12-19/2023
55MS0001-01-2023-001066-24
Р Е Ш Е Н И Е
с. Азово Омской области 06.06.2023 г.
Судья Азовского районного суда Омской области Иордан Н.А., с участием прокурора Богатовой Н.А., при секретаре Демьяновой Е.В., рассмотрев протест прокурора Азовского немецкого национального района на постановление мирового судьи судебного участка № 1 в Азовском немецком национальном судебном районе Омской области от 05.05.2023 г.,
у с т а н о в и л :
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 в Азовском немецком национальном судебном районе Омской области от 05.05.2023 г. в отношении главы Гауфского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области Хайленко И.Е. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, прокурор принес протест, в котором просит постановление отменить, поскольку не исследованы обстоятельства дела и не дана надлежащая оценка действиям должностного лица.
Хайленко И.Е. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела и доводы протеста, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ, неразмещение в сети "Интернет" информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети "Интернет" установлена федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 28.4 КоАП РФ прокурором возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.27 данного Кодекса.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района в ходе проверки выявлен факт не обеспечения главой сельского поселения размещения на официальном сайте администрации сельского поселения в сети «Интернет» сведений о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.
Датой обнаружения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ является 15.03.2023 г.
27.03.2023 г. прокурором района возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ, в отношении главы Гауфского сельского поселения Хайленко И.Е.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 в Азовском немецком национальном судебном районе Омской области от 05.05.2023 г. производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ в отношении главы Гауфского сельского поселения Хайленко И.Е. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным выше судебным актом, прокурор опротестовал его.
Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
В силу ч. 2.1 ст. 7 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ общедоступная информация о деятельности органов местного самоуправления предоставляется органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, которые созданы в соответствии с требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации, и по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. Подведомственные организации по решению государственных органов, органов местного самоуправления, в ведении которых находятся такие организации, создают официальные сайты, за исключением случаев, предусмотренных другими федеральными законами. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, и подведомственных органам местного самоуправления поселений организаций может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. В соответствии с федеральными законами может быть предусмотрено создание единого портала, на котором размещаются несколько официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных организаций.
В части 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" содержится перечень информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети "Интернет" в зависимости от сферы деятельности органа.
Государственные органы, органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в части 1 статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ и относящиеся к их деятельности, могут размещать в сети "Интернет" иную информацию о своей деятельности с учетом требований указанного Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" состав информации, размещаемой государственными органами, органами местного самоуправления в сети "Интернет", определяется соответствующими перечнями информации о деятельности указанных органов, предусмотренными статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу части 7 ст. 14 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
На основании статьи 2 Закона N 416-ФЗ, водоснабжение включает в себя водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой воды, под которой понимается вода, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции.
Статьей 6 указанного Закона определены полномочия органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующей территории.
Частью 1.1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями, в том числе полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Законом Омской области № 1786-ОЗ от 24.09.2015 г. за сельскими поселениями закреплены вопросы местного значения, куда не входят полномочия по организации водоснабжения населения и водоотведения.
Согласно статье 6 Устава Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, к вопросам местного значения Азовского немецкого национального муниципального района, решаемых органами местного самоуправления Азовского немецкого национального муниципального района на территориях сельских поселений, относятся, в том числе: 1) организация в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Уставом сельского поселения полномочия по водоснабжению и водоотведению также не предусмотрены.
Тем самым, вопросы водоснабжения и водоотведения относятся к полномочиям органа местного самоуправления Азовского немецкого национального муниципального района. Соглашения о передаче указанных выше полномочий сельским поселениям суду не представлено.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения вправе запрашивать у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, а указанные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.
Пунктами 10, 11 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.
В случае существенного ухудшения качества питьевой воды, выявленного по результатам исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды, орган местного самоуправления обязан проинформировать об этом население в средствах массовой информации, в том числе разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет").
Объектом рассматриваемых правонарушений является право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Объективная сторона административного правонарушения ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ заключается в нарушении обязанности размещения информации о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления в сети Интернет.
Из системного толкования приведенных норм права в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела следует, что к административной ответственности может быть привлечено должностное лицо, которое нарушило обязанности по размещению информации о деятельности органа местного самоуправления, обладающего полномочиями в области водоснабжения, и имеющего право запрашивать соответствующую информацию, необходимую для осуществления полномочий (ч. 4 ст. 6 ФЗ № 416-ФЗ).
Однако к полномочиям сельского поселения не относятся вопросы водоснабжения и водоотведения. Сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения с учетом ч. 4 ст. 6 Закона № 416-ФЗ вправе запрашивать тот орган местного самоуправления, который наделен полномочиями по вопросам водоснабжения, а, следовательно, и размещать их на сайте. Кроме того, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов (п. 10 ст. 23 Закона № 416-ФЗ) опубликовывает тот орган местного самоуправления, который их разрабатывает и исполняет.
Согласно ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ к административной ответственности привлекается, в том числе должностное лицо органа местного самоуправления, которое обязано информировать о деятельности этого органа. В данном случае, сельское поселение не осуществляет деятельность по водоснабжению, а значит и обязанность по информированию качества питьевой воды, планов мероприятий и их выполнению не может быть возложена. Диспозиция статьи указывает на информирование деятельности осуществляемой непосредственно органом местного самоуправления, а не третьим лицом. Также следует отметить, что Роспотребнадзором какая-либо информация о качестве воды, которая могла бы подлежать опубликованию на сайте, в сельское поселение не направлялась.
При таких обстоятельствах мировой судья верно пришел к выводу об отсутствии в действиях должностного лица состава административного правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей не допущено процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены или изменения судебного постановления, в связи с чем, оснований для удовлетворения протеста не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 05.05.2023 ░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 2 ░░. 13.27 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░