в суд первой инстанции свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход, поскольку на момент рассмотрения дела у истца их не было, но после рассмотрения дела частично истец нашла данные документы, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что Кононова И.В. и ее представитель ходатайствовали перед судом о предоставлении возможности дополнительного предоставления документов и доказательств.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, ответы ИФНС по г.Сургуту не содержат указаний на то, что за периоды с 29 мая 1998 года по 31 декабря 1999 года и с 1 апреля 2000 года по 20 мая 2009 года информация по истцу не может быть предоставлена ввиду утраты, утери данных документов либо иной информации, подтверждающей факт уплаты истцом налогов за спорные периоды.

Оценив по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о недоказанности истцом факта уплаты страховых взносов за период за периоды с 29 мая 1998 года по 31 декабря 1999 года и с 1 апреля 2000 года по 20 мая 2009 года.

С учетом изложенного, судебная коллегия исходя из имеющихся в материалах письменных доказательств, приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований истца о включении в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периодов предпринимательской деятельности с 29 мая 1998 года по 31 декабря 1999 года и с 1 апреля 2000 года по 20 мая 2009 года.

Каких-либо иных документов, как от территориальных налоговых органов, так и пенсионных органов в материалах дела не имеется, истцом суду они представлены не были.

Доводы апелляционной жалобы о том, что все необходимые отчисления на пенсионное обеспечение истцом производились в установленном порядке, истец не обязана следить за распределением своих налоговых отчислений, не могут повлечь отмену решения суд, поскольку с учетом вышеприведенных норм условием для включения в страховой стаж периодов осуществления предпринимательской деятельности является уплата за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации либо иных приравненных к ним платежей. Поскольку истцом доказательств выполнения указанной обязанности не представлено, выводы суда об отсутствии оснований для включения спорных периодов с 29 мая 1998 года по 31 декабря 1999 года и с 1 апреля 2000 года по 20 мая 2009 года, в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера являются правомерными.

Согласно частям 1, 2 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ.

Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что начало течения срока для назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на ее получение.

Если хотя бы одно из указанных условий не было соблюдено, то оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости не имеется.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 года (вопрос 29), суд, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.

Из разъяснений, данных в ответе на вопрос 15 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года следует, что если гражданин в установленном законом порядке обращался с заявлением о назначении страховой пенсии в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его первоначального обращения с заявлением в пенсионный орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении страховой пенсии ранее возникновения права на пенсию - со дня возникновения такого права.

Для назначения пенсии Кононовой И.В. недостаточно стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера при необходимом 18 лет 8 месяцев, имеется только 11 лет 10 месяцев 6 дней (11 лет 6 месяцев 21 день не оспариваемых ответчиком + 3 месяца 15 дней включенных судом).

Принимая во внимание, что продолжительность специального стажа Кононовой И.В. на дату с которой возникает право на пенсию (6 февраля 2022 года) составляет менее 18 лет 8 месяцев, то вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требования истца о досрочном назначении пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ, является правильным.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы в апелляционном порядке не имеется.

Предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы нет, равно как и нет оснований, названных в части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда независимо от доводов жалобы.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                             определила:

решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кононовой Ирины Валерьевны без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное определение изготовлено 26 сентября 2022 года.

Председательствующий                                                         Ковалёв А.А.

Судьи                                                                                        Максименко И.В.

                                                                                                   Евтодеева А.В.

33-6017/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Кононова Ирина Валерьевна
Ответчики
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре
Другие
Еремин Антон Валерьевич
ИФНС по г. Сургут ХМАО-Югры
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Судья
Максименко Инна Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
11.08.2023Передача дела судье
19.09.2023Судебное заседание
24.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2023Передано в экспедицию
19.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее