в„– 2Р°-1-802/2019
Мотивированное решение изготовлено 19.08.2019г.
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
13 августа 2019 года г.Красноуфимск
Красноуфимский районный СЃСѓРґ Свердловской области РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Галкиной Р.Р’., СЃ участием представителя истца – старшего помощника Красноуфимского межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Берг Рћ.Рќ., представителя административного ответчика администрации ГО Красноуфимск Красильниковой Р®.Р’., РїСЂРё секретаре Сергеевой Р›.Рђ., рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Красноуфимского межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РІ интересах Шолоховой Р’. Рќ., Шолохова Рђ. Р’., несовершеннолетних Р¤РРћ1, Р¤РРћ2, Р¤РРћ3 Рє Администрации ГО Красноуфимск Рѕ признании незаконным бездействие РІ непринятии мер РїРѕ признанию жилого помещения непригодным для проживания Рё обязании принять решение РїРѕ признанию жилого помещения непригодным для проживания,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Красноуфимский межрайонный РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ обратился РІ СЃСѓРґ СЃ вышеуказанным РёСЃРєРѕРј. Р’ обоснование заявленных требований указал, что РІ С…РѕРґРµ проверки исполнения жилищного законодательства РїРѕ обращению Уполномоченного РїРѕ правам ребенка РІ <адрес> РѕС‚ <дата> в„–1-109/2014 РІ интересах Шолоховой Р’.Рќ., <дата> Рі.СЂ., проживающей РїРѕ адресу <адрес>, установлено, что РїРѕ указанному адресу проживает семья Шолоховой Р’.Рќ. РІ составе пяти человек: Р¤РРћ2, <дата> Рі.СЂ., Р¤РРћ3, <дата> Рі.СЂ., Шолохова Рђ.Р’., <дата> Рі.СЂ., Р° также Р¤РРћ1, <дата> Рі.СЂ. являющейся ребенком инвалидом.
<дата> Шолохов А.В. обратился в администрацию городского округа Красноуфимск с заявлением о признанини жилого помещения - <адрес> доме по <адрес> аварийным, непригодным для проживания, в обоснование указанного заявления, приложил заключение экспертной организации ООО «<адрес>» от <дата> года.
РР· проекта заключения администрации ГО Красноуфимск РѕС‚ <дата> следует, что РїРѕ <адрес> РІ <адрес> комиссией сделан вывод Рѕ признании указанного жилого помещения непригодным для постоянного проживания, вместе СЃ тем заключение РЅРµ содержит необходимого количества подписей членов участников РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рё РЅРµ принято РІ окончательной форме, Р° также РЅРµ направлено собственникам данного жилого помещения.
До настоящего времени РЅРё РѕРґРЅРѕ РёР· указанных решений РІ установленный Постановлением Правительства Р Р¤ в„– 47 СЃСЂРѕРє комиссией администрации ГО Красноуфимск РІ окончательном варианте РЅРµ принято. Ркземпляр решения собственникам <адрес> РІ <адрес> РЅРµ передан Рё РЅРµ направлен.
Указанные нарушения федерального законодательства стали возможны в ввиду ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей ответственными лицами администрации ГО Красноуфимск, что является недопустимым.
Кроме того, бездействие виновных лиц может создать прямую угрозу для жизни и здоровья граждан, как проживающих в указанном доме, так и для жителей ГО Красноуфимск на территории которого расположен <адрес>.
РџРѕРјРёРјРѕ этого, несовершеннолетние Р¤РРћ1, <дата> Рі.СЂ., Р¤РРћ2, <дата> Рі.СЂ., Р¤РРћ3 РІ силу возраста, Р° также состояния Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ самостоятельно защищать СЃРІРѕРё права Рё законные интересы, РІРІРёРґСѓ чего являются субъектами, подлежащими РѕСЃРѕР±РѕР№ защите СЃРѕ стороны Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Красноуфимский межрайонный прокурор просит:
1) признать незаконным бездействие администрации муниципального образования городской округ Красноуфимск, выразившееся в неприятии мер по признанию жилого помещения - <адрес> непригодным для проживания.
2) обязать администрацию муниципального образования городской округ
Красноуфимск в месячный срок с момента вступления решения суда в
законную силу принять решение по признанию указанного жилого помещения
непригодным для проживания в соответствии с требованиями Постановлениея
Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
В судебном заседании административный истец помощник Красноуфимского межрайонного прокурора Берг О.Н. поддержал заявленные требования, обосновав их доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – Администрации ГО Красноуфимск Красильникова Ю.В. в судебном заседании возражал против заявленных требований, при этом пояснил, что заявление Шолохова А.В. было рассмотрено на заседании межведомственной комиссии <дата>., принято решение о признании жилого помещения пригодным для проживания, подлежащим капитальному ремонту. По результатам указанного решения комиссии Администрация не принимала никаких решений. По мнению представителя ответчика, этого не требует Постановление Правительства РФ № 47.
Административный ответчик также полагает, что суд не может обязать администрацию принять решение о признании жилого помещения непригодным для проживания, поскольку этот вопрос относится к исключительной компетенции Межведомственной комиссии, о принятие решения производится в порядке, установленным Положением. Ответчик просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица - Межведомственной комиссии Администрации ГО Красноуфимск в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, возражений против административного иска в суд не представил.
Выслушав стороны, допросив свидетеля, изучив материалы административного дела, суд находит основания для удовлетворения требований административного истца в части, при этом руководствуется следующим.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений СЃС‚. 227 РљРђРЎ Р Р¤, признание незаконными действий Рё решений должностного лица РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ только РїСЂРё несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным СЃ нарушением прав Рё законных интересов гражданина.
Конституция РФ закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33).
Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 9 данного Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Согласно пункту 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Как следует из пунктов 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в числе прочих: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Так, согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Положениями части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяются на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории российской Федерации (п. 2 Положения).В силу указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (пункт 7 Положения).
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33 Положения).
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34 Положения).
Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (пункт 42 Положения).
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44 Положения).
Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46 Положения).
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 47 Положения).
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).
РЎСѓРґРѕРј установлено, что несовершеннолетний Р¤РРћ3 <дата>.СЂ. является собственником <адрес> РІ <адрес>,
<дата> законный представитель несовершеннолетнего собственника - Шолохов А.В. обратился к Главе ГО Красноуфимск с заявлением о признании жилого помещения аварийным, подлежащим сносу. К указанному заявлению приложен правоустанавливающий документ на жилое помещение и заключение ООО «<адрес>» от <дата>. по результатам технического обследования <адрес> жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Постановлением Главы ГО Красноуфимск от <дата>. №1-109/2014 создана межведомственная комиссия по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания и по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу и ( или) реконструкции.
Председателем указанной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РЅР° момент обращения Шолохова Рђ.Р’. Рё РІ настоящее время является первый заместитель Главы ГО Красноуфимск Р¤РРћ9
Данная комиссия действует на основании положения, утвержденного постановлением Главы ГО Красноуфимск от <дата>. №1-109/2014 и должна руководствоваться вышеуказанным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47.
Заявление Шолохова Рђ.Р’. рассмотрено РЅР° заседании межведомственной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё <дата>., то есть спустя девять месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ обращения. Данное обстоятельство подтвердил РІ судебном заседании свидетель Р¤РРћ9
Согласно заключения межведомственной комиссии от <дата>. жилое помещение №1-109/2014 в жилом <адрес> в <адрес> признано пригодным для постоянного проживания людей, так как выявлены основания для признания помещения подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.
Указанное решение подписано составом РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, РїСЂРё этом доказательства полномочий данного состава РєРѕРјРёСЃСЃРёРё ответчик СЃСѓРґСѓ РЅРµ представил. Согласно документов, представленных ответчиком, состав межведомственной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё утвержден постановлением Главы ГО Красноуфимск РѕС‚ <дата>. в„–1-109/2014, РІ котором отсутствуют сведения Рѕ вхождении РІ состав РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Р¤РРћ9, Р¤РРћ10, Р¤РРћ11, Р¤РРћ12, Р¤РРћ13, Р¤РРћ14, Р¤РРћ15, Р¤РРћ16
Таким образом, совокупность исследованных в суде доказательств позволяют сделать вывод о том, что вопреки требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, заявление Шолохова А.В. было рассмотрено неполномочным составом межведомственной комиссии, не направлялись в Администрацию ГО Красноуфимск, которая не принимала решение по заявлению Шолохова А.В., тем самым нарушены требования вышеуказанных норм закона и право истца на рассмотрение заявления компетентным органом в установленный законом 30-дневный срок.
При таких обстоятельствах суд находит действия административного ответчика незаконными, нарушающими права истцов, в интересах которых прокурор обратился в суд.
Одновременно, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении на Администрацию ГО Красноуфимск обязанности принять решение о признании жилого помещения непригодным для проживания.
Как справедливо заметил ответчик, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии органов местного самоуправления.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный ст.10 Конституции РФ принцип разделения властей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШРР›:
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Красноуфимского межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° действующего РІ интересах Шолоховой Р’. Рќ., Шолохова Рђ. Р’., несовершеннолетних Р¤РРћ1, Р¤РРћ2, Р¤РРћ3 Рє Администрации ГО Красноуфимск удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования городской округ Красноуфимск, выразившееся в неприятии решения по заявлению Шолохова А.В. от <дата>. о признании жилого помещения - <адрес> непригодным для проживания в срок, установленный законом.
Обязать ОМС «Администрация ГО Красноуфимск» рассмотреть заявление Шолохова А.В. от <дата>. в порядке, предусмотренном п. 42, 44, 46, 47,49 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ Р.Р’.Галкина