РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2017 года г. Махачкала
Федеральный суд Советского района г.Махачкалы в составе председательствующего судьи Магомедовой Д.М., при секретаре Буттаевой З.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО2 к Счетной палате РД о признании незаконными действий и представления,
УСТАНОВИЛ:
Алипханов И.И. обратился в суд с административным иском к Счетной палате РД о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении сроков проведения проверки, в несвоевременном вручении руководителю проверяемой организации акта проверки, в разглашении информации, полученной в ходе проверки, в нарушении права на объективную проверку и полноценное информирование объекта проверки, в не ознакомлении директора проверяемой организации и лица,чьи права затрагиваются проверкой о новой программе проверки, в проведении проверки без необходимых документов по финансово-хозяйственной деятельности и получении документов в неустановленном законном порядке, в проведении проверки без участия законного представителя организации, а также признании незаконным представления Счетной палаты РД от ДД.ММ.ГГГГ №пр-о6.
В обоснование своих требований истец указал, что он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся и.о. руководителя (директора) ГКУ РД «Республиканское объединение социально-трудовой адаптации и профессиональной ориентации» (далее - Учреждение).
Как ему стало известно, Счетная палата РД в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла проверку целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2015 году Учреждению из республиканского бюджета Республики Дагестан.
По результатам документальной проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств выделенных Учреждению ДД.ММ.ГГГГ был составлен Акт. На основании указанного акта Счетной палатой РД было дано представление от ДД.ММ.ГГГГ №пр-о6.
Считает, что акт документальной проверки от ДД.ММ.ГГГГ и представление Счетной палаты РД приняты с нарушением норм законодательства и подлежат признанию незаконными действия Счетной палаты РД при проведении документальной проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных ГКУ РД «Республиканское объединение социально-трудовой адаптации и профессиональной ориентации» выразившиеся в части:
- нарушения сроков проведения проверки;
- несвоевременного вручения руководителю проверяемой организации акта проверки;
- разглашения информации, полученной в ходе проверки;
- в нарушении права на объективное проверку и полноценное информирование объекта проверки;
- в не ознакомлении директора проверяемой организации и лица, чьи права затрагиваются проверкой о новой программе проверки
- в проведении проверки без необходимых документов по финансово-хозяйственной деятельности и получения документов в неустановленном законном порядке;
- в проведении проверки без участия законного представителя организации;
- в несоответствии результатов проверки фактическим обстоятельствам.
Просит также признать незаконным представление Счетной палаты РД от ДД.ММ.ГГГГ №пр-06, в части выводов и предписаний по результатам проверки в отношении ГКУ РД «Республиканское объединение социально-трудовой адаптации и профессиональной ориентации» как принятое на основе проверки проведенной с грубыми процессуальными нарушениями.
В судебном заседании представитель истца Таркинский И.А. поддержал уточненные требования к Счетной палате РД и просил удовлетворить иск по изложенным в нем основаниям.
Представитель Счетной палаты РД Караченцев С.В. заявленные требования Алипханова И.И. не признал, представив суду возражения, по которым в удовлетворении иска просил отказать.
Представитель ГКУ РД «Республиканское объединение социально-трудовой адаптации и профессиональной ориентации» в судебное заседание не явился.
Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований Алипханова И.И. по следующим основаниям.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Счетная палата РД в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла проверку целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2015 году Учреждению из республиканского бюджета Республики Дагестан.
По результатам документальной проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств выделенных Учреждению ДД.ММ.ГГГГ был составлен Акт. На основании указанного акта Счетной палатой РД было дано представление от ДД.ММ.ГГГГ №пр-о6.
Счетная палата Республики Дагестан, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и статьей 1 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О Счетной палате Республики Дагестан и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований» является органом внешнего государственного финансового контроля Республики Дагестан.
В соответствии со статьей 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ и частью 1 статьи 8 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, Счетная палата Республики Дагестан организует и осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств республиканского бюджета Республики Дагестан, средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда и иных источников, предусмотренных федеральным законодательством.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, внешний государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой в отношении органов государственной власти и государственных органов Республики Дагестан, органов территориального государственного внебюджетного фонда, органов местного самоуправления, государственных учреждений и унитарных предприятий Республики Дагестан, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной собственности Республики Дагестан.
Таким образом, Счетная палата Республики Дагестан вправе, в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан, осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств государственными учреждениями Республики Дагестан, к которым относится и ГКУ «РОСТАПО».
Сроки проведения контрольного мероприятия, в соответствии со статьей 14 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, определяются Регламентом Счетной палаты Республики Дагестан.
Судом установлено, что в заявлении административного истца неправомерно применяются положения Регламента Счетной палаты Республики Дагестан, утвержденного постановлением Коллегии Счетной палаты Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, так как данный документ вступил в силу после проведения проверки и не может рассматриваться как источник правового регулирования оспариваемых действий и решений Счетной палаты Республики Дагестан.
На момент проведения контрольного мероприятия действовал Регламент, утвержденный постановлением Коллегии Счетной палаты Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №а (в редакции постановления Коллегии от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии с пунктом 10 Регламента Счетной палаты Республики Дагестан, действовавшего на момент проведения контрольного мероприятия (далее - Регламент), срок проведения контрольного мероприятия устанавливается распоряжением Счетной палаты Республики Дагестан о проведении контрольного мероприятия.
Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств выделенных ГКУ «РОСТАПО» не являлось самостоятельным контрольным мероприятием, а проводилась в рамках проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных Министерству образования и науки Республики Дагестан на содержание аппарата управления и подведомственных учреждений, одним из которых является вышеназванное учреждение.
В соответствии с распоряжением Счетной палаты Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №-р, срок проведения данного контрольного мероприятия был установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и был продлен до 10 июля распоряжением Счетной палаты Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Удостоверение на право проведения контрольного мероприятия является документом, дающим право конкретным должностным лицам Счетной палаты Республики Дагестан, осуществлять контрольные действия на объекте проверки в течение определенного периода и не устанавливает сроков проведения контрольного мероприятия. При необходимости, в том числе в случае изменения сроков проведения контрольного мероприятия, выдается еще одно удостоверение на новый период.
Таким образом, нарушение сроков проведения проверки Счетной палатой Республики Дагестан допущено не было.
В соответствии с пунктом 11.6 Регламента, два экземпляра акта проверки в срок не позднее следующего рабочего дня со дня подписания вручаются руководителем рабочей группы (должностным лицом Счетной палаты, проводящим контрольное мероприятие), руководителю объекта контроля (его представителю) для ознакомления и подписания. Акт проверки был составлен в окончательной редакции ДД.ММ.ГГГГ. Объектом проверки в оспариваемом контрольном мероприятии, в соответствии с распоряжением Счетной палаты Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №-р, является Министерство образования и науки Республики Дагестан, представитель которого получил указанный акт ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ, в пределах срока, установленного абзацем 3 пункта 11.6 Регламента (не позднее 7 дней со дня получения акта проверки), директором ГКУ «РОСТАПО» Джалаковой Д.С. были представлены возражения на акт проверки, что свидетельствует о своевременном получении акта и самим учреждением.
Представителем истца не представлены суду также доказательства, подтверждающие, что должностные лица Счетной палаты Республики Дагестан допустили разглашение информации, полученной в ходе контрольного мероприятия. Объектом контрольного мероприятия являлось Министерство образования и науки Республики Дагестан, в ведении которого находится ГКУ «РОСТАПО».
В соответствии с подпунктом «м» пункта 4 Положения об осуществлении органами исполнительной власти Республики Дагестан функций и полномочий учредителя казенного учреждения Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке осуществления органами исполнительной власти Республики Дагестан функций и полномочий учредителя государственного учреждения Республики Дагестан» орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя казенного учреждения, которым в данном случае является Министерство образования и науки Республики Дагестан, в установленном порядке осуществляет контроль за деятельностью казенного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан.
Таким образом, суд считает обоснованными доводы представителя ответчика о том, что представление информации о ходе проверки должностным лицам Министерства образования и науки Республики Дагестан не является разглашением сведений, полученных в ходе проверки.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ, частью 1 статьи 21 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, Счетная палата Республики Дагестан по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы Республики Дагестан, органы местного самоуправления, организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба Республике Дагестан или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений. Объектом контрольного мероприятия, в соответствии с распоряжением Счетной палаты Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №-р, являлось Министерство образования и науки Республики Дагестан, которому и было внесено представление по результатам проверки.
Действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает обязанность контрольно-счетного органа извещать проверяемые организации об обращениях с предложением о проведении контрольных мероприятий.
Кроме того, срок проведения контрольного мероприятия был установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, указанное в административном исковом заявлении обращение Управления Федеральной службы безопасности по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № было получено в период проведения проверки.
Положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» неправомерно указаны в обоснование требований административного искового заявления, так как в соответствии с пунктами 3 и 14 части 3.1 статьи 1
названного Федерального закона, положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении внешнего контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Счетная палата Республики Дагестан при осуществлении внешнего государственного финансового контроля, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ и статьей 20 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, вправе запрашивать информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, у органов государственной власти и государственных органов Республики Дагестан, органов управления территориального государственного внебюджетного фонда, органов местного самоуправления, организаций, в отношении которых Счетная палата вправе осуществлять внешний государственный финансовый контроль, их должностных лиц, а также в соответствии с федеральным законодательством у территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Дагестан и их структурных подразделений.
Информация, документы и материалы, необходимые для проведения оспариваемого контрольного мероприятия, были получены в Министерстве образования и науки Республики Дагестан, в Управлении Федерального казначейства по Республике Дагестан и в правоохранительных органах, в связи с чем была проведена проверка в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Действующее законодательство Российской Федерации о внешнем государственном финансовом контроле не содержит обязанности контрольных органов проводить контрольное мероприятие с участием законного представителя проверяемой организации.
В соответствии с Уставом ГКУ «РОСТАПО», утвержденным приказом Министерства образования и науки Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ и согласованным распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, данное казенное учреждение не является образовательной организацией.
Постановлением Правительства Республики, Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Республиканское объединение социально-трудовой адаптации и профессиональной ориентации» предельная штатная численность ГКУ «РОСТАПО» установлена в количестве 14,5 единиц, а утвержденное штатное расписание содержало 55 штатных единиц. Положения устава учреждения не дают права руководителю устанавливать штатную численность работников свыше установленного норматива, так как устав не может противоречить действующему законодательству Российской Федерации.
Факты нарушения действующего финансово бюджетного законодательства, выразившиеся в превышении доведенных лимитов бюджетных обязательств и использовании имущества, не принятого к учету получателями, отраженные в акте проверки и оспариваемом представлении, в административном исковом заявлении не опровергаются.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что документы, связанные исполнением государственных контрактов о проведении ремонтно-строительных работ на общую сумму 374 884,0 тысяч рублей, были получены Счетной палатой Республики Дагестан в Министерстве образования и науки Республики Дагестан, Управлении Федерального казначейства по Республике Дагестан и правоохранительных органах.
На момент организации и проведения ремонтно-строительных работ учредительные документы ГКУ «РОСТАПО» не устанавливали право учреждения на их осуществление, что подтверждается самим административным исковым заявлением.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что следует оставить без удовлетворения исковые требования Алипханова И.И. к Счетной палате РД о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении сроков проведения проверки, в несвоевременном вручении руководителю проверяемой организации акта проверки, в разглашении информации, полученной в ходе проверки, в нарушении права на объективное проверку и полноценное информирование объекта проверки, в не ознакомлении директора проверяемой организации и лица, чьи права затрагиваются проверкой о новой программе проверки, в проведении проверки без необходимых документов по финансово-хозяйственной деятельности и получения документов в неустановленном законном порядке, в проведении проверки без участия законного представителя организации;
Суд также оставляет без удовлетворения требования о признании незаконным представления Счетной палаты РД от ДД.ММ.ГГГГ №пр-06, в части выводов и предписаний по результатам проверки в отношении ГКУ РД «Республиканское объединение социально-трудовой адаптации и профессиональной ориентации»
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 175-180 Кодекса об административном судопроизводстве РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алипханова И.И. о признании незаконными действий Счетной палаты РД, выразившихся в нарушении сроков проведения проверки, в несвоевременном вручении руководителю проверяемой организации акта проверки, в разглашении информации, полученной в ходе проверки, в нарушении права на объективную проверку и полноценное информирование объекта проверки, в не ознакомлении директора проверяемой организации и лица, чьи права затрагиваются проверкой о новой программе проверки, в проведении проверки без необходимых документов по финансово-хозяйственной деятельности, получении документов в неустановленном законном порядке, в проведении проверки без участия законного представителя организации и представления Счетной палаты РД от ДД.ММ.ГГГГ №пр-06, в части выводов и предписаний по результатам проверки в отношении ГКУ РД «Республиканское объединение социально-трудовой адаптации и профессиональной ориентации», оставить без удовлетворения.
Мотивированное решение суда составлено 13 февраля 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Судья Магомедова Д.М.