Судья Толстова Т.В. |
№ 33-1299-2021 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
13 мая 2021 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего судей |
Койпиш В.В. Морозовой И.Ю. |
Шайдуллина Н.С. |
|
при секретаре |
Кауфман О.Н. |
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием видеоконференцсвязи гражданское дело № 2-26/2021 (51RS0018-01-2020-000708-78) по иску Резниковой Л. А. к администрации Ковдорского района Мурманской области, Министерству строительства Мурманской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности предоставить государственный жилищный сертификат
по апелляционной жалобе Резниковой Л. А. на решение Ковдорского районного суда Мурманской области от 18 февраля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Койпиш В.В., объяснения представителя истца Резниковой Л.А. – Мячина А.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Резникова Л.А. обратилась в суд с иском к администрации Ковдорского района Мурманской области, Министерству строительства Мурманской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности предоставить государственный жилищный сертификат.
В обосновании заявленных требований указала, что проживает по адресу: ..., ..., является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на данное жилое помещение.
В 2019 году включена в список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2020 году, категория очередности - пенсионеры.
Однако она не была проинформирована о включении в сводный список граждан - получателей сертификатов, ей не предоставлен бланк заявления и обязательства о безвозмездном отчуждении жилого помещения и не указано к какому сроку и какие документы необходимо представить.
В июне 2020 года в администрацию Ковдорского района Мурманской области ею подано заявление и обязательство о сдаче принадлежащей ей 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, письмом от 04 июня 2020 года администрация Ковдорского района указала, что вопрос о сдаче квартиры в муниципальную собственность ей необходимо урегулировать с другими долевыми собственниками ***
Впоследствии она неоднократно обращалась в администрацию Ковдорского района, каждый раз ей указывалось на необходимость разрешения вопроса о сдаче квартиры в муниципальную собственность с другими долевыми собственниками.
Полагала, что администрация Ковдорского района, не отказывая в обеспечении государственным жилищным сертификатом, фактически препятствует ей в реализации права на его получение.
С учетом уточнения исковых требований просила признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата без безвозмездной передачи в муниципальную собственность принадлежащей ей 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ..., обязать администрацию ..., Министерство строительства ... предоставить ей в 2021 году государственный жилищный сертификат в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Судом принято решение, которым в удовлетворении исковых требований Резниковой Л.А. отказано.
В апелляционной жалобе Резникова Л.А., ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, ненадлежащую оценку обстоятельств дела, просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
Полагает, что при разрешении спора судом необоснованно применены положения абзаца 5 статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», поскольку в ее собственности не имеется жилого помещения, а она является обладателем 1/3 доли в праве общей долевой собственности - ...
В обоснование доводив жалобы ссылается на Федеральный закон от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Считает, что требование об отчуждении принадлежащей ей 1/3 доли в жилом помещении в муниципальную собственность противоречат нормам действующего законодательства.
Приводит доводы о том, что администрация Ковдорского района, не отказывая в получении государственного жилищного сертификата, фактически препятствует ей в реализации права на его получение.
Считает, что судом нарушен принцип осуществления правосудия на основе состязательности и равноправия сторон.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу первый заместитель начальника ГОКУ «Управление капитального строительства Мурманской области» С. Р.С., заместитель Губернатора Мурманской области - министр строительства Мурманской области Сандурский В.В. просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу истца Резниковой Л.А. - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Резникова Л.А., представители ответчиков администрации Ковдорского района Мурманской области, Министерства строительства Мурманской области, представитель третьего лица ГОКУ «Управление капитального строительства Мурманской области», извещенные в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, материалами учетного дела № 238, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы не находит.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
В соответствии с нормами названного Федерального закона размер жилищных субсидий, предоставляемых обозначенным в нем гражданам, определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также исходя из состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года (статья 5); право граждан на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом, который выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 4); условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность (часть 2 статьи 6).
Абзацем 5 статьи 6 этого же закона предусмотрено, что в случае принятия гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной в соответствии с нормативами, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Право на получение государственного жилищного сертификата предоставляется гражданину только в случае, если размер общей площади жилого помещения, определенный в указанном порядке и принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, составляет не менее восемнадцати квадратных метров. В остальных случаях выдача государственного жилищного сертификата гражданину возможна при исполнении им условий, предусмотренных настоящей статьей.
Правительством Российской Федерации была разработана Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, пунктом 2 которого установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 г.
Подпунктом "з" пункта 5 названных Правил среди лиц, обладающих правом на участие в указанной подпрограмме, обозначены граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, материалами учетного дела № 238, Резникова Л.А. с 30 ноября 1995 года состоит на учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", категория очередности «пенсионеры».
17 июня 2013 г. на основании поданного заявления Резникова Л.А. включена в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 г. - 2020 г. (далее – ВЦП), в настоящее время на состав семьи 1 человек - Резникова Л.А. (супруг - *** умер *** г.).
С условиями участия в ВЦП, в том числе в части безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося собственности или в общей собственности членов семьи, в муниципальную собственность, и обязанностью их выполнять Резникова Л.А. ознакомлена и согласна, что подтверждается ее личной подписью в заявлении от 17 июня 2013 г.(учётное дела № 238, л.д. 188).
Согласно выписке из ЕГРН Резникова Л.А. с 09 апреля 2015 г. является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру *** в ..., общей площадью *** кв.м. (л.д.17, 59)
Также собственниками указанного жилого помещения являются *** по 1/3 доли в общей долевой собственности за каждым (л.д. 55-56).
Являясь кандидатом на получение государственного жилищного сертификата, Резникова Л.А. неоднократно уведомлялась администрацией Ковдорского района Мурманской области о необходимости урегулирования вопроса о сдаче жилого помещения (л.д.94,111,116,156,177,180).
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", установив по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что Резникова Л.А. с учета не снята, факт отказа истцу в обеспечении государственным жилищным сертификатом место не имел, исходя из того, что площадь жилого помещения, оставляемого истцом Резниковой Л.А. для проживания, из полагающегося истцу норматива общей площади жилого помещения в размере 33 кв.м., размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, составляет менее восемнадцати квадратных метров (12,76 кв.м.), пришел к выводу от отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые подробно мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
Не имеется оснований полагать по доводам апелляционной жалобы о том, что, поскольку в единоличной собственности истца не имеется жилого помещения, то истец подлежит обеспечению государственным жилищным сертификатом независимо от сдачи принадлежащего жилого помещения, учитывая, что в силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности, является наличие подписанного таким гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
То есть законом не предусмотрено обеспечение государственным жилищным сертификатом гражданина в отсутствие безвозмездной сдачи (отчуждения) жилого помещения, в том числе находящегося в долевой собственности.
При этом судом обоснованно указано, что, в случае вычета принадлежащей истцу 1/3 доли жилого помещения, размер общей площади жилого помещения, применяемый для расчета обеспечения государственным жилищным сертификатом, составляет менее 18 кв.м, что противоречит положениям приведенного Федерального закона
По доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии также не имеется оснований полагать о нарушении судом при разрешении спора принципа состязательности и равенства сторон.
В силу положений части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Таким образом, с учетом приведенных положений процессуального закона именно на суд возлагается обязанность по определению предмета доказывания как совокупности обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют правовую позицию стороны истца в суде первой инстанции, сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств, оснований для которой судебная коллегия не находит, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Правовых доводов, которые в силу закона могли бы повлечь отмену решения суда, ссылок на обстоятельства, требующие дополнительной проверки, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не усматривается.
При таком положении оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Ковдорского районного суда Мурманской области от 18 февраля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Резниковой Л. А. - без удовлетворения
председательствующий |
судьи |