№2а-1900/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 сентября 2020 года г. Астрахань
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Шамухамедовой Е.В.
при секретаре Андрияновой Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Советского района г. Астрахани к Отделению судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Астрахани УФССП России по Астраханской области, дознавателю <ФИО>1, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Астраханской области о признании представления незаконным,
у с т а н о в и л :
Администрация Советского района г. Астрахани обратилась в суд с иском, указав, что <дата> поступило представление дознавателя Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Астрахани УФССП России по Астраханской области о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления по уголовному делу, возбужденного <дата> в отношении <ФИО>2 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ (неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда средств на содержание несовершеннолетних детей, если это деяние совершено неоднократно). В представлении дознаватель отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментов указывает на не достаточно эффективную со стороны администрации района профилактическую и разъяснительные работы с населением о необходимости трудоустройства или обращения в центр занятости населения с целью получения помощи в поиске работы, а также предотвращения и пресечения преступлений выявления обстоятельств способствующих совершению, и принятия мер к устранению данных обстоятельств преступления, а именно на занятость населения, отсутствие рабочих мест для граждан, в том числе отсутствие профилактической и разъяснительной работы со стороны администрации района в сфере защиты прав несовершеннолетних детей, нетрудоспособных детей, детей достигших восемнадцатилетнего возраста. Полагаю, что данное представление незаконно, поскольку администрация района не наделена полномочиями по проведению профилактической работы с гражданами, а также трудоустройства граждан. В связи с чем просят суд признать представление <номер> от <дата> дознавателя Отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Астрахани незаконным.
В судебном заседании представитель административного истца – администрации Советского района г. Астрахани <ФИО>4, действующая на основании доверенности, административный иск поддержала и просила удовлетворить.
Административный ответчик - дознаватель <ФИО>1 и представитель административного ответчика УФССП России по Астраханской области <ФИО>5, действующий на основании доверенности, возражали против исковых требований, поскольку представление вынесено законно и обоснованно. В администрации действует комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая правомочна проводить профилактические беседы с гражданами. Просили в иске отказать.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что в адрес Главы администрации Советского района г. Астрахани ведущим дознавателем Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Астрахани УФССП России по Астраханской области <ФИО>1 вынесено представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений) из которого следует, что в производстве дознания находится уголовное дело, возбужденное <дата> в отношении <ФИО>2 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ – неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда средств на содержание несовершеннолетних детей, если это деяние совершено неоднократно.
По мнению органов дознания, обстоятельства совершения преступления свидетельствуют о проведении уполномоченными органами (отделами) администрации района не достаточно эффективной профилактической и разъяснительной работы с населением о необходимости трудоустройства или обращения в центр занятости населения с целью получения помощи в поиске работы, как механизм предотвращения и пресечения преступлений, выявления обстоятельств, способствующих их совершению, и принятия мер к устранению данных обстоятельств.
В связи с этим, предложено вынести представление на обсуждение собрания, совещения (очередного, оперативного) в администрации Советского района г. Астрахани, в том числе с участием комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Указать уполномоченным органам (отделам) администрации района на необходимость усиления профилактической и разъяснительной работы среди населения указанной категории, принять меры к доступности информации о возможных вакансиях (путях) трудоустройства или обращения в уполномоченные органы с целью получения помощи в трудоустройстве.
Исходя из принципа диспозитивности административного судопроизводства административный истец по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещённые законом. Условием реализации этих прав является указание в административном исковом заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истицы. Ответчик в свою очередь обязан доказать правомерность своего поведения, отсутствие в действиях (бездействиях) его вины.
Оспаривая данное представление, администрация района указывает на те обстоятельства, что не является лицом уполномоченным на проведение профилактических бесед с гражданами, а также их трудоустройства.
Между тем, согласно Положению об администрации Советского района г. Астрахани, утвержденному Городской Думой от 20 марта 2014 года №36, администрация района обеспечивает деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также административной комиссии (п. 2.133).
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:
1) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
3) рассматривают вопросы, связанные с отчислением несовершеннолетних обучающихся из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", и иные вопросы, связанные с их обучением;
4) обеспечивают оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия), а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
5) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
6) подготавливают и направляют в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) на территории соответствующего муниципального образования;
7) осуществляют иные полномочия, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Астраханской области от 17 августа 2015 года №419-П «О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Астраханской области» утвержден регламент работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, из которого следует, что комиссия рассматривает материалы (дела), содержащие информацию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (п. 4.2).
Таким образом, исходя из данных законоположений следует, что в администрации района осуществляет свою деятельность комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая рассматривает материалы (дела), содержащую информацию, в том числе, о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних.
Исследовав представление дознавателя, суд приходит к выводу, что содержащая информация в нем содержит вопросы, которые входят в компетенцию комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Советского района г. Астрахани.
Таким образом, оснований полагать, что дознавателем нарушены требования действующего законодательства, у суда не имеется.
Кроме того, представление дознавателя не нарушает прав и законных интересов административного истца, не создает угрозы нарушения прав, свобод или законных интересов, как истца, так и других лиц в сфере осуществления администрацией возложенных на нее обязанностей.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку доводы административного истца не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление администрации Советского района г. Астрахани к Отделению судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Астрахани УФССП России по Астраханской области, дознавателю <ФИО>1, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Астраханской области о признании представления незаконным оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда в течение месяца, через районный суд.
Мотивированный текст решение изготовлен 3 октября 2020 года.
Судья Е.В. Шамухамедова