РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 сентября 2017 года. г.Дербент
Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Алекперова А.С.
При секретаре Рамазановой Ф.Г.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Дербенте административно-исковое дело по иску ТО Управление Роспотребнадзора по РД в г.Дербенте к администрации МР «<адрес>», соответчик ООО «Сервисстрой+» <адрес>, об устранении нарушения требований законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Начальник ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Дербенте Касимов А.С. обратился в суд с указанным иском.
В обоснование своих доводов истец указывает на то, что источники питьевого снабжения следующих сёл <адрес> используются без санитарно-эпидемического заключения о соответствии санитарным правилам в нарушение ч.3 ст.18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30 марта 1999 года №52-ФЗ. Проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения указанных сёл <адрес>, в нарушение абзаца 2 ч.4 ст.18 ФЗ №52-ФЗ от 30 марта 1999 г., также п.1.13 Санитарных Правил СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения» не имеют санитарно-эпидемиологические заключения.
Данные нарушения могут привести к массовым инфекционным заболеваниям, нарушению прав и законных интересов неопределенного круг лиц.
В соответствии ст.18 Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ ч.3 использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ)
В соответствии с п.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999г. «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с санитарными правилами СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения» (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Далее истец указывает на то, что основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а). определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б). план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в).правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
-организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств, либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
-определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
-согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
-утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
-утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
-согласование инвестиционных программ;
-согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов);
-принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения
в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
-заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Согласно п.1.1 вышеуказанной статьи, полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч.1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии ч.3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч.1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений, за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п.23 ч.1 настоящей статьи). Согласно ч.4 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации иные вопросы местного значения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с Постановлением Правительства от 30.06.2004 г. №322 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.», Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей.
В соответствии с п.п 2 п.1 ст.51 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ главные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными ст.50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного ТО Управления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Представитель истца Касимов А.С., начальник ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Дербенте, требования административного иска поддержал, по изложенным в нём основаниям.
Ответчик в лице юриста администрации МР «<адрес>» Касумбековой К. иск не признала и пояснила, что для устранения отмеченных в иске недостатков необходимы крупные финансовые средства. А такие средства в бюджете района в текущем году не предусмотрены.
Далее Касумбекова К.Э. пояснила, что устранение многих пунктов надлежит самим сельским поселениям, поскольку это входят в их обязанности. Но, вместе с тем, ни они, ни сельские администрации не имеют возможности в настоящее время устранить указанные в иске недостатки, просит суд отказать в его удовлетворении.
Представитель соответчика руководитель ООО «Сервисстрой+» Омаров А.К. иск не признал и пояснил, что работает в своей должности с июня месяца текущего года. За этот период они успели сделать в районе очень многое по устранению недостатков, выявленных истцом. Так, ими уже созданы почти две зоны санитарной охраны источников водоснабжения населения, увеличили поступление воды в некоторые населенные пункты, такие как <адрес>. Кроме того, они установили в охранных зонах источников питьевой воды сеточные ограждения, обработали в необходимых местах источники воды хлоркой.
Для устранения всех недостатков нужны не только средства, но также длительный срок. Они делают то, что не было сделано за все годы в прошлом. Все, что делают они, это впервые за историю района, работа только налаживается. Вместе с тем, устранить в сроки, установленные административным истцом, все недостатки, они не в силах. На одни заключения по воде требуются большие финансовые затраты, не говоря уже о других практических их действиях, стоящих в разы выше этих расходов.
Он лично каждый раз выезжает вместе с сотрудниками Роспотребнадзора по жалобам населения района и, практически во всех случаях они устранят факты, по которым люди обращаются.
Однако представители Роспотребнадзора стоят над ними и требуют создать идеальные условия, создание которых требует огромную сумму денег, а также очень продолжительное время. Пока его просьбы понимания у сотрудников Роспотребнадзора не находят. Если это продолжится, то скорее всего он просто прекратит работать и все останется так, как было многие годы.
Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.218 КАС РФ истец вправе предъявлять иск о признании действий незаконными, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно п.3 ст.19 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999года №52-ФЗ население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии ст.18 Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ ч.3 использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ)
В соответствии с п.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999г. «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с санитарными правилами СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения» (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Между тем, в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела установлено, что недостатки, указанные в административном иске имеют место быть.
Этот факт признан представителем ответчика Касумбековой К.Э., пояснившей, что администрация не в силах устранить указанные в иске недостатки, ввиду того, что расходы на эти цели не заложены в бюджет района в текущем году.
Доводы иска подтверждаются также и справкой начальника ТО Управления Роспотребнадзора в РД по г.Дербенту Касимова А.С. от 13 июля 2017 года за №18\878-17-18.
Отсутствие зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения признал также и руководитель ООО «Сервисстрой+» Оамаров А.К., пояснив, что они недавно начали устанавливать подобные зоны санитарной охраны и, что уже успели создать две такие зоны на территории <адрес>.
Таким образом, исследованными выше доказательствами по делу, доводы административного Касимова А.С. иска нашли своё полное и объективное подтверждение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.51 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск руководителя ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> удовлетворить.
Признать неправомерным бездействие Администрации MP «<адрес>» и ООО «Сервисстрой+» выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных ч.3 ст.19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03. 1999г. №52-ФЗ в части эксплуатации источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенных пунктов – <адрес>, без санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам и нормативам актам, а также отсутствии санитарно-эпидемиологических заключений на проекты зон санитарной охраны источников и водопроводов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Обязать администрацию MP «<адрес>» и ООО «Сервисстрой+» в течение 1(один) месяца после вступления решения суда в законную силу представить в ТО Управления Роспотребнадзора по РД (по адресу - 368600, РД, <адрес>) проекты зон санитарной охраны источников и водопроводов питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения <адрес>, для получения санитарно-эпидемиологических заключений.
Обязать Администрацию MP «<адрес>» и ООО «Сервисстрой+» в течение 1(один) месяца после вступления решения суда в законную силу провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу источников водоснабжения <адрес>.
5
Обязать администрацию МР «<адрес>» и ООО «Сервисстрой+» довести до сведения граждан, в срок до 10 ноября 2017 года через средства массовой информации, об исполнении настоящего решения суда.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в месячный срок со дня его вынесения.
Председательствующий судья
Решение набрано на компьютере в совещательной комнате