Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тайшет 22 февраля 2018 года
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Абрамчика И.М., при секретаре Кравец О.В., с участием прокурора Склярова С.С., административного ответчика Мальцева С. Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-451/18 по административному исковому заявлению ФКУ КП-14 ГУФСИН России по Красноярскому краю к Мальцеву С. Е. об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ КП-14 ГУФСИН России по Красноярскому краю обратилось в суд с административным исковым заявлением к Мальцеву С. Е. об установлении административного надзора, указав в его обоснование, что приговором Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Мальцев С. Е. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, и назначено ему наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года без штрафа и без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением Емельяновского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ Мальцев С.Е. переведен из исправительной колонии строго режима в колонию-поселение для дальнейшего отбывания наказания.
Срок наказания, назначенный осужденному Мальцеву С.Е., истекает ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием подачи заявления об установлении административного надзора является факт того, что Мальцев С.Е. совершил тяжкое умышленное преступление, судом рецидив преступления был признан опасный.
Учитывая, что осужденный Мальцев С.Е. совершил тяжкое преступление, рецидив преступлений был признан опасным, административный истец просил суд установить в отношении данного осужденного, освобождаемого из мест лишения свободы административный надзор на срок 3 года и административные ограничения при освобождении по отбытии срока наказания, а именно: обязать являться 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запретить пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица, в ночное время - с 22.00 до 06.00 часов; запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
В судебное заседание представитель административного истца ФКУ КП-14 ГУФСИН России по Красноярскому краю не явился о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Мальцев С.Е., не возражал против удовлетворения административного иска, полагает, что характеристика администрации исправительного учреждения не соответствует действительности.
Выслушав доводы административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд находит исковое административное заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению последующим основаниям.
В соответствии с п.8 ст.272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд вправе установить иные, не указанные в заявлении исправительного учреждения административные ограничения.
В соответствии с ч.2 ст. 173.1 УИК Российской Федерации в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, за исключением преступлений, указанных в части первой настоящей статьи, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Порядок и основания установления административного надзора за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС Российской Федерации и Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
В соответствии с требованиями ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В силу частей 1 и 2 статьи 3, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ срок административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, если такое лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а равно за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, исчисляется со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Согласно ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные
правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Согласно п.1 ч.3 ст. 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении: лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лица, указанные в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 22 постановления от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», разъяснил, что в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (часть 8 статьи 272, часть 3 статьи273 КАС РФ). Часть 1 статьи 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. При этом необходимо иметь в виду, что установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (часть 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).
Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков. При назначении лицу административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, под которыми следует понимать спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования), суд вправе с учетом подтвержденных материалами дела сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности лица, разрешить ему посещение конкретных мероприятий и участие в них. В случае запрещения лицу пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо местом пребывания, в определенное время суток необходимо учитывать, что иным помещением, являющимся местом жительства либо местом пребывания лица, может являться помещение, не отвечающее требованиям, предъявляемым законодательством к жилым, избранное данным лицом для постоянного проживания, пригодное для использования в указанных целях и (или) по адресу которого лицо подлежит постановке на учет в органах внутренних дел (пункты 2 и 3 части 1 статьи 11, пункт 2 части 1 статьи 12 Закона об административном надзоре). В связи с этим суд не вправе запретить лицу пребывать в определенное время суток вне помещения, не отвечающего указанным требованиям. При этом суд вправе назначить иные административные ограничения для достижения целей административного надзора, например, запретить выезд за установленные судом пределы территории. При определении времени суток, в период которого лицо не вправе находиться вне места жительства или пребывания, суд принимает во внимание график выполнения
лицом его трудовых обязанностей и (или) учебы и другие имеющие значение обстоятельства при условии представления соответствующих доказательств. В случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Как установлено в судебном заседании, приговором Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Мальцев С. Е. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, и назначено ему наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года без штрафа и без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Обстоятельством, отягчающим наказание, суд учел рецидив преступлений, вид, которого опасный.
Постановлением Емельяновского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ Мальцев С.Е. переведен из исправительной колонии строго режима в колонию-поселение для дальнейшего отбывания наказания.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации совершенное Мальцевым С.Е. преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 158 УК РФ относится, к категории тяжких преступлений, за совершение которого судимость, в силу п. "г" ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления), погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Из характеристики на Мальцева С.Е., выданной начальником отряда ФИО5, следует, что он отбывает наказание за совершение умышленного тяжкого преступления при наличии опасного рецидива, в связи с чем установление в отношение него административного надзора будет целесообразным.
Согласно справке о поощрениях и взысканиях, наложенных на осужденного Мальцева С.Е., последний за период отбывания наказания поощрений и взысканий не имеет.
Из смысла закона установление административного надзора не является мерой публично-правовой ответственности, назначаемой за совершение какого-либо конкретного преступления либо за нарушение режима отбывания наказания. Административный надзор относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия. Регулирующий данные правоотношения закон не является уголовным законом, не устанавливает преступность деяния, не устанавливает и не усиливает наказание за совершенное преступление, за которое лицо уже отбыло наказание, или иным образом не ухудшает положение осужденного.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что
права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В данном случае ограничение прав и свобод Мальцева С.Е. предусмотрено Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". При этом вводимые законодателем ограничения обеспечивают достижение указанных в законе целей.
Указание Мальцева С.Е. о не согласии с характеристикой, представленной в суд, не является основанием к отказу в удовлетворении иска, так как сомнений в объективности данной характеристики не имеется, доказательств того, что характеристика на осужденного составлена неверно и необъективно, административным ответчиком не представлено, кроме того, данное обстоятельство не имеет правового значения при установлении административного надзора.
При наличии предусмотренных законом оснований административный надзор устанавливается в обязательном порядке и не зависит от усмотрения суда или обстоятельств, на которые ссылается Мальцев С.Е..
Принимая во внимание личность осужденного Мальцева С.Е., его поведение во время
отбывания наказания, характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, срок погашения судимости за совершенное тяжкое преступление, наличие опасного рецидива, суд полагает необходимым в целях предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, административное исковое заявление ФКУ КП-14 ГУФСИН России по Красноярскому краю к Мальцеву С. Е. об установлении административного надзора удовлетворить, установить административный надзор на срок до погашения судимости, 8 лет.
Суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения, характер которых следует определить с учетом конкретных обстоятельств дела.
Согласно приговора Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ преступление совершено Мальцевым С.Е. в состоянии алкогольного опьянения, с учетом обстоятельств дела, личности осужденного, суд считает целесообразным установить административные ограничения, запретив ему пребывание в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.
Установление судом административного ограничения в отношении Мальцева С.Е. в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным в силу закона, при этом суд считает необходимым, с учетом данных о личности Мальцева С.Е. установить периодичность явки 1 раз в месяц.
Руководствуясь ст.1, ст.ст. 175-180, ст.ст. 272-273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФКУ КП-14 ГУФСИН России по Красноярскому краю к Мальцеву С. Е. об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить в отношении Мальцева С. Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес> Республики Казахстан, административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости - 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и установить административные ограничения:
-один раз в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения;
-запретить пребывание в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.
Срок административного надзора исчислять Мальцеву С.Е. со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Тайшетский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Судья: И.М. Абрамчик