Судья Тарасенко О.Г. Дело № 33-5855/2023 (2-769/2023)
УИД 22RS0067-01-2023-000039-67
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 июля 2023 года город Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Диденко О.В., Сухаревой С.А.,
при секретаре Макине А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.Г.Е. к муниципальному унитарному предприятию «Управляющая компания Смарт» о защите прав потребителя
по апелляционной жалобе истца Б.Г.Е. на решение Октябрьского районного города Барнаула Алтайского края от 17 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Сухаревой С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б.Г.Е. обратился в суд с иском к МУП «УК Смарт» о защите прав потребителя.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником <адрес> Алтайского края. Управление многоквартирным домом осуществляет ответчик МУП «УК Смарт». С 13 по 23 октября 2022 года по инициативе ответчика было проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе, с вопросами повестки дня: о повышении размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества дома, об установлении дополнительной оплаты за обслуживание общедомовой системы вентиляции, о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, об определении размера расходов на оплату за содержание общедомового имущества. При этом ответчик, достоверно зная о том, что истец проживает по другому адресу, не уведомил о предстоящем общем собрании истца, не направил истцу бюллетень для голосования и не уведомил его об итогах голосования и принятых общим собранием решениях.
6 декабря 2022 года истец письменно обратился к ответчику с заявлением, в котором просил представить ему для ознакомления по почте России или по электронной почте копии документов, подготовленных при проведении собрания.
20 декабря 2022 года ответчик по электронной почте направил истцу ответ о том, что с протоколом общего собрания собственников помещений в доме и приложениями к нему можно ознакомиться на сайте ГИС ЖКХ или в инспекции жилищного надзора Алтайского края, копии протокола общего собрания и документы по данному собранию истцу не предоставил.
Полагая, что неуведомление истца о проведении собрания, на котором решались вопросы повышения оплаты содержания имущества, и непредоставление документов по проведенному собранию нарушает его права, Б.Г.Е. просил обязать МУП «УК Смарт» в течение 10 дней с даты вступления в силу судебного решения предоставить для ознакомления путем направления в адрес истца заверенных копий протокола общего собрания собственников помещений, проведенного в период с 13 по 23 октября 2022 года и приложений к нему, в том числе:
сообщение о проведении общего собрания собственникам помещений в МКД;
документы, подтверждающие направление или реестр вручения сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в доме, в том числе направление или вручение данного сообщения истцу, который проживает по другому адресу;
документы, подтверждающие направление или реестр вручения собственникам помещений в доме бланков письменных решений (бюллетеней) собственников помещений в доме, в том числе направление или вручение бюллетеня истцу, который проживает по другому адресу;
реестр собственников помещений в многоквартирном доме на дату проведения общего собрания собственников помещений в доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в доме (фамилия, имя, отчество собственника помещения, номер помещения (квартиры) в доме), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;
список присутствующих и список принявших участие в данном общем собрании собственников помещений в доме;
документы, удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;
документы с информацией и материалы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;
письменные решения (бюллетени) собственников помещений в доме по вопросам повестки данного общего собрания собственников в доме;
реестр сдачи решений (бюллетеней) собственниками помещений в доме, принявшими участие в данном общем собрании собственников помещений в доме;
ведомость подсчета голосов собственников помещений в доме, принявших участие в данном общем собрании собственников помещений в доме;
протокол общего собрания собственников помещений в доме;
документы, подтверждающие уведомление собственников помещений в доме о принятых решениях на данном общем собрании собственников помещений в доме, в том числе уведомления истца, который проживает по другому адресу.
Просил признать незаконным бездействие МУП «УК Смарт», как инициатора общего собрания собственников помещений, проведенного в вышеуказанный период, выразившееся в неуведомлении собственника квартиры Б.Г.Е., проживающего по другому адресу, о предстоящем общем собрании; в ненаправлении ему бюллетеня для голосования; в неознакомлении его с информацией и материалами, которые будут рассматриваться на собрании и в неуведомлении его об итогах голосования и принятых общим собранием решениях.
Обязать МУП «УК Смарт» при проведении в будущем общих собраний собственников помещений в <адрес> в <адрес> уведомлять истца, проживающего по другому адресу о предстоящем общем собрании; направлять ему бюллетень для голосования; ознакомить его с информацией и материалами, которые будут рассматриваться на собрании, и уведомлять его об итогах голосования и принятых общим собранием решениях.
Кроме того просил взыскать с МУП «УК Смарт» в пользу Б.Г.Е. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя.
Решением Октябрьского районного суда города Барнаула Алтайского края от 17 апреля 2023 года исковые требования Б.Г.Е. удовлетворены частично.
С МУП «УК Смарт» в пользу Б.Г.Е. взысканы компенсация морального вреда в размере 3 000 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 1 500 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
С МУП «УК Смарт» взыскана государственная пошлина в размере 300 руб. в доход бюджета муниципального образования – городской округ город Барнаул.
В апелляционной жалобе истец Б.Г.Е. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в части признания незаконным бездействия МУП «УК Смарт», как инициатора общего собрания собственников помещений, проведенного в период с 13 по 23 октября 2022 года в <адрес> в <адрес>, выразившиеся в неуведомлении собственника квартиры Б.Г.Е., являющегося пенсионером и проживающего по другому адресу, о предстоящем собрании; ненаправлении Б.Г.Е. бюллетеня для голосования и неуведомлении его об итогах голосования и принятых общим собранием решениях, а также в неознакомлении по его письменному обращению с протоколами и документами общих собраний и ненаправлении их копий. Также просит обязать ответчика при проведении в будущем общих собраний собственников помещений в <адрес> в <адрес> уведомлять истца, проживающего по другому адресу, о предстоящем собрании и направлять ему бюллетень для голосования и уведомлять об итогах голосования и принятых общим собранием решениях, а также по письменному обращению ознакомить с протоколами и документами общих собраний и направлять их копии.
В обоснование доводов жалобы указывает на несогласие с выводами суда о соблюдении способа уведомления истца о предстоящем общем собрании и об отсутствии нарушения прав истца. Ссылаясь на положения ч. 4 ст. 45 Жилищного кодекса, полагает, что уведомления о предстоящих собраниях должны направляться по адресу фактического проживания собственника жилого помещения, который известен ответчику. Указывает, что решения общих собраний от 9 августа 2017 года и 23 апреля 2018 года о размещении уведомлений о предстоящих собраниях на доске объявлений первого этажа каждого из подъездов дома приняты без учета интересов истца и других собственников, проживающих по иным адресам, и не освобождают ответчика от обязанности уведомить о предстоящем собрании всех собственников без исключения. Истец не принимал участия в общих собраниях, по результатам которых приняты решения от 9 августа 2017 года и 23 апреля 2018 года, в связи с чем не знал об установленном указанными решениями порядке извещения о предстоящих собраниях. Полагает, что данные обстоятельства необоснованно не были учтены судом первой инстанции. Выражает несогласие с выводами суда первой инстанции о доступности уведомления о предстоящем собрании для истца. Считает, что в законодательстве отсутствуют нормы, возлагающие на собственника жилого помещения, проживающего по иному адресу, регулярно проверять наличие уведомлений о предстоящих собраниях по месту нахождения жилого помещения. Полагает, что решение суда лишает истца права голосовать на всех последующих собраниях, поскольку срок обжалования решений общих собраний от 9 августа 2017 года и 23 апреля 2018 года, установивших порядок уведомления о собраниях путем размещения на доске объявлений первого этажа каждого из подъездов дома, пропущен.
Полагает, что действующее законодательство не допускает направление бюллетеней для голосования путем размещения их в почтовых ящиках собственников жилых помещений данного дома. Ссылается на вступившее в законную силу решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 18 апреля 2022 года по делу № 2-73/2022, которым установлено, что почтовые ящике в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, находятся в неисправном состоянии, в связи с чем бюллетени для голосования не могли быть направлены собственникам жилых помещений путем размещения их в почтовых ящиках. Кроме того, указанный способ направления бюллетеней ограничивает права истца как собственника жилого помещения, проживающего по иному адресу. Судом не указаны нормы права, допускающие направление бюллетеней для голосования без фиксации факта их направления (вручения).
Выражает несогласие с выводами суда об отсутствии у управляющей компании обязанности по письменному обращению ознакомить собственника с протоколом и документами общего собрания, а также предоставить копии указанных документов. Ссылается на то, что в силу возраста и состояния здоровья не имеет возможности ознакомиться с данными документами, размещенными в ГИС ЖКХ. Полагает, что действия ответчика препятствуют реализации права истца на обжалования решения общего собрания. Считает, что к спорным правоотношениям по аналогии закона применимы правила ст. 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации о порядке ознакомления с документами общих собраний. Кроме того обязанность управляющей компании обеспечить ознакомление-собственников жилых помещений в многоквартирном доме с и информацией и (или) материалами, которые будут рассматриваться на собрании, закреплена в пп. «г» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416. Полагает, что в оплату услуг по управлению многоквартирным домом, входит предоставление управляющей организацией по письменному запросу собственника копий документов общего собрания.
Судом не учтено, что на собрании собственников принято решение, о том, что подлинник протокола и копии приложений к нему хранятся в управляющей компании, в связи с чем у ответчика отсутствовали препятствия для предоставления ему запрошенных документов.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом. Информация о времени и месте рассмотрения дела публично размещена на официальном сайте Алтайского краевого суда в сети Интернет. Об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили. Принимая во внимание положения части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив данные доводы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы и отмене или изменения решения суда.
Порядок проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, в том числе в форме очно-заочного голосования, и принятия решений установлены ст. ст. 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено ч. 4 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник, иное лицо, указанное в данном Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть размещено в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме этого сообщения, либо направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись, либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 7 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу требований ч. 3.1 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, при поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в данной статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр.
В силу ч. 3 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, указанным в статье 45 данного Кодекса иным лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.
В соответствии с ч. 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России N 114/пр от 29 февраля 2016 года «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Приказ 29 февраля 2016 года) определена информация, подлежащая размещению в системе, в том числе, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом.
В силу п. 1.12 раздела 10 Приказа от 29 февраля 2016 года не позднее 15 дней со дня начала осуществления обязанности по управлению многоквартирным домом либо со дня произошедших изменений в составе информация об управляющей организации должна быть размещена информация о месте размещения управляющей организацией информации для собственников и пользователей в многоквартирном доме.
Пунктом 19.1 раздела 10 Приказа от 29 февраля 2016 года предусмотрено, что не позднее чем за 10 дней до даты начала проведения общего собрания в ГИС ЖКХ должна быть опубликована информация о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» управляющая организация, товарищество или кооператив предоставляют по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме:
в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), - любую информацию из перечня информации, подлежащей раскрытию в соответствии с пунктами 31 и 32 данных Правил. В случае если запрашиваемая информация затрагивает интересы неопределенного круга лиц и, по мнению управляющей организации, товарищества или кооператива, раскрыта в необходимом объеме способом, указанным в пунктах 31 и 32 данных Правил, и является актуальной на момент рассмотрения запроса (обращения), управляющая организация, товарищество или кооператив вправе, не предоставляя запрашиваемую информацию, сообщить место размещения запрашиваемой информации. Указанное сообщение направляется в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), и по предусмотренным пунктом 35 данных Правил каналам связи;
в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - сведения о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета за период не более 3 лет со дня снятия показаний;
в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - копию акта о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен, предусмотренного, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354;
в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - копию акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ, предусмотренного Правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491;
в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - копию акта проверки предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354;
иную информацию - в срок, установленный соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанность по предоставлению которой управляющей организацией, товариществом или кооперативом собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предусмотрена законодательством Российской Федерации.
В силу п. 35 указанных Правил запрос (обращение) может быть направлен посредством почтового отправления, электронного сообщения на адрес электронной почты управляющей организации, товарищества или кооператива, государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, а также с нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме либо через консьержа многоквартирного дома, если услуга консьержа предусмотрена договором управления многоквартирным домом, а также высказан устно, в том числе на приеме. Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.Срок для ответа на запрос (обращение) собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме по вопросам, не перечисленным в пунктах 31, 32 и 34 данных Правил, составляет не более 10 рабочих дней со дня получения управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответствующего запроса (обращения) (п. 36 Правил).
Согласно п. 1 ст. 8 Закона Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд обязан решать вопрос о взыскании с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штрафа в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Согласно ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (п. 2 ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).
При решении вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Б.Г.Е. с ДД.ММ.ГГ является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
Управление указанным многоквартирным жилым домом осуществляет МУП «УК Смарт», что подтверждается копией договора управления, сведениями, опубликованными в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ).
Уведомление собственников о проведении общих собраний и о принятых общим собранием решениях, согласно порядку, утвержденному ранее решениями общих собраний, осуществляется путем размещения соответствующей информации на досках объявлений первого этажа каждого из подъездов дома (протоколы общих собраний от 09.08.2017 № 3, от 23.04.2018 №1).
С 13 по 23 октября 2022 года по инициативе МУП «УК Смарт» было проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включены вопросы о повышении размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества дома, об установлении дополнительной оплаты за обслуживание общедомовой системы вентиляции, о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, об определении размера расходов на оплату за содержание общедомового имущества.
Объявление о проведении общего собрания было размещено 03.10.2022 на информационных досках на первых этажах каждого из подъезда многоквартирного дома, что подтверждается представленными в материалы дела актом о размещении соответствующего объявления, пояснениями допрошенного в качестве свидетеля председателя совета многоквартирного дома Ш.А.А., а также фотографиями.
Согласно пояснениями допрошенного в качестве свидетеля председателя совета многоквартирного дома Ш.А.А., бюллетени для голосования размещались в почтовые ящики собственников в соответствии с количеством собственников, имеющих право голоса, в каждой квартире. Заполненные бюллетени представлялись собственниками лично ему либо опускались в ящик для сбора показаний, расположенный около одного из подъездов, о чем было указано в уведомлении о проведении собрания.
Решение общего собрания было откопировано и размещено на досках объявления в каждом подъезде.
Факт размещения на информационных досках итогов общего собрания подтверждается представленными в материалы дела фотографиями, пояснениями свидетеля Ш.А.А.
В МУП «УК Смарт» протокол собрания в письменном виде поступил 29.11.2022, что подтверждается входящим штампом, в Госинспекцию Алтайского края протокол общего собрания представлен 30.11.2023.
Согласно представленным в материалы дела выпискам из ГИС ЖКХ итоги голосования общего собраний, оформленные протоколом общего собрания от 23.10.2022, опубликованы в ГИС ЖКХ 30.11.2022.
06.12.2022 Б.Г.Е. по электронной почте направил МУП «УК Смарт» запрос о предоставлении ему заверенных копий документов, связанных с проведением указанного собрания, а именно: сообщение о проведении общего собрания собственникам помещений в МКД; документы, подтверждающие направление или реестр вручения сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в доме, в том числе направление или вручение данного сообщения истцу, который проживает по другому адресу; документы, подтверждающие направление или реестр вручения собственникам помещений в доме бланков письменных решений (бюллетеней) собственников помещений в доме, в том числе направление или вручение бюллетеня истцу, который проживает по другому адресу; реестр собственников помещений в многоквартирном доме на дату проведения общего собрания собственников помещений в доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в доме (фамилия, имя, отчество собственника помещения, номер помещения (квартиры) в доме), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников; список присутствующих и список принявших участие в данном общем собрании собственников помещений в доме; письменные решения (бюллетени) собственников помещений в доме по вопросам повестки данного общего собрания собственников в доме; реестр сдачи решений (бюллетеней) собственниками помещений в доме, принявшими участие в данном общем собрании собственников помещений в доме; ведомость подсчета голосов собственников помещений в доме, принявших участие в данном общем собрании собственников помещений в доме; протокол данного общего собрания собственников помещений в доме; документы, подтверждающие уведомление собственников помещений в доме о принятых решениях на данном общем собрании собственников помещений в доме, в том числе уведомления истца, который проживает по другому адресу. Также просил представить для проведения внеочередного собрания по инициативе Б.Г.Е. копию актуального реестра собственников помещений в МКД.
В ответе на запрос истца, направленный по адресу электронной почты заявителя от 20.12.2022, МУП «УК Смарт» сообщило, что запрашиваемая информация размещена в ГИС ЖКХ и направлена на хранение в инспекцию жилищного и строительного надзора, а также представило Б.Г.Е. копию реестра собственников.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь регулирующими спорные правоотношения положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», оценив собранные по делу доказательства, установил, что МУП «УК Смарт» соблюден установленный законом способ уведомления собственников помещений многоквартирного дома о предстоящем в период с 13 октября по 23 октября 2022 года общем собрании собственников, и о принятых общим собранием решениях. Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также подтверждение размещения в ГИС ЖКХ протокола общего собрания со всеми необходимыми приложениями, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Б.Г.Е. в части признания незаконным бездействия МУП «УК Смарт», выразившегося в неуведомлении собственника квартиры Б.Г.Е., проживающего по другому адресу, о предстоящем общем собрании; в ненаправлении ему бюллетеня для голосования; в неознакомлении его с информацией и материалами, которые будут рассматриваться на собрании и в неуведомлении его об итогах голосования и принятых общим собранием решениях.
Разрешая требование истца о возложении на ответчика в течение 10 дней с даты вступления в силу судебного решения предоставить для ознакомления, направив в адрес истца заверенные копии протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, проведенного в период с 13 октября по 23 октября 2022 года и приложений к нему, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку предусмотренная законом обязанность о предоставлении информации о проведении общего собрания, ознакомления с протоколом общего собрания МУП «УК Смарт» исполнена путем размещения такой информации в ГИС ЖКХ; указанные документы (протокол общего собрания) также находятся в органе государственного жилищного надзора – Инспекции жилищного и строительного надзора Алтайского края, о чём истцу сообщено в ответе на его запрос. При этом часть запрошенных истцом документов, в частности: документы, подтверждающие направление (вручение) сообщения о проведении общего собрания собственникам, в том числе истцу; документы, подтверждающие направление (вручение) бюллетеней собственникам, в том числе истцу; документы, удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц; документы с информацией и материалы, рассмотренные общим собранием; реестр сдачи бюллетеней, в ГИС ЖКХ не размещались поскольку такие документы при проведении общего собрания не составлялись и не отбирались. Уведомления, связанные с проведением собрания, размещены на информационных досках в многоквартирном доме, а также в системе ГИС ЖКХ.
Оснований для возложении на ответчика обязанности в будущем уведомлять истца о предстоящем общем собрании; направлять бюллетени для голосования; знакомить с информацией и материалами, которые будут рассматриваться на собрании; уведомлять об итогах голосования и принятых на собрании решениях судом не установлено, поскольку такие обязанности возложены на ответчика в силу закона установленным законом способом.
Установив, что МУП «УК Смарт» были нарушены установленные законом сроки уведомления собственников помещений многоквартирного дома о предстоящем в период с 13 октября по 23 октября 2022 года общем собрании собственников и о результатах его проведения, а также срок предоставления Б.Г.Е. реестра собственников помещений в многоквартирном доме, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения искового заявления в части компенсации морального вреда, поскольку указанные обстоятельства повлекли нарушение прав истца, как собственника жилого помещения в МКД. С учетом принципов разумности и справедливости, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимание обстоятельств, в том числе характера причиненных истцу нравственных страданий, суд определил размер компенсации морального вреда в сумме 3 000 руб., а также взыскал с ответчика штраф согласно ч. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в размере 50% от присужденной суммы в размере 1 500 руб.
Оснований не согласиться с данными выводами суда не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда в части взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в связи с установленными нарушениями не обжалуется, в связи с чем не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, из положений ч. 4 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации не следует, что уведомление о проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома обязательно осуществляется по месту фактического проживания собственника. Напротив, данной нормой установлено право собственников самостоятельно определить конкретный способ направления соответствующего уведомления, в том числе, путем его размещения в помещении данного дома.
В соответствии с ч. 4 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Поскольку решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленные протоколами собраний от 09.08.2017 № 3, от 23.04.2018 №1, которыми установлен порядок уведомления собственников о проведении общих собраний и о принятых общим собранием решениях путем размещения соответствующей информации на досках объявлений первого этажа каждого из подъездов дома, до настоящего времени не оспорены они являются обязательными для всех собственников помещений данного многоквартирного дома, в том числе для истца, не смотря на то, что он не принимал участия в голосовании на данных собраниях. Доводы жалобы о нарушениях, допущенных при проведении собраний, на которых были приняты решения о порядке уведомления о проведении общих собраний, не могут быть приняты во внимание, поскольку законность данных решений не является предметом настоящего спора.
Проживание истца по другому адресу не свидетельствует о том, что размещенные на досках объявлений уведомления о проведении собрания являются недоступными для истца и его родственников, проживающих в указанном многоквартирном доме.
Указание в жалобе на то, что пропуск срока исковой давности для оспаривания решений, оформленных протоколами собраний от 09.08.2017 № 3, от 23.04.2018 №1, лишает истца возможности голосовать на всех последующих собраниях, признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку существующий порядок уведомления о проведении общих собраний позволяет истцу получать информацию о предстоящих собраниях. Кроме того, истец не лишен возможности инициировать проведение общего собрания для установления иного порядка уведомления собственников об общих собраниях.
Нормы жилищного законодательства не содержат указания на конкретный способ направления собственникам помещений многоквартирного дома бюллетеней для голосования на общем собрании.
Согласно пояснениям допрошенного в качестве свидетеля председателя совета спорного многоквартирного дома Ш.А.А., бюллетени для голосования размещались в почтовые ящики собственников помещений многоквартирном доме.
Основания не доверять показаниям свидетеля, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, у суда первой инстанции не имелось.
При рассмотрении Октябрьским районным судом г. Барнаула Алтайского края 18 апреля 2022 года гражданского дела № 2-73/2022 из заключения судебной строительной экспертизы от 08.02.2022 ***, проведенной ООО «Региональный центр Оценки и Экспертизы» и дополнительного заключения экспертов от 13.04.2022 следует, что почтовые ящики, расположенные в <адрес> по ул. <адрес>, в <адрес>, имеют дефекты в виде искривления элементов, нарушения креплений дверец, отсутствия запорных элементов, локального отсутствия окрасочного слоя. Вместе с тем, описанные повреждения не препятствовали размещению в почтовых ящиках бюллетеней для голосования.
Доводы жалобы о неуказании в решении суда норм права, допускающих направление собственникам бюллетеней без фиксации факта их направления, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку действия (бездействие) ответчика в указанной части не оспаривались.
Согласно пп. «г» п. 31 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» управляющая организация обязана раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ГИС ЖКХ путем размещения на постоянной основе на данном сайте.
Кроме того, порядок направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор утвержден приказом Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр.
В соответствии с п. 5 указанного порядка не позднее пяти рабочих дней со дня направления подлинников решений, протоколов в орган государственного жилищного надзора их скан-образы размещаются в открытом доступе ГИС ЖКХ.
Материалами дела подтверждается размещение запрошенных истцом документов общего собрания, за исключением тех документов, которые не составлялись, в ГИС ЖКЖ, а также их направление в орган государственного жилищного надзора.
В ответе на запрос истцу сообщено о размещении документов общего собрания в ГИС ЖКХ и направлении их в орган государственного жилищного надзора.
Таким образом, поскольку документы общего собрания размещены в открытом и общедоступном доступе в ГИС ЖКХ, а действующее законодательство не возлагает на управляющую организацию обязанность предоставлять собственникам заверенные копии документов общего собрания, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности действий ответчика в части раскрытия информации об общем собрании.
При этом действующее законодательство не возлагает на управляющую организацию обязанность указать ссылку на сайте, по которой необходимо перейти для получения необходимой информации.
Ссылка в жалобе на отсутствие у истца в силу пенсионного возраста возможности ознакомиться с информацией в электронном виде, также не может служить основанием для отмены решения суда и возложения на ответчика обязанности, не предусмотренной законом, поскольку истец не лишен возможности обратиться в орган государственного жилищного надзора для ознакомления с информацией о проведенном собрании.
Сам по себе факт нахождения запрошенных истцом документов у ответчика на правильность выводов суда не влияет.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом в силу ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации должны быть в том числе указаны: перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация и порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Согласно п. 3.5.1 договора управления спорным многоквартирным домом цена договора (комплекса работ и услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме) включает в себя: плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в том числе за услуги по управлению многоквартирным домом и не включает в себя стоимость коммунальных услуг.
Перечень работ и услуг по управлению многоквартирным закреплен в п. 10 Приложения № 1 договору управления многоквартирным домом и включает в себя работы и услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия проживания, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, затраты на оплату труда работников, занятых управлением многоквартирного дома, выплату единого социального налога, содержание административных помещений, расходы на ремонт инвентаря, амортизационные отчисления, переподготовку кадров, канцелярские и телефонные расходы, расходы на содержание автотранспорта, обслуживание компьютерной техники, аудиторские и другие услуги, почтово-телеграфные услуги, инвентаризацию помещений, охрану труда и обеспечение техники безопасности.
С учетом изложенного доводы жалобы о включении в стоимость услуг по управлению многоквартирным домом услуг по предоставлению копий документов общего собрания являются несостоятельными.
В ч.ч. 1, 3 ст. 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено право членов товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме получать от органов управления товарищества информацию о деятельности в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества, а также знакомиться с протоколами общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества; документами, подтверждающими итоги голосования на общем собрании членов товарищества, включая бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования.
Ссылка на указанную норму Жилищного кодекса Российской Федерации не опровергает выводы суда первой инстанции, поскольку регулирует порядок ознакомления с протоколами и иными решениями ТСЖ при избрании в многоквартирном доме иного способа управления, в связи с чем применению по аналогии не подлежит.
Порядок размещения информации, а также ознакомление с нею собственников помещений при проведении общего собрания управляющей компанией регулируется ст.ст. 45,46,161 Жилищного кодекса Российской Федерации, на которые при разрешении настоящего спора правильно ссылался суд первой инстанции.
В целом по существу доводы апелляционной жалобы истца основаны на неверном толковании норм материального права, ввиду чего не могут служить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного по доводам апелляционной жалобы оснований для отмены, либо изменения решения суда и дополнительного решения не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Барнаула Алтайского края от 17 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Б.Г.Е. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: