Дело № 2-443/2024 (2-5100/2023)
УИД 32RS0027-01-2023-003727-88 председательствующий-судья Борлаков М.Р.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-1689/2024
гор. Брянск 11 июня 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Богородской Н.А.
судей областного суда Горбачевской Ю.В., Бобылевой Л.Н.
при секретаре Немцевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Гальковой Любови Аполленарьевны на решение Советского районного суда г. Брянска от 26 февраля 2024 года по делу по иску Гальковой Любови Апполенарьевны к Брянской городской администрации об индексации муниципальной пенсии, возмещении материального и морального ущерба.
Заслушав доклад судьи Бобылевой Л.Н., объяснения Гальковой Л.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Галькова Л.А. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она проработала на муниципальной службе в органах власти и управления г.Брянска около 30 лет. В ДД.ММ.ГГГГ переведена в Управление по благоустройству и экологии г.Брянска на младшую должность с низкой зарплатой. ДД.ММ.ГГГГ была уволена в связи с сокращением численности штата сотрудников. При расчете ей была установлена муниципальная пенсия за выслугу лет к трудовой пенсии по старости в размере 3 494,98 руб., но на основании решения Горсовета от 27.04.2011 №518 «О мерах социальной поддержки для отдельной категории граждан» ей была назначена ежемесячная пенсия в размере 5 000 руб. из городского бюджета.
Ссылаясь на то, что в данном решении отсутствует запрет на индексацию пенсии, просила суд обязать Брянскую городскую администрацию проиндексировать ее муниципальную пенсию за выслугу лет за период со дня выхода на пенсию – ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени; взыскать с Брянской городской администрации 50 000 руб. за причиненный материальный и моральный вред.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 26 февраля 2024 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Галькова Л.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что ответчик не представил официальные документы, в которых было бы указано о запрете индексации муниципальной пенсии гражданам, которым была назначена пенсия в размере 5 000 руб. на основании решения Горсовета от 27.04.2011 №518 «О мерах социальной поддержки для отдельной категории граждан». Решением Горсовета от 11.04.2007 №670 «О принятии Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления г.Брянска» предусмотрены индексации пенсии для всех граждан при наличии бюджетных средств, и запрета на индексацию в нем не имеется.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Брянского городского Совета народных депутатов Шведова А.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представители ответчика Брянской городской администрации, третьих лиц Брянского городского Совета народных депутатов, Финансового управления Брянской городской администрации, отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу ч. 3 ст. 167, ч.1 ст.327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав Галькову Л.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).
В Федеральном законе от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (п. 12 ч. 1 ст. 11). Согласно п. 5 ч. 1 ст. 23 муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.
В соответствии с п.п. 2, 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней.
Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 11.04.2007 № 670 принято Положения «О порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Брянска».
В пункте 2 указанного Положения определено понятие пенсии за выслугу лет - ежемесячная денежная выплата, право на получение которой определяется по основаниям и в порядке, установленном настоящим Положением, и которая предоставляется лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Брянска, при выходе на государственную пенсию в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с увольнением с должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Брянска, при наличии необходимого стажа муниципальной службы.
Пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, имеющим право на пенсию за выслугу лет, к государственной пенсии, установленной в соответствии с действующим законодательством (п.4 положения).
Пенсия за выслугу лет устанавливается на основании письменного заявления лица об установлении пенсии за выслугу лет, оформленного согласно прилагаемой форме 1, которое регистрируется исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Брянска в день подачи заявления. Заявление об установлении пенсии за выслугу лет подается руководителю исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления города Брянска (п.12, 13 Положения).
Согласно п.7 Положения № 670 размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже 3204 рублей.
Размер пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к государственной пенсии) ежегодно на основании соответствующего нормативного правового акта Главы города Брянска пересчитывается исполнительно-распорядительным органом города Брянска на индекс потребительских цен на товары и услуги (уровень инфляции) за предшествующий финансовый год на основании информации территориального органа государственной статистики по Брянской области и при условии включения необходимых средств в бюджет города Брянска на соответствующий финансовый год (п.27).
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.04.2011 № 518 «О мерах социальной поддержки для отдельной категории граждан» установлено, что лица из числа неработающих пенсионеров, получающих пенсию за выслугу лет, выплачиваемую за счет средств бюджета города Брянска, размер которой составляет менее пяти тысяч рублей, при наличии стажа не менее 20 лет в органах власти и управления города Брянска имеют право на ежемесячную выплату за счет средств бюджета города Брянска (далее - Выплата) (п.1 Решения).
Выплата устанавливается лицам, указанным в п. 1 настоящего Решения, на основании письменного заявления к их пенсии за выслугу лет в таком размере, чтобы сумма Выплаты и пенсии за выслугу лет составляла пять тысяч рублей (п.2).
Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Решения, осуществляется за счет средств бюджета города Брянска по главному распорядителю бюджетных средств - Брянской городской администрации (п.6 Решения).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела Галькова Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Управлении по благоустройству и экологии г.Брянска в качестве <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ была уволена в связи с сокращением численности штата работников управления по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ.
С ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ Галькова Л.А. обратилась к главе Брянской городской администрации с заявлением об установлении ей с ДД.ММ.ГГГГ выплаты к пенсии за выслугу лет, выплачиваемой за счет средств бюджета г.Брянска.
Стаж муниципальной службы Гальковой Л.А. составил <данные изъяты> лет <данные изъяты> мес<данные изъяты> дней.
Распоряжением Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ ей установлена муниципальная пенсия за выслугу лет к трудовой пенсии по старости в сумме 3 494,98 руб. в месяц.
Распоряжением Брянской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ Гальковой Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ установлена также ежемесячная выплата к муниципальной пенсии за выслугу лет, выплачиваемая за счет средств бюджета г.Брянска в размере 1 505,02 руб.
Таким образом, сумма ежемесячной выплаты и муниципальной пенсии за выслугу лет Гальковой Л.А. составляет 5 000 руб., которая не индексируется.
Галькова Л.А., считая свои права нарушенными, обратилась в суд с иском об индексации указанной суммы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы оснований для отмены оспариваемого решения суда не имеется.
Материалами дела установлено, что Галькова Л.А. является получателем денежной суммы за счет средств бюджета города Брянска в размере 5000 руб., состоящей из муниципальной пенсии за выслугу лет 3 494,98 руб. и ежемесячной выплаты 1505,02 руб.
При этом из вышеуказанных нормативных актов Брянского городского Совета народных депутатов, регламентирующих назначение и выплату муниципальной пенсии за выслугу лет следует, что муниципальная пенсия подлежит индексации и согласно информации, представленной ответчиком в случае индексации пенсии Гальковой Л.А. размер ее муниципальной пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил бы 4515,87 руб.
Индексация же выплаты к пенсии, установленной решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.04.2011 №518 «О мерах социальной поддержки для отдельной категории граждан» не предусмотрена.
Таким образом, правовых оснований для индексации получаемой Гальковой Л.А. денежной суммы в размере 5000 руб. не имеется.
Ответчик производит выплаты на основании действующих нормативных правовых актов.
Вместе с тем проверка законности нормативных правовых актов производится в ином судебном порядке. Лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы вправе обратиться с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии обязанности Брянской городской администрации индексировать заявленную истцом денежную сумму, выплачиваемую ей на оснований распоряжений Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
В удовлетворении требований о взыскании материального и морального вреда, как производных от основного требования, суд первой инстанции также обоснованно отказал.
Кроме того, из представленных ответчиком документов следует, что оснований для взыскания Гальковой Л.А. недополученной муниципальной пенсии за выслугу лет не имеется даже с учетом ее индексации, размер которой составил бы 4515,87 руб., а истцу производится выплата 5000 руб.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 26 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гальковой Любови Аполленарьевны – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд г.Брянска в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Н.А.Богородская
Судьи Ю.В.Горбачевская
Л.Н.Бобылева
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 18 июня 2024 года.