Решение по делу № 33-1557/2023 от 10.04.2023

    Судья – Байметов А.А.                                                                       № 2-269/2023

                                                                                          (суд первой инстанции)

                                                                                                          № 33-1557/2023

    (суд апелляционной инстанции)

        АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        18 мая 2023 года                                                                          г. Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего    судьи Григоровой Ж.В.,

судей Донсковой М.А. и Козуб Е.В.,

при секретаре судебного заседания Бойко Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александрова И. И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю о признании права на перерасчет пенсии, об обязании произвести перерасчет пенсии, по апелляционной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 13 февраля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Донсковой М.А., судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда

установила:

А. И.И. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю (далее – ответчик, ГУ – ОПФРФ по г. Севастополю, Отделение) с учетом поступивших уточнений исковых требований просил суд обязать ответчика произвести перерасчет пенсии из среднемесячного заработка за 2000-2001 годы по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета государственного пенсионного страхования Пенсионного фонда Украины (по форме ОК-5) с 20.01.2022.

Требования мотивированы тем, что ответчик исчисляет и выплачивает пенсию истцу исходя из невыгодного периода заработка, дающего низкий коэффициент зарплаты 0,447, а именно за 60 календарных месяцев с марта 1994 года. Истец указывает, что в его пенсионном деле имеются сведения о размере его заработной платы за 2000 -2001 год, дающий коэффициент отношения заработков - 1,0491. Полагает, что расчет должен быть произведен по имеющимся в пенсионном деле сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, выданными официальными государственными органами Украины. Истец указывает, что право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 13 февраля 2023 года иск удовлетворен, судом постановлено:

- обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю произвести Александрову И.И. перерасчет пенсии из среднемесячного заработка за 2000-2001 год по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета государственного пенсионного страхования Пенсионного фонда Украины(по форме ОК-5) с 20.01.2022.

Этим же решением с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю в пользу истца взысканы расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Не согласившись с указанным решением, Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования в Российской Федерации по г.Севастополю подало апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда.

В обоснование поданной апелляционной жалобы указано, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно определены значимые по делу обстоятельства; заработная плата застрахованного лица за 2000-2001 годы учитывается по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования РФ. Однако, страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ для формирования индивидуального пенсионного коэффициента на индивидуальный лицевой счет истца в системе обязательного пенсионного страхования за период 2000 – 2001 год не поступали. Исчисление среднемесячного заработка гражданина за 2000 – 2001год по сведениям персонифицированного учета иностранного государства (по индивидуальным ведомостям о застрахованном лице по форе ОК-5, выданным компетентными органами Украины) нормами действующего законодательства РФ не предусмотрено.

        В судебном заседании представитель Отделения фонда Пенсионного и Социального страхования в Российской Федерации по г. Севастополю                   Лебедев М.С. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.

        Истец А. И.И. в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя Иванову Н.А., которая в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагала обжалуемое решение законным и обоснованным.

        Судебная коллегия с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, определила рассмотреть дело в отсутствие истца, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

                В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

                Полномочия суда апелляционной инстанции определены статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

                В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

                Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330); недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330); несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 330); нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330).

        Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, пояснения участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Как следует из письменных материалов дела и установлено судом, истец А. И.И. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости, установленной в соответствии со ст. 8 ФЗ-400 "О страховых пенсиях".

Размер пенсии истца, а именно показатель отношение заработков исчислен с применением ч. 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно имеющимся в пенсионном деле расчетам, показатель отношение заработков исчислен ответчиком за период 60 календарных месяцев подряд с марта 1994 года. Величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 0,447

Судом установлено, что в материалах выплатного дела истца содержатся сведения о размере заработной платы Александрова И.И. за 2000 -2001 год в выписке из индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, выданной официальными гос. органами Украины (по форме ОК-5), однако, заработок истца за 2000-2001 год, ответчиком учтен не был.

В данных персонифицированного учета формы ОК-5, выданной Пенсионным фондом Украины, имеются сведения о размере заработка Александрова И.И., как застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, с которого работодателем начислены и уплачены страховые взносы, учтен стаж, сведения о чем вносятся в индивидуальный (персонифицированный) учет гражданина.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями абз. 7 п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", положениями Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ (ред. от 14.07.2022) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», и исходил из того, что факт проживания Александрова И.И. на территории г. Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 г. подтвержден отметкой о регистрации в паспорте, соответственно при расчете пенсии истцу подлежат применению положения Федерального закона № 208-ФЗ, которыми установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18.03.2014 на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в связи с чем, не усмотрел оснований для отказа в исчислении размера пенсии истца из среднемесячного заработка за 2000 – 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, предоставленными пенсионным фондом Украины (Фома ОК-5). Суд первой инстанции при разрешении спора указал, что размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в целом соглашается с вышеуказанными выводами суда первой инстанции.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно ч. 3 ст. 4 Закона РФ "О страховых пенсиях" иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

13.03.1992 между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

Как следует из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г., правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.

Согласно ст. 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 6 названного выше Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Из содержания данной нормы следует, что при определении трудового стажа граждан государств - участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства - участника Соглашения во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения то есть до 13.03.1992. Указанные положения различаются по их действию в территориальной, субъектной и временной сферах.

В соответствии с п. 3 ст. 6 названного выше Соглашения от 13.03.1992, исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

Согласно статье 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР.

В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом, трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16).

Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам государств - участников Соглашения от 13.03.1992 производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (п. 11 Рекомендаций).

Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 N 16/19па, определено, что среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000 - 2001 подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета.

Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 в течение трудовой деятельности после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, установлены Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Статьей 4 Закона N 208-ФЗ закреплен порядок исчисления страхового (трудового) стажа при установлении страховой пенсии гражданам Российской Федерации. В частности, предусмотрено правило, согласно которому периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ; данные периоды подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 208-ФЗ от 21.07.2014 с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 03.07.2016 N 235-ФЗ, Гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, являвшимся получателями пенсии на 31 декабря 2014 года, при исчислении размера страховой пенсии может быть учтен среднемесячный заработок за 2000 - 2001 годы либо среднемесячный заработок за любые периоды работы и (или) иной деятельности до 1 января 2002 года, из которого исчислена пенсия на указанную дату, на основании документов выплатного дела.

В случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года (56,6723 руб. за 10 украинских гривен) Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.

Среднемесячный заработок подтверждается документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При этом свидетельскими показаниями среднемесячный заработок граждан не подтверждается.

Частью 3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.

Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.

Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Письменными материалами дела подтверждено, что истец зарегистрирован в г. Севастополе с 16.03.2001г. по настоящее время, гражданство истцом приобретено в соответствии в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

С учетом изложенного доводы апеллянта о том, что к истцу не подлежат применению положения Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечении граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", являются ошибочными и судебной коллегией отклоняются.

В материалах пенсионного (выплатного) дела истца имеются справки о размере заработной платы истца за 2000-2001г.г., а так же сведения индивидуального (персонифицированного) учета государственного пенсионного страхования Пенсионного фонда Украины(по форме ОК-5).

Как обоснованно указал суд первой инстанции, право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину (Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2017 № 696-О, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2020 № 9-КГ20-10-К1 Т).

С учетом вышеприведенных норм, доводы апелляционной жалобы о том, что исчисление среднемесячного заработка гражданина за 2000 – 2001год по сведениям персонифицированного учета иностранного государства (по индивидуальным ведомостям о застрахованном лице по форе ОК-5, выданным компетентными органами Украины) нормами действующего законодательства РФ не предусмотрено, судебной коллегией отклоняются, в связи с чем, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для отказа истцу в исчислении размера пенсии истца из среднемесячного заработка за 2000 – 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, предоставленными пенсионным фондом Украины (Фома ОК-5), являются обоснованными и, по существу верными.

Доводы апелляционной жалобы ответчика фактически основаны на несогласии ответчика с существом вынесенного решения, повторяют его позицию в суде первой инстанции, также были предметом рассмотрения и отклонены судом, о чем подробно изложено в обжалуемом решении. Выводы суда соответствуют нормам гражданского закона, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, правовые основания для отмены решения, по доводам апелляционной жалобы, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда

определила:

решение Ленинского районного суда города Севастополя от 13 февраля 2023 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда Пенсионного и Социального страхования в Российской Федерации по г. Севастополю, без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

    Председательствующий:                                           Ж.В. Григорова

           Судьи:                                                                          М.А. Донскова

                                                                                                     Е.В. Козуб

33-1557/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Александров Игорь Иванович
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Донскова Мария Александровна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
10.04.2023Передача дела судье
18.05.2023Судебное заседание
24.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2023Передано в экспедицию
18.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее