Решение по делу № 2-7387/2019 от 13.08.2019

Дело № 2-7387/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 декабря 2019 года                      г.Хабаровск

Центральный районный суд г.Хабаровска в составе:

Председательствующего судьи                            Савченко Е.А.

При секретаре судебного заседания                        Чабас А.С.

Представителей истца по доверенности                        Дмитриевой В.В.

Воропаева Д.С.

Представителей по доверенности ответчиков

ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России             Пуляевской И.М.

Минобороны России                                Надыкто И.А.

Представителя 3-его лица не заявляющего самостоятельные требования ФГКУ «Востокрегионжилье» по доверенности

3-его лица не заявляющего самостоятельные требования

Юдиной Н.В.

Горюновой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щуплецова Валерия Валентиновича к ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Щуплецов В.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Хабаровска, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение – <адрес>, мотивируя требования тем, что указанное жилое помещение предоставлено семье Щуплецова В.В. по договору социального найма в 2009 году. В настоящее время истец проживает по указанному адресу, производит оплату коммунальных услуг.

Просит признать за ним право собственности на жилое помещение по адресу <адрес>.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Минобороны России, в качестве 3-его лица не заявляющего самостоятельные требования на стороне истца Горюнова А.В. (ранее Щуплецова, ФИО изменена в связи с вступлением в брак), на стороне ответчика ФГКУ «Востокрегионжилье».

Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 27.12.2019, производство по делу в части требований Щуплецова Валерия Валентиновича к Администрации города Хабаровска о признании права собственности на жилое помещение прекращено в связи с отказом истца от иска к данному ответчику.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте суда, ходатайств об отложении не представил. От истца имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанного лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представители истца исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в иске.

3-е лицо не заявляющая самостоятельные требования на стороне истца Горюнова А.В. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Министерство обороны РФ в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать по основаниям указанным в отзыве. Как следует из возражений на иск и пояснений в ходе судебного разбирательства, жилое помещение Щуплецову В.В. было предоставлено как работнику из числа гражданского персонала во временное пользование – на период исполнения им своих трудовых обязанностей. На основании решения жилищной комиссии Хабаровского КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ, утверждённого списка начальником Хабаровского гарнизона от 26.02.2008 приказа начальника Хабаровской КЭЧ о включении в число служебного жилого фонда от ДД.ММ.ГГГГ, указанное служебное помещение было объявлено служебным. Служебные жилые помещения не подлежат приватизации. Просит суд в иске отказать.

В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ Пуляевская И.М. возражала против удовлетворения иска по доводам, указанным в отзыве на иск. Согласно возражений на иск и пояснений в ходе судебного разбирательства, указывает, что Щуплецову В.В. спорное жилое помещение было предоставлено по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ на время трудовых отношений с Министерством обороны Российской Федерации. Щуплецов В.В. военнослужащим не является, договор социального найма с ним не заключался, спорное жилое помещение является служебным. Просит суд в иске отказать.

Представитель 3-его лица не заявляющего самостоятельные требования ФГКУ «Востокрегионжилье» исковые требования не признал, дав пояснения аналогичные пояснениям представителей ответчиков. Просил суд в иске отказать полностью.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности, в том числе, они возникают вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Жилая площадь в закрытых военных городков предназначена для обеспечения жильем военнослужащих и других лиц, состоящих в связи с Вооруженными Силами Российской Федерации, исключительно на период их службы или работы, а, следовательно, такая жилая площадь не может быть использована в целях обеспечения военнослужащих жильем как социальной поддержки со стороны государства.

При этом утрата военным городком, в котором находятся жилые помещения, статуса закрытого, не влечет прекращение статуса служебного жилого помещения.

Из материалов дела следует, что согласно списка распределения жилой площади по Хабаровской КЭЧ, утверждённого 04.09.2000, Щуплецову В.В. на состав семьи 3 человека было распределено жилое помещение по адресу: <адрес>, количество комнат 1, общей площадью 17,6 кв.м.

Судом установлено, что 12.03.2009 Щуплецову В.В. на состав семьи 3 человека: Щуплецова В.В., ФИО10 (жена), ФИО9 (дочь) на основании решения о предоставлении жилого помещения: решения жилищной комиссии Хабаровской КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ, утверждённого списка начальником Хабаровского гарнизона от 26.02.2008, приказа начальника Хабаровской КЭЧ о включении в число служебного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.

Между Щуплецовым В.В. и Хабаровской КЭЧ заключен договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому наймодатель предоставляет нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование находящееся в государственной собственности жилое помещение, состоящее из 2-х комнат общей площадью 42,1 кв.м., в том числе жилой площадью 26,6 кв.м. по адресу: <адрес>.

Согласно п.2 вышеуказанного договора найма служебного жилого помещения, жилое помещение предоставляется в связи с трудовыми отношениями.

Согласно карточки регистрации, Щуплецов В.В. был зарегистрирован по адресу <адрес> 07.04.2009.

Согласно поквартирной карточки, в вышеуказанном жилом помещении зарегистрирован до настоящего времени Щуплецов В.В., 1969 г.р., дата регистрации 07.04.2009. ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (супруга) умерла 08.08.2011. Горюнова (Щуплецова) А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., (дочь) совместно с Горюновой А.И., ДД.ММ.ГГГГ (внучка) были зарегистрированы в спорном жилом помещении в период с 12.04.2011 по 11.07.2017. сняты с регистрационного учета.

Из материалов дела следует, что <адрес> в муниципальную собственность городского округа «Город Хабаровск» не передавался, квартира в указанном доме муниципальной собственностью не является (ответ Администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ )

Исходя из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, справки о наличии (отсутствии) права собственности на объекты недвижимости по Хабаровскому краю, жилое помещение <адрес> является изолированным жилым помещением, на которое право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано.

Судом установлено, что спорное жилое помещение располагалось на территории закрытого военного городка <адрес>.

Распоряжением Правительства РФ от 15.09.2009 года N 1330-р военный городок №13 г. Хабаровска исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.

В силу положений статьи 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.

Часть 1 статьи 4 Закона содержит перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, к числу которых отнесены жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений (часть 2 статьи 4 Закона).

Таким образом, по общему правилу, служебные жилые помещения приватизации не подлежат.

Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится, решения о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.

Пояснениями сторон и материалами дела подтверждается, что спорная квартира учтена в составе федерального имущества, закреплена на праве оперативного управления за ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, что также подтверждается распоряжением Минобороны России №1476-р от 08.04.2004, приказом Минобороны России №756 от 05.07.2010.

Ответчики и 3-е лицо возражали против передачи квартиры в собственность истцу.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ).

В силу части 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы.

Согласно части 1 статьи 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 25.03.2010 № 179 включение жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключение жилых помещений из специализированного жилищного фонда отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с ч. 12 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Жилищный фонд Вооруженных Сил Российской Федерации, в частности спорная квартира, относится к федеральной собственности, что следует из приведенного выше действующего законодательства.

Уполномоченным органом по управлению федеральным имуществом, находящимся в Вооруженных Силах Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, является Министерство обороны Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года № 1082).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 №1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно подпункту "м" пункта 2 указанного Постановления Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

Согласно указаниям Министра обороны от 12 марта 2011 г. № 205/2/122 в целях реализации приказа о реорганизации КЭЧ и недопущения утраты сведений и документов, разработана программа передачи учетных дел, согласно которой все учетные жилищные дела передаются на хранение их квартирно-эксплуатационных частей в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 1455 от 3 ноября 2010 г. N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" в Восточном военном округе функции Департамента исполняет ФГКУ «Востокрегионжилье».

Исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства, изменение статуса жилого помещения относится к исключительно компетенции собственника. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь по решению органа осуществляющего управление жилищным фондом, которым в отношении имущества Вооруженных сил РФ, является Министерство обороны РФ в лице уполномоченных органов.

Согласно пункту 20 приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" (действовавшего до 30 сентября 2010 г.), работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями. Указанные лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебное жилое помещение, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение было предоставлено Щуплецову В.В. как работнику из числа гражданского персонала на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, во временное пользование - на период исполнения трудовых обязанностей.

Договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке не оспорен и недействительным не признан.

Решение о предоставлении Щуплецову В.В. жилого помещения, о котором возник спор, на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось.

Судом установлено, и стороной истца не оспаривается, что Щуплецов В.В. и член его семьи не состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях; решение о предоставлении им спорного жилого помещения как лицам, признаны в установленном порядке имеющими право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, т.е. как лицу, состоящему на учете нуждающихся в жилых помещениях, уполномоченным органом не принималось, данных об этом материалы дела не содержат. Спорное жилое помещение предоставлено Щуплецову В.В. в качестве служебного на период трудовых отношений.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.

При этом следует отметить, что нарушение правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, не является основанием для признания права пользования жилым помещением на условиях социального найма и, как следствие, признание права собственности в порядке приватизации.

Исключение военного городка из перечня закрытых военных городков не влечет утрату жилым помещением статуса служебного. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения (акта) уполномоченного органа.

Сведений о том, что спорное жилое помещение было исключено из специализированного жилищного фонда уполномоченным органом суду не представлено. Квартира, предоставленная истцу, продолжает находиться в жилищном фонде Министерства обороны РФ.

Ссылка истца на отсутствие регистрации спорной квартиры в качестве служебной в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с требованиями Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ 26.01.2006 г. №42, судом не может быть принята во внимание, поскольку не свидетельствует об отсутствии у жилого помещения статуса служебного жилого помещения.

Положения Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не предусматривают необходимости после принятия решения о присвоении жилому помещению статуса служебного государственной регистрации данного статуса. Не предусматривают регистрацию такой информации и Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219. В связи с изложенным, отсутствие регистрации в ЕГРП статуса служебного жилого помещения не свидетельствует о несоблюдении порядка отнесения жилого помещения к специализированному фонду или о недействительности присвоения статуса.

Также указанные нормативные акты и закон не предусматривают в качестве последствий несоблюдения требования о регистрации квартиры в качестве служебной, утрату жилым помещением статуса специализированного жилого помещения.

Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение на момент его предоставления в пользование истцу имело статус служебного, сохраняет этот статус и на момент рассмотрения спора.

С учетом изложенных обстоятельств и норм права, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что истец и член его семьи (дочь) по линии Министерства обороны РФ были обеспечены спорным служебным жилым помещением на период трудовых отношений Щуплецова В.В. с Хабаровской КЭЧ, жилое помещение Щуплецову В.В. предоставлялось в качестве служебного, на момент предоставления имело статус служебного и этот статус не утратило до настоящего времени, в связи с чем истец не приобрел право по своему выбору бесплатно получить в собственность находящееся в федеральной собственности, указанное жилое помещение, других соглашений собственник жилого помещения и наниматель не заключали, закон запрещает приватизацию служебных жилых помещений, суд приходит к выводу о том, что оснований полагать о том, что у истца возникло право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма и, как следствие, право на его приватизацию не имеется.

На основании изложенного, заявленные исковые требования о признании права собственности за занимаемое жилое помещение являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Щуплецова Валерия Валентиновича к ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом 31 декабря 2019 года решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г.Хабаровска.

Председательствующий:               Е.А. Савченко

-----------------------------------------¬

¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦

¦Судья ______________________¦

¦ Е.А. Савченко¦

¦Секретарь ¦

¦ А.С. Чабас¦

¦ _______________________¦

¦"__" _____________ 20__ г. ¦

L-----------------------------------------

Решение суда не вступило в законную силу

Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2019-007525-27

Подлинник решения подшит в дело № 2-7387/2019 и хранится в Центральном районном суде г. Хабаровска

2-7387/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Щуплецов Валерий Валентинович
Ответчики
Администрация г. Хабаровска
ФГУП Дальневосточное ТУ ИО МО РФ
Министерство обороны Российской Федерации
Другие
Горюнова Антонина Валерьевна
ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Николаев Александр Сергеевич
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровск
Судья
Савченко Елена Александровна
Дело на сайте суда
centralnyr.hbr.sudrf.ru
13.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.08.2019Передача материалов судье
13.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2019Подготовка дела (собеседование)
28.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2020Передача материалов судье
28.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2020Подготовка дела (собеседование)
28.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2020Судебное заседание
28.03.2020Судебное заседание
28.03.2020Подготовка дела (собеседование)
28.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2019Судебное заседание
13.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее