Решение по делу № 2а-5686/2022 от 26.04.2022

11RS0001-01-2022-006964-24 Дело № 2а-5686/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Колосовой Н.Е.,

с участием представителя административного истца Размыслова Д.Г.,

при секретаре Чалановой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 24 августа 2022 года административное дело по административному иску Огибина Владимира Геннадьевича к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании действий незаконными, установлении срока сноса дома,

у с т а н о в и л :

Огибин В.Г. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконными действий по установлению срока для добровольного сноса многоквартирного дома по адресу: ... до 2024 года незаконным, возложении обязанности установить срок сноса дома до ** ** **. В обоснование заявленных требований указал, что проживание в доме несет угрозу жизни и здоровью, до окончания срока сноса он не сможет реализовать свои права на получение компенсации за изымаемое жилое помещение.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Комитет жилищной политики администрации МО ГО «Сыктывкар», Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар», собственники жилых помещений многоквартирного жилого дома по адресу: ...: Суслова Е.В., Суслова Н.Г., Пименова Н.П., Езимова Н.А., Хасанов А.Х., Куркин Л., Огибин Р.В., Оленев М.А., Оленев Г.П., Нестеров В.В., Голованов Л.А., Ветошкин А.В.

В судебном заседании административный истец Огибин В.Г. участия не принял, извещен надлежаще.

Представитель истца Размыслов Д.Г. требования поддержал.

Представитель ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» и заинтересованное лицо Хасанов А.Х., принявшие участие в судебном заседании до перерыва, требования не признали.

Иные заинтересованные лица участия не приняли, извещены надлежаще.

Заслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Установлено, что собственником жилого помещения по адресу: ... является Огибин В.Г.

Многоквартирный дом по адресу: ..., состоит из ... квартир, из них в реестре муниципального имущества МО ГО «Сыктывкар» значатся квартиры №..., остальные квартиры переданы в собственность граждан.

Как следует из технического заключения ...» по результатам обследования технического состояния строительных и конструктивных элементов многоквартирного дома по адресу: ..., по результатам натурного обследования состояние конструкций здания оценено аварийное согласно классификации ГОСТ 31937-2011. Конструктивное решение, основные геометрические размеры и объемно-планировочное решение здания не в полном объеме отвечают требованиям действующих строительных норм и правил, предъявляемым к конструкциям данного типа. На момент проведения обследования фундаменты, здания находились в аварийном состоянии. Материалы несущих и ограждающих конструкций здания не соответствуют требованиям действующих строительных норм и правил. Требуемое сопротивление теплопередаче ограждающих конструкций здания не обеспечивается. Физический износ многоквартирного дома на момент обследования составляет менее 70%. Многоквартирный жилой дом не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 27.07.2020) и не пригоден для проживания.

На основании заключения межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 30.12.2016 №12/4635, от 7.09.2021, в котором выявлены основания для признания многоквартирного жилого дома по адресу: ...А, аварийным и подлежащим сносу, постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» 08.10.2021 № 10/3335 многоквартирный дом по адресу: ...А признан аварийным и подлежащим сносу. На администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность принять меры по расселению граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, в срок до 2028 года. На Комитет жилищной политики администрации МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность по направлению гражданам данного дома уведомления о предложении жилых помещений маневренного фонда, предназначенных для временного проживания. Пунктом 4 постановления Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар" обязано направить собственникам помещений требование о сносе многоквартирного дома за счет собственных средств с указанием срока для осуществления сноса.

Постановлением Правительства Республики Коми от 31.03.2019 № 160 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах». В Программу включены многоквартирные дома, признанные до 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. В связи с тем, что многоквартирный дом, расположенный по вышеуказанному адресу, признан аварийным после 01.01.2017, он не включен в перечень домов, подлежащих расселению в рамках Программы.

12.04.2022, в соответствии со ст. 10 ч. 32 ЖК РФ в адрес собственника квартиры № ... дома № ... по ... Огибина В.Г. направлялось требование №01-04/87 о необходимости сноса дома до 08.10.2024. О принятом решении предложено сообщить в администрацию МО ГО "Сыктывкар" в срок до 12.07.2022. Указано, что не направление ответа в установленный срок будет считаться отказом от осуществления сноса многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.

Как следует из ответа прокуратуры Республики Коми в адрес одного из собственников помещения в доме Хасанова А.Х., в ходе проверки органами прокуратуры республики установлено, что содержащееся в технических заключениях ... описание состояния строительных конструкций МКД не соответствует их фактическому состоянию, что свидетельствует в том числе о возможном неисполнении (ненадлежащем исполнении) специализированной организацией обязательств по муниципальному контракту от 23.04.2021 № 17-21. 22.10.2021 прокуратурой г. Сыктывкара с привлечением органов государственного жилищного надзора проведено выборочное обследование домов, по результатам которого признаков их аварийности не установлено (в числе прочих, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ...). В этой связи прокуратурой г. Сыктывкара 25.10.2021 внесено представление руководителю администрации МО ГО «Сыктывкар».

Постановлением главы администрации МО ГО «Сыктывкар» №... от ** ** ** приостановлено на неопределенный срок действие отдельных постановлений администрации МО ГО «Сыктывкар», в том числе постановления ** ** ** №... о признании многоквартирного жилого дома по ... аварийным и подлежащим сносу.

... составлено новое техническое заключение по результатам обследования технического состояния строительных и конструктивных элементов многоквартирного дома по адресу: ... из которого следует, что по результатам натурного обследования состояние конструкций здания оценено ограниченно работоспособное согласно классификации ГОСТ 31937-2011. Конструктивное решение, основные геометрические размеры и объемно-планировочное решение здания не в полном объеме отвечают требованиям действующих строительных норм ил, предъявляемым к конструкциям данного типа. На момент проведения обследования фундаменты, здания находились в ограниченно работоспособном состоянии. Материалы несущих и ограждающих конструкций здания не в полном объеме соответствуют требованиям действующих строительных норм и правил. Физический износ многоквартирного дома на момент обследования составляет менее 61%. Многоквартирный жилой дом не в полном объеме соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 27.07.2020).

1 июля 2022 года состоялось заседание межведомственной комиссии. Из протокола № 1 следует, что принято решение подтвердить выводы, указанные в заключениях межведомственной комиссии о выявлении оснований для признания многоквартирных жилых домов, в том числе дома по ... аварийным и подлежащим сносу.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Защита жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанном в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в порядке, установленном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Частью 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В ч. 2 ст. 55.30 Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ) установлено, что в целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 8 настоящей статьи. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования.

В силу ч. 1 ст. 55.31 ГрК РФ снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.

Из системного анализа положений статьей 55.30 и 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также учитывая, что снос многоквартирного дома предусматривает необходимость подготовки проектной документации по организации работ по сносу, а также выполнение мероприятий по отключению дома от сетей инженерно-технического обеспечения и выполнения уполномоченным индивидуальным предпринимателем или организацией работ по сносу дома с заключением договора подряда.

Согласно пунктам 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 200 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно пункту 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дом установленным в Положении требованиям.

Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное в абзаце пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшего использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Реализуя предоставленные законом полномочия, администрация МО ГО "Сыктывкар" в требовании собственникам жилых помещений по адресу: ..., в том числе Огибину В.Г., установила срок для добровольного сноса многоквартирного дома до 08.10.2024. Кроме того в требовании указано, что в случае, если по истечении установленного срока не будет осуществлен снос аварийного многоквартирного жилого дома, администрацией МО ГО "Сыктывкар" будет решаться вопрос о принятии решения об изъятии принадлежащих собственникам жилых помещений в данном доме, а также земельного участка, предназначенного для обслуживания данного дома, в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Без соблюдения предусмотренной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры решение об изъятии земельного участка, занятого подлежащим сносу многоквартирным жилым домом, и расположенного в таком доме жилого помещения для муниципальных нужд принято быть не может. При этом установление срока для добровольного сноса собственниками многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, в данном случае - администрации МО ГО "Сыктывкар". Единственным предусмотренным законом критерием для установления этого срока является его разумность.

Таким образом, при установлении указанного срока орган местного самоуправления должен исходить из периода времени, необходимого собственникам помещений дома для принятия решения о судьбе дома - о сносе дома в добровольном порядке или об отказе от добровольного сноса, а также из периода времени, необходимого для выполнения комплекса работ по сносу многоквартирного дома.

Суд полагает, что установление органом местного самоуправления срока добровольного сноса многоквартирного дома 08.10.2024 не нарушает прав истца и не создает ему препятствий к осуществлению таковых, так как установленный в требовании администрации срок для совершения мероприятий по сносу аварийного дома на жилищные права истца, являющегося собственником жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, не влияет.

Допустимых и достоверных доказательств того, что установленный срок в 08.10.2024 для добровольного сноса многоквартирного дома по адресу: ... не является разумным суду не представлено.

В свою очередь, установление срока для добровольного сноса дома до 08.10.2022 не будет отвечать принципам разумности, так как будет нарушать права граждан – нанимателей на получение жилого помещения взамен аварийного и не позволит в установленном порядке соблюсти процедуры, предусмотренные статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Ссылки на то, что дальнейшая эксплуатация жилого дома и проживание в нем истца создает угрозу для жизни и здоровья, избранным истцом способом не влечет возможность восстановления нарушенных прав и необходимость возложения обязанности на орган местного самоуправления расселить жильцов и снести аварийный жилой дом до 08.10.2022, так как, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.

В силу пункта 3.1 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, могут быть предоставлены жилые помещения маневренного фонда, предназначенные для временного проживания.

В настоящее время Огибин В.Г. не лишен права на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Оставить без удовлетворения административный иск Огибина Владимира Геннадьевича к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании незаконным установления срока сноса дома, возложении обязанности установить срок сноса дома до 08.10.2022.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 24.08.2022.

Судья                 Н.Е. Колосова

2а-5686/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Огибин Владимир Геннадьевич
Ответчики
Администрация МО ГО "Сыктывкар"
Другие
Пименова Нина Пантелеймоновна
Голованов Леонид Аркадьевич
Оленева Галина Павловна
Оленев Михаил Андреевич
Суслова Елена Валериановна
Езимова наталья Александровна
Комитет Жилищной Политики АМО ГО "Сыктывкар"
ВЕТОШКИН АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Куркина Людмила
Нестерова Валентина Викторовна
Хасанов Агелям Хасанович
Огибин Ростислав Владимирович
Суслова Наталья Геннадьевна
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Колосова Надежда Егоровна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
26.04.2022Регистрация административного искового заявления
27.04.2022Передача материалов судье
29.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
29.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2022Судебное заседание
20.06.2022Судебное заседание
16.08.2022Судебное заседание
23.08.2022Судебное заседание
24.08.2022Судебное заседание
24.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее