Дело № 2-326/2024 <Дата>
29RS0014-01-2023-005453-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего по делу судьи Дейнекиной Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Зайцевой В.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Степаненко А. АлексА.а к Администрации городского округа «Архангельск», обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Стройкомплекс» о взыскании возмещения за изымаемое жилое помещение, убытков,
установил:
Степаненко А.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа «Архангельск» о взыскании возмещения за изымаемое жилое помещение, убытков.
В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником квартиры по адресу: г. Архангельск, .... Многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Ответчиком вынесено распоряжение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного под жилым домом, и помещения, но денежные средства за жилое помещение не выплачены. Просит взыскать возмещение за изымаемое жилое помещение в размере 1 368 000 руб., убытки, причиненные изъятием жилого помещения, в размере 235 000 руб., расходы по оценке в размере 10 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 16 215 руб.
Определением суда в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Стройкомплекс» (далее – ООО «Специализированный застройщик «Стройкомплекс»).
Истец Степаненко А.А. в судебном заседании не участвовал, о судебном заседании извещен.
В судебном заседании представитель истца Агафонова Е.А. иск поддержала, просила взыскать возмещение с Администрации городского округа «Архангельск».
Представитель ответчика Администрации городского округа «Архангельск» Малетина М.С. просила отказать в удовлетворении иска к Администрации городского округа «Архангельск», так как между Администрацией городского округа «Город Архангельск» и ООО «Специализированный застройщик «Стройкомплекс» заключен договор о комплексном развитии территории жилой застройки, по которому обязанность во выплате возмещения за изымаемые жилые помещения возложена на ООО «Специализированный застройщик «Стройкомплекс».
Представитель ответчика ООО «Специализированный застройщик «Стройкомплекс» Рудкина В.О. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска к ООО «Специализированный застройщик «Стройкомплекс», так как разработанный проект планировки, предусматривающий график планируемого развития территории, этапность расселения жилых помещений, Администрацией городского округа «Архангельск» не утвержден.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статьей 35 Конституции Российской Федерации закреплено, что право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. При этом правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (статьи 12, 56, 57 ГПК РФ).
Регулирование жилищных отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и иными нормативными правовыми актами, составляющими жилищное законодательство в соответствии со статьей 5 ЖК РФ.
Собственник жилого помещения в соответствии с частью 1 статьи 30 ЖК РФ осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 указанной статьи.
В соответствии с порядком изъятия жилого помещения у собственника, установленным частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
Как разъяснено в абзаце первом подпункта «г» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата> <№> «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», соблюдение установленной законом процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу.
Степаненко А.А. является собственником квартиры по адресу: г. Архангельск, ....
Указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу в соответствии с распоряжением главы городского округа «Город Архангельск» от <Дата> <№>р.
Распоряжением заместителя главы городского округа «Город Архангельск» от <Дата> <№>р земельный участок и жилые помещения по адресу: г.Архангельск, ..., изъяты для муниципальных нужд.
После признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу Администрация городского округа «Город Архангельск» как орган, принявший решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, направила собственникам помещений в таком доме требование о его сносе до <Дата>.
Принимая во внимание положения частей 6 и 7 статьи 32 ЖК РФ о возмездном изъятии принадлежащего истцу на праве собственности жилого помещения, Администрация городского округа «Город Архангельск» после принятия решения об его изъятии обязана была направить истцу соглашение, предусматривающее условия выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение. Однако такое соглашение ответчиком в адрес истца не направлено.
Таким образом, на основании статьи 32 ЖК РФ жилое помещение истца подлежит изъятию с выплатой за него денежного возмещения, установленного в размере рыночной стоимости.
Пунктом 13 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен трехлетний срок для подготовки и направления в адрес собственников проектов соглашений об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд, то есть данная норма определяет лишь срок действия решения об изъятии земельного участка.
Рыночная стоимость имущества, подлежащего изъятию в соответствии со статьей 32 ЖК РФ, определена по результатам оценки такой стоимости, выполненной в соответствии с Федеральным законом от <Дата> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» экспертом ООО «Проф-Оценка» Аншуковым Д.В., являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, что подтверждается отчетом <№>рс об определении рыночной стоимости квартиры, согласно которому рыночная стоимость жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме с учетом доли в праве общей собственности на такое имущество и земельный участок составляет 1 368 000 руб., размер убытков, причиняемых изъятием, включая компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт, составляет 235 000 руб.
Суд при принятии решения берет за основу указанный отчет оценщика, поскольку он составлен в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего оценочную деятельность в Российской Федерации, с применением федеральных стандартов оценки стоимости, оценщик обладает специальными познаниями в сфере оценочной деятельности, что подтверждается документами о профессиональной подготовке, приложенными к отчету. Выводы оценщика не имеют противоречий, логичны, аргументированы, обоснованы, достоверны и содержат ссылки на официальные источники и документы.
Результаты оценки представителями ответчиков не оспариваются.
В силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статьей 16 Закона Российской Федерации от <Дата> <№> «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требования о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.
Из сообщения ГБУ АО «АрхОблКадастр» следует, что первая приватизация жилого помещения жилого дома по адресу: г. Архангельск, ..., произведена <Дата>.
В отчете об оценке рыночной стоимости отражено, что физический износ здания на 1998 г. составляет 59 %. Сведения о проведенных капитальных ремонтах отсутствуют.
Данные выводы ответчиками с предоставлением соответствующих доказательств не опровергнуты.
В отчете об оценке приведен расчет компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого дома, размер которой по жилому помещению истца составляет 76 000 руб.
На основании п. 1 ст. 15 ГК РФ, ч. 7 ст. 32 ЖК РФ истцу должны быть возмещены рыночная стоимость жилого помещения в размере 1 368 000 руб., убытки, связанные с изъятием жилого помещения, в размере 235 000 руб.
Несмотря на заключение <Дата> между Администрацией городского округа «Город Архангельск» и ООО «Специализированный застройщик «Стройкомплекс» договора о комплексном развитии территории жилой застройки, согласно п. 3.1.6 которого обязательство по выплате возмещения за изымаемые жилые помещения возложена на ООО «Специализированный застройщик «Стройкомплекс», обязанность по выплате рыночной стоимости жилого помещения и убытков следует возложить на Администрацию городского округа «Город Архангельск», так как Администрацией городского округа «Город Архангельск» как органом местного самоуправления принято решение об изъятии земельного участки и жилых помещений для муниципальных нужд, поэтому на основании ст. 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение и убытки, связанные с изъятием, обязана возместить Администрация городского округа «Город Архангельск».
Степаненко А.А. стороной договора о комплексном развитии территории жилой застройки не является.
Кроме того, согласно п.п 3.1.3, 3.1.6, <Дата> договора о комплексном развитии территории жилой застройки, ООО «Специализированный застройщик «Стройкомплекс» обязано произвести выплату возмещения за изымаемые жилые помещения согласно срокам выполнения обязательств по договору в с соответствии приложением <№> к данному договору, которые на момент рассмотрения дела Администрацией городского округа «Город Архангельск» и ООО «Специализированный застройщик «Стройкомплекс» не определены, поэтому удовлетворение иска к ООО «Специализированный застройщик «Стройкомплекс» приведет к нарушению прав истца.
Рыночная стоимость жилого помещения и убытки, связанные с изъятием жилого помещения, подлежат взысканию с Администрации городского округа «Город Архангельск».
В удовлетворении исковых требований к ООО «Специализированный застройщик «Стройкомплекс» следует отказать.
На основании ст. 94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Расходы на оплату услуг на проведение оценки в размере 10 000 руб. следует взыскать с Администрации городского округа «Город Архангельск» в пользу истца, так как понесены для реализации права на обращение в суд с иском.
Несение расходов на оплату услуг по оценке подтверждается договором на проведение оценки от <Дата>, счетом от <Дата>.
С ответчика в пользу истца подлежат взысканию также расходы по оплате государственной пошлины, оплаченной истцом при обращении в суд.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
исковые требования Степаненко А. АлексА.а (паспорт <№>) к администрации городского округа «Архангельск» (ИНН 2901065991), обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Стройкомплекс» (ИНН 2901301254) о взыскании возмещения за изымаемое жилое помещение, убытков удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации городского округа «Архангельск» в пользу Степаненко А. АлексА.а в счет возмещения за изымаемое жилое помещение по адресу: г. Архангельск, ..., кадастровый <№>, денежные средства в размере 1 368 000 руб., убытки в размере 235 000 руб., расходы на оказание услуг по оценке в размере 10 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 16 215 руб., всего взыскать 1 629 215 (один миллион шестьсот двадцать девять тысяч двести пятнадцать) руб.
Перечисление администрацией городского округа «Архангельск» в пользу Степаненко А. АлексА.а денежных средств в счет возмещения за изымаемое жилое помещение по адресу: г. Архангельск, ..., кадастровый <№>, является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о прекращении права собственности Степаненко А. АлексА.а на жилое помещение по адресу: г. Архангельск, ..., кадастровый <№>, и для внесения записи о праве собственности городского округа «Город Архангельск» на указанное жилое помещение.
В удовлетворении исковых требований Степаненко А. АлексА.а о взыскании возмещения за изымаемое жилое помещение, убытков с общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Стройкомплекс» отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ломоносовский районный суд города Архангельска.
Председательствующий Е.Г. Дейнекина