Дело № 2А-358/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Можга 22 февраля 2018 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Смагиной Н.Н.,
при секретаре Кузнецовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Удмуртской Республике к Васильеву Сергею Африкановичу о взыскании задолженности по обязательным платежам,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России №7 по УР обратилась в суд с административным иском к Васильеву Сергею Африкановичу о взыскании задолженности в размере 10715,16 руб., в том числе, по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии в размере 9431,95 руб., зачисляемым в Фонд обязательного медицинского страхования в размере 1283,21 руб.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что Васильев С.А. (далее – ответчик, должник) как предприниматель являлся плательщиком страховых взносов в соответствии Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ). Согласно данным ЕГРИП статус предпринимателя прекращен 30.12.2015.
В соответствии с Федеральным законом № 243 -ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 01.01.2017 переданы из Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования России (далее - ПФ РФ и ФССР) налоговым органам.
В силу ч.1 ст.5, п.1 ч.2 ст.28 Закона №212-ФЗ страхователи обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.
Согласно ст. 14 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 ст. 14 указанной статьи.
Однако должником по дату снятия с учета добровольно не исполнена обязанность по своевременной уплате пени за несвоевременную уплату начисленных страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 9431,95 руб., на обязательное медицинское страхование в размере 1283,21 руб.
В адрес должника направлены требования об уплате пени за несвоевременную уплату страховых взносов от 31.12.2016. До настоящего времени данное требование страхователем не исполнено в полном объеме, что послужило основанием для взыскания задолженности в судебном порядке.
В связи с большим объемом документооборота в Инспекции, истцом пропущен процессуальный срок для направления заявления о взыскании с Васильева С.А. страховых взносов, пени, который истец просил восстановить.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Административный ответчик Васильев С.А. в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст.150 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, Васильев С.А. в период с 01.01.2005 по 01.01.2005 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 22.11.2017 года.
Межрайонной ИФНС №7 по УР Васильеву С.А. было направлено требование от 31.12.2016 об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов в размере 10715,16 руб. в срок до 18.01.2017.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу абз.1 части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
С настоящим административным заявлением Межрайонная ИФНС №7 по УР обратилась в суд 27.12.2017.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
Частью 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Согласно части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, установив, что причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд нельзя признать уважительными, суд вправе принять решение, не исследуя фактические обстоятельства административного дела, и отказать в удовлетворении административного иска только в связи с пропуском срока на обращение в суд.
В данном конкретном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи с чем суд считает, что истцом срок пропущен без уважительных причин.
Согласно ст. 72, 75 НК РФ пеней обеспечивается исполнение обязанности по уплате налогов. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. При этом в силу п. 9, 10 ст. 46, п. 6 ст. 75 НК РФ к пеням применяется тот же порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством применительно к недоимке. Следовательно, в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика взысканы быть не могут.
В силу п.п. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства дела, налоговый орган утратил право на взыскание недоимки по страховым взносам и пени в размере 10715,16 руб. с Васильева С.А., поэтому исковые требования Межрайонной ИФНС России № 7 по Удмуртской Республике удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Удмуртской Республике к Васильеву Сергею Африкановичу о взыскании задолженности в размере 10715,16 руб., в том числе, по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии в размере 9431,95 руб., зачисляемым в Фонд обязательного медицинского страхования в размере 1283,21 руб., оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья Смагина Н.Н.