Дело № 2а-1679/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Барнаул 01 августа 2019 года
Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Золотарева В.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Терешкина А.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю о признании налогового органа утратившим возможность взыскания задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Терешкин А.В. обратился в Ленинский районный суд г. Барнаула с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю (далее - МИФНС России № 14 по Алтайскому краю, инспекция, налоговый орган) о признании налогового органа утратившим возможность взыскания задолженности, отраженной в справке налогового органа № ... по состоянию на +++, по уплате налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, в сумме 7 660 руб., пени за его неуплату в сумме 3 339,29 руб. и штрафа в сумме 2 338,15 руб., в связи с истечением установленного срока для её взыскания.
В обоснование заявленных административных исковых требований Терешкиным А.В. указано, что в период с +++ по +++ он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. +++ МИФНС России № 14 по Алтайскому краю Терешкину А.В. выдана справка № ... о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам, согласно которой за ним числится указанная задолженность. Полагает, что срок для взыскания задолженности по недоимке, пени и штрафу пропущен, в связи с чем налоговый орган утратил возможность её взыскания.
Представитель административного ответчика на административное исковое заявление представил письменный отзыв, согласно которому инспекция возражает против удовлетворения заявленных требований, указывая, что Терешкин А.В. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя +++. Налоговая декларация за +++ год по форме 3-НДФЛ представлена Терешкиным А.В. в налоговый орган с нарушением срока - +++, таким образом, срок уплаты налога установлен +++ - через 15 календарных дней с момента подачи декларации. В установленный срок налог в сумме 13 302 руб. уплачен не был. Указанная сумма налогоплательщиком уплачена в бюджет +++. По уточненной декларации, представленной Терешкиным А.В. +++, сумма налога, самостоятельно исчисленного налогоплательщиком и подлежащего уплате в бюджет, составила 20 962 руб. со сроком уплаты +++, соответственно, сумма дополнительно начисленного им налога составила 7 660 руб., которая до настоящего момента в бюджет не уплачена. В адрес налогоплательщика выставлено требование № ... об уплате названного налога в сумме 7 660 руб. и пени в сумме 476,17 руб. по состоянию на +++ со сроком исполнения требования до +++. Кроме того, по результатам рассмотрения материалов Терешкин А.В. привлечен к налоговой ответственности п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в сумме 1 572,15 руб. и п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) суммы налога в результате занижения налоговой базы в сумме 766 руб., всего сумма штрафа составила 2 338,15 руб., об уплате которого выставлено требование № ... по состоянию на +++ со сроком уплаты до +++. До настоящего времени названные требования Терешкиным А.В. не исполнены, задолженность по НДФЛ за +++ год в сумме 7 660 руб., пени в сумме 3 339,19 руб., начисляемой в порядке ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, и штрафа в сумме 2 338,15 руб. должником не уплачена.
До рассмотрения административного дела по существу Терешкин А.Н. административные исковые требования уточнил, увеличив сумму пеней, подлежавшей признанию безнадежной к взысканию по дату вынесения решения суда.
В судебное заседание административный истец и представитель административного ответчика не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, об отложении рассмотрения дела либо о рассмотрении дела с их участием не просили.
В этой связи, учитывая, что участие сторон по данному делу не является обязательным, суд в соответствии с положениями ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел административное дело в отсутствие сторон в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 данного Кодекса.
Исследовав материалы дела, изучив обстоятельства спора, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему решению.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату налога производят в соответствии с настоящей статьей - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности (пп. 1 п. 1). Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные ст. 229 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено ст. 227.1 настоящего Кодекса (п. 1). В случае прекращения деятельности, указанной в ст. 227 настоящего Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде. Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определен настоящим пунктом, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации (п. 3).
Из материалов административного дела следует, что в период с +++ по +++ Терешкин А.В. был зарегистрирован в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем являлся плательщиком налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя.
+++ Терешкиным А.В. в инспекцию подана налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2014 год, согласно которой сумма налога, самостоятельно исчисленного налогоплательщиком и подлежащего уплате в бюджет, составила 13 302 руб.
В результате проведенных мероприятий налогового контроля по налоговой декларации 3-НДФЛ за 2014 год выявлено нарушение п. 1 ст. 221 Налогового кодекса Российской Федерации, которое выразилось в занижении налоговой базы на сумму профессиональных налоговых вычетов в части сумм материально произведенных расходов.
+++ налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация, в которой сумма профессионального вычета была уменьшена на 20 727,23 руб., что привело к увеличению налога, подлежащего уплате в бюджет, до 20 962 руб.
Таким образом, сумма налога, подлежащего дополнительной уплате Терешкиным А.В. за +++ год, составила 7 660 руб.
До представления уточненной налоговой декларации налогоплательщиком не были соблюдены условия, предусмотренные п. 4 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно неуплата недостающей суммы налога и соответствующей пени.
По состоянию на +++, то есть на момент подачи уточненной налоговой декларации, на лицевом счете налогоплательщика числилась недоимка в сумме 7 660 руб.
Учитывая отсутствие уплаты недоимки по налогу за +++ год, налоговым органом начислена пеня за период с +++ по +++ и налогоплательщику направлено требование № ... по состоянию на +++ об уплате недоимки по налогу в сумме 7 660 руб. и пени за его неуплату в сумме 476,17 руб. в срок до +++.
Требование налогового органа налогоплательщиком оставлено без исполнения.
Решением налогового органа № ... от +++ Терешкин А.В. привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, ему назначен штраф в сумме 1 572,15 руб. и по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) назначен штраф в сумме 766 руб. и +++ Терешкину А.В. выставлено требование № ... об уплате штрафа в размере 2 338,15 руб. в срок до +++, которое не исполнено.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
Принудительный порядок взыскания недоимки по налогам и пени за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, регламентирован ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно положениям которой в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 настоящей статьи (п. 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (п. 2).
Из представленных в суд материалов следует, что административный истец - МИФНС России № 14 по Алтайскому краю обращался +++ к мировому судье судебного участка № 3 Ленинского района г. Барнаула с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Терешкина А.В. недоимки по пени за неуплату указанного налога в сумме 2 291,16 руб и штрафа в сумме 2 338,15 руб.
Определением мирового судьи названного судебного участка от +++ инспекции отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа в связи с пропуском срока для обращения в суд.
Согласно абз. 2 п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации» если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что в суд с административным исковым заявлением о взыскании рассматриваемой задолженности административный ответчик не обращался.
Из материалов дела следует, что срок на обращение в суд с заявлением о взыскании с Терешкина А.В. задолженности по налогу, указанной в требовании № ..., истек +++, а задолженности по штрафу, указанной в требовании № ... истек +++, учитывая, что на момент вынесения последнего требования № ... от +++ со сроком уплаты до +++ общая сумма задолженности превысила 3 000 рублей.
В соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пеня, будучи способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, является дополнительной обязанностью налогоплательщика, поэтому после истечения срока взыскания задолженности по уплате налогов и сборов она не может служить способом исполнения обязанности по их уплате и с этого момента не подлежит начислению.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 422-О, законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на её принудительное взыскание.
Изложенное свидетельствует о том, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налогов и сборов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что налоговый орган утратил возможность взыскания недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2014 год в сумме 7 660 руб., пеней за его неуплату, которая продолжает начисляться до настоящего времени, и штрафа в сумме 2 338,15 руб., в связи с истечением срока на обращение в суд.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в том числе в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании при наличии обстоятельств, предусмотренных п.п. 4 п. 1 настоящей статьи, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента.
По смыслу положений ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм п.п.5 п. 3 ст. 44 и п.п.4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, как и прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов, пеней, штрафов, возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Исходя из толкования п.п. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.
При изложенных обстоятельствах, административные исковые требования Терешкина А.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с требованиями ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.
Таким образом, учитывая, что административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, с административного ответчика в пользу Терешкина А.В. подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 293-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Терешкина А.В. удовлетворить.
Признать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю утратившей возможность взыскания с Терешкина А.В. задолженности по уплате налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, за +++ год в сумме 7 660 руб., пени, начисленной на данную задолженность, и штрафа в сумме 2 338,15 руб.
Возложить на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю обязанность по исключению из лицевого счета Терешкина А.В. указанных сумм задолженности по налогу, пени и штрафу.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю в пользу Терешкина А.В. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г. Барнаула, с учетом требований ст. 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья В.В. Золотарев