18 апреля 2016 года гор. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Ярадаева А.В., судей Арслановой Е.А., Орловой И.Н., при секретаре судебного заседания Карлиной О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Колесова С.В. к администрации г. Чебоксары, гаражно-строительному кооперативу «Ясень» о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка, поступившее по апелляционной жалобе Колесова С.В.на решение Калининского районного суда г. Чебоксары от 28 января 2016 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения Колесова С.В. и его представителя Козлова А.Н., поддержавших апелляционную жалобу, представителя ответчика - администрации г. Чебоксары - Еремеева Е.П., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Колесов С.В. обратился в суд с иском к администрации г. Чебоксары, гаражно-строительному кооперативу «Ясень» (далее – ГСК «Ясень») о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 31 кв.м. с кадастровым номером № расположенного под гаражным боксом истца № № в ГСК «Ясень» по адресу: № (с учетом изменения предмета иска в соответствии со ст.39 ГПК РФ).
Требования, со ссылкой на ст. 39.14, 39.15, ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, мотивированы тем, что Колесов С.В. является собственником гаражного бокса №, расположенного в ГСК «Ясень» по адресу: <адрес>, желает приобрести в собственность указанный земельный участок, расположенный под его гаражным боксом, однако администрация г.Чебоксары ему неправомерно в этом отказывает.
В судебном заседании истец Колесов С.В. и его представитель Козлов А.Н. иск поддержали.
Представитель ответчика - администрации г. Чебоксары - Еремеев Е.П. иск не признал.
Представитель ответчика - ГСК «Ясень» - Иванов Ю.А. иск признал.
Третьи лица Волкова В.В. и Сергеев В.А. против удовлетворения иска не возражали.
Представитель третьего лица - МБУ «Управление территориального планирования» в судебном заседании не присутствовал.
Судом постановлено указанное выше решение, на которое истцом Колесовым С.В. подана апелляционная жалоба на предмет отмены как незаконного и необоснованного и принятия по делу нового решения об удовлетворении иска.
Проверив решение, изучив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно подп. 6 п.2 ст.39.3 этого же Кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
Возможность продажи без проведения торгов земельных участков, на которых расположены объекты незавершенного строительства, собственникам таких объектов положения ст.39.3 ЗК РФ не предусматривают.
Как установлено подп. 10 ст.39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях: предусмотренных п.5 этой же статьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных указанным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образуемые и измененные земельные участки должны соответствовать требованиям, указанным в ст. 11.9 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV этого же Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В силу положений ч.3 ст.1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Данные положения предписывают, что земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, при этом границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка кадастровых работ. В гражданский оборот земельный участок как объект недвижимости и вещных прав вступает после того, как соответствующим образом будет индивидуализирован в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», и сведения о нем будут внесены в государственный кадастр недвижимости.
В силу ч. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.
Из дела следует и судом установлено, что Колесову С.В. на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства - помещение (гаражный бокс), расположенное по адресу: <адрес>, пом. №, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № (л.д. 153), находящееся среди прочих помещений гаражных боксов на земельном участке с кадастровым номером №.
Земельный участок с кадастровым номером № расположен по адресу: <адрес>, площадь участка составляет 15 290 кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации гаражей для индивидуального транспорта с автосервисом, что следует из кадастровой выписки о земельном участке (л.д. 108).
28 июня 2013 года между администрацией г. Чебоксары (арендодателем) и ГСК «Ясень» (арендатором) заключен договор аренды № 40/1816-КГ, которым ГСК «Ясень» в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 15 319 кв.м. для эксплуатации гаражей для индивидуального автотранспорта с автосервисом в <адрес>, со сроком аренды до 1 июля 2014 года.
В п. 9.2 названного договора указано, что договор с истекшим сроком аренды считается заключенным на неопределенный срок и действующим со всеми остальными его условиями (л.д. 175-176).
В утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории для эксплуатации гаражного бокса №, расположенного по адресу: <адрес>, органами местного самоуправления г.Чебоксары Колесову С.В. отказано.
Отказывая в удовлетворении иска, суд руководствовался положениями ЗК РФ (ст. ст. 11.9, 35, 39.1, 39.20), Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14июля 2005 года № 1683, решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14 апреля 2011 года № 160 «Об установлении размеров земельных участков, предоставляемых гражданам» и исходил из того, что помещение (гаражный бокс) истца не является отдельно стоящим зданием, расположен в нежилом задании совместно с другими гаражными боксами ГСК «Ясень», которые принадлежат разным лицам, в связи с чем земельный участок не может быть разделен.
Судебная коллегия полагает, что в данном случае у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для понуждения ответчика к заключению с истцом договора купли-продажи земельного участка.
Из материалов дела видно, а также не отрицается и самим истцом, что в собственности истца находится объект незавершенного строительства, а земельный участок, понуждения к заключению договора купли-продажи которого требует истец, не сформирован в порядке, предусмотренном земельным законодательством, и на кадастровый учет не поставлен.
При таких обстоятельствах окончательный вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска является правильным, поскольку истец как собственник объекта незавершенного строительства не обладает исключительным правом на приобретение земельного участка для эксплуатации данного объекта, а сам земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, которая может быть предметом договора купли-продажи, в настоящее время отсутствует.
Выводы суда об отказе в удовлетворении иска по приведенным выше основаниям судебная коллегия исключает из мотивировочной части решения как основанные на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильном применении к правоотношениям сторон норм материального права.
Ввиду того, что в силу ч.6 ст.330 ГПК РФ правильное по существу решение не может быть отменено по одним только формальным соображениям, доводы апелляционной жалобы о несоответствии суждений суда обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, недоказанности выводов суда, отмену решения повлечь не могут.
Доводы апелляционной жалобы о том, что возможность удовлетворения иска не исключает то обстоятельство, что земельный участок не поставлен на кадастровый учет, основаны на ошибочном толковании норм земельного законодательства, в связи с чем несостоятельны.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, указанных в ч.4 ст.330 ГПК РФ, влекущих безусловную отмену решения в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь изложенным и ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
оставить без удовлетворения апелляционную жалобу Колесова С.В. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары от 28 января 2016 года.
Председательствующий
Судьи: