Дело №2-821/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 апреля 2019 года город Орел
Заводской районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Ендовицкой Е.В.,
при секретаре Касторновой О.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Крючкова Валерия Александровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) о признании права на досрочное назначение пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Крючков В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) (далее – УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)) о признании права на досрочное назначение пенсии, в обоснование указал, что 25.12.2018 обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно, поскольку имеет право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 1 год, в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Ответчик не включил периоды работы в АТП №2 ПО «Агропромстройтранс», в связи с тем, что юридический адрес этой организации не поименован в Перечне от 28.12.1991 г. № 237-р, в Перечне от 18.12.1997 г. №1582 и Перечне от 08.10.2015 г. №1074. Полагает отказ ответчика в назначении пенсии незаконным, поскольку указанная организация располагалась на территории земель Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области. Просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением общеустановленного возраста на 1 год, обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии с 25.12.2018, взыскать с ответчика расходы по оплаченной пошлине в размере 300 рублей.
В судебном заседании истец Крючков В.А. и его представитель в порядке ч. 6 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) Лухина В.А. поддержали исковые требования по изложенным в иске основаниям. Пояснили, что в период с 09.10.1984 по 24.04.1989 истец работал в филиале «Агропромстройтранс» Орловское АТП №2 которое, расположено на территории Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области. Указанная территория относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Пальчикова И.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что с 09.10.1984 по 24.04.1989 истец работал в АТП №2 ПО «Агропромстройтранс», расположенном по адресу: Орловская область, Орловский район, Платоновский с/с, ул. Завозная, 19, однако в Перечнях № 237-р от 28.12.1991 г., №1582 от 18.12.1997 г. и №1074 от 08.10.2015 г., данный населенный пункт г.Орел не поименован, в связи с чем, оснований для признания за Крючковым В.А. права на досрочное назначение пенсии не имеется.
Суд, выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1) и другими федеральными законами.
Согласно ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»), в порядке, предусмотренном статьями 30 – 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 – 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с пунктами 1 – 10, 16 – 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 – 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента пересечения (выезда) с нее или до принятия решения Правительства РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения этой территории.
В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 N 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона № 1244-1 границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством РФ не реже чем один раз в 5 лет.
В соответствии с Перечнем населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. № 237-Р, действовавшим до 01.02.1998 года, населенный пункт - д. Коневка Платоновского с/с Орловского района Орловской области находится в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 г. № 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
При разрешении спора судом установлено, что 25.12.2018 Крючков В.А. обратился в УПФ РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно.
Решением УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) от 29.12.2018 Крючкову В.А. отказано в назначении пенсии по старости (л.д. 22).
Письмом УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) от 14.01.2019 № 27-241 Крючкову В.А. разъяснено, что согласно представленным документам в период с 09.10.1984 по 24.04.1989 он работал в Орловском АТП №2 производственного объединения «Агропромстройтранс», которое расположенно по адресу: Орловская область, Орловский район, Платоновский с/с, ул. Завозная, 19, однако в Перечнях № 237-р от 28.12.1991 г., №1582 от 18.12.1997 г. и №1074 от 08.10.2015 г. данный населенный пункт не поименован. Права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Крючков В.А. не имеет (л.д. 21).
Вместе с тем, данный отказ является незаконным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Как усматривается из трудовой книжки истца, 09.10.1984 Крючков В.А. принят водителем третьего класса Автотранспортного управления «Орелоблколхозстрой», впоследствии 01.08.1986 реорганизованном в Автобазу №6 Треста «Агропромстройтранс», 12.05.1987 переведен слесарем четвертого разряда, 10.08.1988 переведен слесарем вулканизаторщиком четвертого разряда, 29.11.1988 Автобаза переименована в открытое акционерное общество «Агропромстройтранс» филиал Орловское АТП-2, где проработал до 24.05.1989 (л.д. 8-20).
Согласно справке администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области №-3268 от 02.11.2018, территория филиал ОАО «Агропромстройтранс» Орловское АТП-2 был расположен по адресу: Орловская область, Орловский район, Платоновское сельское поселение, ул. Завозная, д.19, в районе населенного пункта д. Коневка (л.д. 23).
Из справки Бюджетного учреждения Орловской области «Государственный архив Орловской области» № К-210 от 10.09.2018 усматривается, что на основании решения Орловского областного объединения «Облколхозстрой» 01.02.1972г. было создано Управление механизации и автотранспорта объединения «Облколхозстрой». 01.01.1978г. Управление механизации и автотранспорта было переименовано в Автотранспортное управление с подчиненностью объединению «Облколхозстрой». 11.10.1986г. автотранспортное управление объединения «Облколхозстрой» было переименовано в Автобазу №6 с подчинением Производственному объединению «Агропромстройтранс». 29.11.1988г. автобаза №6 была преобразована в Орловское автотранспортное предприятие №2 с тем же подчинением и функциями. С 01.04.1993г. Орловское автотранспортное предприятие №2 производственного объединения «Агропромстройтранс» было переименовано в Орловское автотранспортное предприятие №2 АО «Агропромстройтранс». С 17.06.1993г. Орловское автотранспортное предприятие №2 АО «Агропромстройтранс» было преобразовано в Орловское автотранспортное предприятие №2 АООТ «Агропромстройтранс» (л.д. 24).
Из ответа администрации г.Орла от 02.07.2015 №2956-4Б следует, что в соответствии с Законом Орловской области от 28.12.2004 ;467-ОЗ «О статусе и границе города Орла как муниципального образования Орловской области» ул. Завозная расположена на землях Орловского района (л.д. 54-55).
На основании схемы утвержденных адресов и постановления Главы администрации Орловского р-на №-652 от 21.10.2000 «Об утверждении протокола №-1 от 24.10.2000 года территориальной адресной комиссии Орловского района в связи с присвоением новых наименований улиц администрацией г. Орла», старым адресом филиала Орловское АТП-2 ОАО «Агропромстройтранс» являлся г.Орел, Северный парк, 23, утвержденным адресом - Орловская обл., Орловский р-н, Платоновский сельский совет, ул. Завозная, 19. Из текста постановления следует, что предприятие находится на землях Платоновского сельского поселения.
Орловское АТП-2 ОАО «Агропромстройтранс», расположено в районе населенного пункта Коневка Платоновского сельского совета Орловского района Орловской области, отнесенного распоряжением Правительства РСФСР №-237-Р от 28.12.1991 и постановлениями Правительства РФ №-1582 от 18.12.1997, №-1074 от 08.10.2015 к территории радиоактивного загрязнения.
В силу ст. 11 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» зона проживания с льготно-экономическим статусом - часть территории РФ за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 кл/кв.км. Дополнительные критерии, по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются правительством РФ.
По результатам проведенного 31.05.1993 г. Центром санэпиднадзора Орловской области радиационно-дозиметрического обследования территории Орловского АТП №2, которая в соответствии с Законом РФ от 18.06.92г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, с плотностью выпадения радионуклидов цезия - 137 от 1-го до 5 Кюри на квадратный километр, в связи с чем, работники данного предприятия имеют право на компенсации и льготы, установленные указанным законом (л.д. 57-66).
Истец Крючков В.А., как работник Орловского автотранспортного предприятия № 2 ОАО «Агропромстройтранс» получал доплату за работу в зоне ЧАЭС, что подтверждается архивными справками о выплате заработной платы за 1984-1988 годы (л.д. 28-30).
Свидетель ФИО6 суду показала, что в период с 1987 работала вместе с Крючковым В.А. в филиале Орловское АТП-2 ОАО «Агропромстройтранс» в должности диспетчера. Пояснила, что фактически база предприятия располагалась в районе д. Коневка Орловского района Орловской области. Решением Заводского районного суда г.Орла от (дата обезличена) за ней признано право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Свидетель ФИО7 суду показал, что в период с 1984 года работал вместе с истцом в филиале Орловское АТП-2 ОАО «Агропромстройтранс», которое располагалось на землях Платоновского сельского поселения, на загрязненной территории, в связи с чем, работники предприятия получали компенсационные выплаты после 1986 года, т.е. после аварии на Чернобыльской АЭС.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленный Крючковым В.А. иск подлежит удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что в спорный период истец постоянно работал на предприятии ПО «Агропромстройтранс» Орловское АТП №2, в дальнейшем переименованном в Акционерное общество открытого типа «Агропромстройтранс» Орловское АТП №2, которое располагалось в районе населенного пункта д. Коневка Платоновского сельского совета Орловского района Орловской области, отнесенного распоряжением Правительства РСФСР № 237-Р от 28.12.1991г. к территориям радиоактивного загрязнения.
Несмотря на то, что юридический адрес предприятия неоднократно менялся (г. Орел, ул. Северный парк, 23, а позднее Орловская область, Орловский район, Платоновский сельский совет, ул. Завозная, 19), территориально указанное предприятие находилось в районе вышеуказанного населенного пункта.
Указанный вывод суда подтверждается письменными материалами дела и показаниями свидетелей ФИО6 и ФИО7, не верить которым у суда нет оснований, поскольку они в спорный период работали вместе с истцом в ПО «Агропромстройтранс» Орловское АТП №2, показания данных свидетелей согласуются с пояснениями истца, а также подтверждаются решением Заводского районного суда г.Орла Заводского райсуда г. Орла от (дата обезличена), вступившим в законную силу, которыми установлен факт постоянной работы ФИО6 в АООТ «Агропромстройтранс» Орловское АТП №2, расположенном на территории Платоновской сельской Администрации Орловского района Орловской области, прилегающей к населенному пункту д. Коневка Орловского района и относящейся на основании Постановления Правительства РФ №237-Р от 28 декабря 1991года к зонам с льготным социально- экономическим статусом, вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Доводы представителя ответчика о том, что данное предприятие имеет юридический адрес, не относилось к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, согласно утвержденных Правительством Перечней, несостоятельны.
Исходя из смысла указанных нормативных актов, следует, что утвержден Перечень населенных пунктов, находившихся и находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, но не определены непосредственно границы таковых. Граница же зоны радиоактивного загрязнения, в свою очередь, не может абсолютно совпадать с административной границей того или иного населенного пункта, включенного в Перечень.
Поскольку истец Крючков В.А. на день аварии на Чернобыльской АЭС постоянно работал на предприятии, расположенном в населенном пункте, находящемся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, он имеет право на назначение пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В силу ч. 1 с. 22 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку право Крючкова В.А. на досрочную пенсию возникло 11.01.2018, однако, истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии 25.12.2018, суд считает необходимым назначить истцу пенсию с 25.12.2018.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При обращении в суд с настоящим иском Крючковым В.А. оплачена государственная пошлина в размере 300 руб., которая подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Крючкова Валерия Александровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) о признании права на досрочное назначение пенсии - удовлетворить.
Признать за Крючковым Валерием Александровичем право на получение досрочной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом, вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 (один) год.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату пенсии Крючкову Валерию Александровичу с 25 декабря 2018 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) в пользу Крючкова Валерия Александровича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме – 08.04.2019.
Судья Е.В. Ендовицкая