РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 октября 2018 года <адрес>
Заводской районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего судьи Шаипов А.М.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело №а-787/2018 по административному иску заместителя прокурора <адрес> ЧР к Управлению Роскомнадзора по ЧР об ограничении доступа к экстремистским Интернет-Ресурсам,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> ЧР обратился в Заводской районный суд <адрес> ЧР с административным иском к Управлению Роскомнадзора по ЧР, в котором просил обязать Управление Роскомнадзора по ЧР ограничить доступ к странице Интернет с адресом https://odslav.wordpress.com/2010/06/09/русские-против-ислама-кому-выгодн/, указывая, что содержание указанного Интернет-сайта свободно доступно неограниченному кругу лиц, преследующие цель оскорбить религиозные чувства верующих (мусульман, христианства, буддизма и др.), и распространение которых может служить предпосылкой к разжиганию национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, что противоречит условиям и порядку распространения информации, предусмотренном ст. 29 Конституции Российской Федерации, ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ), а также ч. 6 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ).
При этом в обоснование своих требований прокурор ссылался на часть 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, положение п. 1,3 ст. 1 Федерального закона № 114-ФЗ возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии признается экстремисткой деятельностью.
Экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремисткой деятельности, либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 114-ФЗ в Российской Федерации запрещается распространение через средства массовой информации экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности.
В случае осуществления средством массовой информации экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, деятельность соответствующего средства массовой информации может быть прекращена по решению суда наосновании заявления уполномоченного государственного органа, осуществившего регистрацию данного средства массовой информации, либо федерального органа исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона №, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Абзац 1 статьи 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О средствах массовой информации» предусматривает, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Статьей 9 Федерального закона № предусмотрена возможность ограничения доступа к информации устанавливается федеральными законами (ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О средствах массовой информации») в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 151 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон о защите информации) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В связи с поступившими в адрес суда заявлениями представителей сторон о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения судебного разбирательства, а также заявления административного ответчика о признании административного иска прокурора, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ было постановлено о рассмотрении дела и вынесении решения в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.
Исследовав доводы административного истца, изложенные в административном иске и заявлении, заявление административного ответчика, письменные доказательства, представленные в дело, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст.1Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, при этом перечень данных дел, приведенный в названной норме права, не является исчерпывающим.
В силу ст.17Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
В соответствии со статьей29 КонституцииРФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Обеспечениедоступак информации, способствующей совершению уголовных и административно-наказуемых деяний, свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу управленческих отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Российской Федерации, о нарушении прав граждан, в том числе несовершеннолетних, в сфере распространения информации.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с частью 5 статьи15Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – Федерального закона №149-ФЗ) передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется безограниченийпри условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограниченав порядке, на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст.10Федерального закона №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. В силу ч. 1 ст.9Федерального закона №149-ФЗ, ограничениедоступак информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно ч. 2 ст. 3 названного Федерального закона правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, основывается на принципе установленияограниченийдоступак информации только федеральными законами.
В соответствии с частью 6 статьи10Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
На основании пункта 5.1.4.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Роском- надзор осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых, коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания.
Согласно акта осмотра сайта от ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора <адрес> ФИО3 осуществлен осмотр Интернет-сайт https://odslav.wordpress.com/2010/06/09/русские-против-ислама-кому-выгодн/.
В ходе проведенной проверки выявлен Интернет – ресурс с адресом https://odslav.wordpress.com/2010/06/09/русские-против-ислама-кому-выгодн/, на котором размещена информация для неограниченного круга лиц, в том числе среди несовершеннолетних, материалы, преследующие цель оскорбить религиозные чувства верующих (мусульман, христианства, буддизма и др.), и распространение которых может служить предпосылкой к разжиганию национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, что противоречит условиям и порядку распространения информации.
К протоколу осмотра приложены распечатки информации, содержащихся на данном Интернет-ресурсе.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности принятия признания административным ответчиком заявленных административным истцом – прокурором в интересах неопределенного круга лиц и РФ требований, поскольку доступпользователей сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям федерального законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Заводской районный суд <адрес>Чеченской Республики – удовлетворить.
Обязать Управление Роскомнадзора по ЧР ограничить доступ к странице с адресом https://odslav.wordpress.com/2010/06/09/русские-против-ислама-кому-выгодн/.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Заводской районный суд <адрес> в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии данного решения суда.
Председательствующий А.М.Шаипов