Решение по делу № 33-8945/2022 от 23.08.2022

Судья Ванюшин Е.В. Дело № 33-8945/2022 (2-286/2022)

Докладчик Емельянов А.Ф. УИД: 42RS0041-01-2022-000469-27

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово 20 сентября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Емельянова А.Ф.

судей Слепцовой Е.В., Ельмеевой О.А.

при секретаре Бурдуковой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова А.Ф. гражданское дело по апелляционной жалобе Муниципального образования – Калтанский городской округ на решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 22 июня 2022 года

по иску Р., О., В., Л., А. к муниципальному образованию - Калтанский городской округ о предоставлении жилого помещения в связи с признанием жилого дома аварийным,

УСТАНОВИЛА:

Р., О., В., Л., А. обратились в суд с иском к муниципальному образованию - Калтанский городской округ о предоставлении им в собственность отдельного благоустроенного жилого помещения в виде квартиры общей площадью не менее 82,4 кв.м., отвечающего санитарно-техническим нормам и правилам, а также иным требованиям законодательства, взамен непригодного аварийного жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 40 000 руб.

В обоснование требования указали, что каждому из них принадлежит по 1/5 доли в праве общей долевой собственности на трехкомнатную квартиру общей площадью 82,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом <адрес> в г. Калтане признан аварийным и непригодным для проживания.

Администрацией Калтанского городского округа принято постановление от 23.08.2021 об изъятии для муниципальных нужд земельных участков под аварийными домами в г. Калтан, в том числе под домом по <адрес> и жилого помещения по <адрес>

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области N 199 от 29.03.2019 утверждена региональная программа "Переселение граждан и многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции" на 2019 - 2024 годы.

В приложении к данной адресной программе определен Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г., в который включен и многоквартирный дом <адрес>, планируемая дата окончания переселения определена - 31 декабря 2023 г.

Администрация Калтанского городского округа предложила им трехкомнатную квартиру площадью 60 кв.м., с чем они не согласны, т.к. взамен непригодного аварийного жилья им должно быть предоставлено другое жилое помещение, равнозначное по общей площади.

В судебном заседании истцы Р., В., представитель истцов Д. поддержали исковые требования.

Истцы Л., А. О. в судебное заседание не явились.

Представитель ответчика администрации Калтанского городского округа администрации Калтанского городского округа П. в судебном заседании исковые требования не признала.

Представители третьих лиц: МКУ "Управлеиие муниципальным имуществом Калтанского городского округа", государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Министерства строительства Кузбасса в судебное заседание не явились.

Решением суда от 22 июня 2022 года постановлено: обязать муниципальное образование - Калтанский городской округ администрацию Калтанского городского округа предоставить в собственность Р. , Л. ), О. А. , В. жилое помещение в виде отдельной квартиры, пригодное для проживания, благоустроенное, применительно к условиям Калтанского городского округа, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся на территории Калтанского городского округа, общей площадью не менее 82,4 кв.м. взамен аварийного, подлежащего сносу жилого помещения по адресу: <адрес> в собственность в сроки расселения жилого дома по <адрес>, определенные Региональной адресной программой "Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции" на 2019 - 2024 годы.

Взыскать в пользу Р. с муниципального образования - Калтанский городской округ администрации Калтанского городского округа судебные расходы за участие представителя в размере 8 000 рублей.

В удовлетворении требования Р. о взыскании судебных расходов в большем размере отказать.

В апелляционной жалобе муниципальное образование – Калтанский городской округ просит решение суда отменить, указывая на то, что судом не учтено, что федеральное законодательство и законы Кемеровской области напрямую не возлагают обязанности на администрацию Калтанского городского округа предоставлять жилые помещения в муниципальном жилищном фонде гражданам.

Спорный жилой дом с 2013 года признан аварийным и подлежащим сносу. 23.08.2021 принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений указанного дома. При этом истцы на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке не состоят. Суд не исследовал вопрос возможности предоставления администрацией жилья истцам, не учел, отсутствие бюджетных ассигнований в казне муниципального образования на эти цели.

Относительно апелляционной жалобы принесены возражения истцами.

Истцы Р., О., В., Л., А., ответчик – муниципальное образование – Калтанский городской округ, третьи лица: МКУ "Управлеиие муниципальным имуществом Калтанского городского округа", государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Министерство строительства Кузбасса извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции истцы, представители ответчика, третьих лиц не явились.

Судебная коллегия, руководствуясь ч.1 ст.327, ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы Р., О., В., Л., А. на основании договора о передаче квартиры (дома) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ являются собственниками квартиры по адресу: <адрес> (каждому из них принадлежит по 1/5 доли в праве общей долевой собственности). Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25-29).

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным, подлежащим сносу (л.д.22).

Распоряжением администрации Калтанского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ -р поручено заместителю главы принять меры по включению в программу Кемеровской области по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья жилых домов, в том числе по адресу: <адрес>; установлен срок отселения жителей вышеуказанных домов в течение 12 месяцев с момента поступления денежных средств на приобретение либо строительство новых жилых домов взамен сносимых (л.д. 23-24).

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.03.2019 N 199 утверждена региональная программа "Переселение граждан и многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции" на 2019 - 2024 годы, в которой запланирован под снос и расселение аварийного жилого дома по <адрес> - 31.12.2023 (л.д.72-85).

Постановлением Администрации Калтанского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ -п изъят для муниципальных нужд земельный участок под аварийным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, и изъято жилое помещение по <адрес> (л.д. 68-71).

Разрешая спор и удовлетворяя требования истцов о возложении на ответчика обязанности предоставить им в собственность жилое помещение взамен изымаемого у них жилого помещения, суд исходил из того, что право собственности истцов зарегистрировано в 2011 г., т.е. до вступления в действие Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", жилой дом по <адрес> включен в региональную адресную программу "Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции" на 2019 - 2024 годы, и фактически изъят у жильцов дома, в т.ч. изъято принадлежащее истцам жилое помещение, в связи с чем истцы имеют право на предоставление равнозначного по общей площади другого жилого помещения взамен жилья, признанного аварийным, в рамках и сроки, предусмотренные региональной адресной программой.

Судебная коллегия находит выводы суда правильными, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что федеральное законодательство и законы Кемеровской области напрямую не возлагают обязанность на администрацию Калтанского городского округа предоставлять жилые помещения в муниципальном жилищном фонде гражданам; истцы не состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилья; в казне муниципального образования отсутствую бюджетные ассигнования на эти цели, подлежат отклонению, поскольку обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд урегулировано статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Включение многоквартирного жилого дома в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расширяет объем жилищных прав собственников помещений в таком доме при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статье 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Истцы избрали способ обеспечения своих жилищных прав, предусмотренный Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и действующий в рамках реализации региональной адресной программы, - предоставление другого жилого помещения взамен жилья, признанного аварийным.

При этом, из содержания статьи 32 ЖК РФ во взаимосвязи с ее с положениями Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ следует, что такая обязанность возлагается на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения в жилом доме, включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 6 статьи 16).

Таким образом, суд обоснованно возложил на администрацию Калтанского городского округа обязанность предоставить истцам в собственность взамен изымаемого жилого помещения другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 82,4 кв. м. на территории Калтанского городского округа.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на иное толкование норм права, что не может служить основанием для отмены решения суда.

Суд правильно применил нормы материального права, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 22 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Калтанского городского округа – без удовлетворения.

Председательствующий: А.Ф. Емельянов

Судьи: Е.В. Слепцова

О.А. Ельмеева

33-8945/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Гулая Елена Александровна
Делева Наталья Александровна
Делев Илья Евгеньевич
Нещерет Даниил Витальевич
Веригин Никита Александрович
Ответчики
Администрация КГО
Другие
Чуприна Ольга Ивановна
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Емельянов Александр Федорович
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
24.08.2022Передача дела судье
20.09.2022Судебное заседание
23.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2022Передано в экспедицию
20.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее