Судья Цепляев О.В. |
№ 33-785/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 марта 2021 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тарасовой Р.П.,
судей Мишеневой М.А., Гудковой Г.В.
при ведении протокола помощником судьи Мариной Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6187/2020 по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 03 декабря 2020 года по иску Т.А.В. к государственному казенному учреждению Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия» об оспаривании действий, возложении обязанности произвести перерасчет пособия по безработице.
Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Т.А.В. обратился с иском к ГКУ «Центр занятости населения Республики Карелия» тем основаниям, что 30.06.2020, как отбывающий наказание в виде принудительных работ, был освобожден условно-досрочно; с 16.07.2020 на основании поданного заявления истцу присвоен статус безработного, назначено пособие по безработице в размере, определенном постановлением Правительства РФ от 27.03.2020 № 346 «О размерах минимальной и максимальной величины пособия по безработице на 2020 год», в размере минимальной величины – 5175 руб., с учетом районного коэффициента. Указанное решение мотивировано тем, что истец не предоставил сведения с последнего места работы о прекращении трудовой деятельности по уважительной причине после 01.03.2020. С указанным решением ответчика истец не согласен. Истец представил ответчику справку, выданную исправительным учреждением, о времени работы, учитываемой в общий стаж, в период отбывания наказания. Истец полагает, что пособие должно быть назначено в соответствии с п.1.1 постановления Правительства РФ от 27.03.2020 № 346 в размере 12130 руб., поскольку истец прекратил трудовую деятельность после 01.03.2020, не в связи с совершением каких-либо виновных действий. На основании изложенного истец просил признать действия ответчика незаконными, возложить на ответчика обязанность назначить пособие по безработице в размере 12130 руб., с учетом районного коэффициента, произвести перерасчет назначенного пособия.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление, удовлетворить заявленные требования. В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, указывает на следующие обстоятельства. Вывод суда о том, что в период отбывания наказания истец не состоял в трудовых отношениях, основанных на соглашении между работником и работодателем, не распоряжался свободно своим правом на труд, поскольку отбывал наказание, назначенное по приговору суда, является неверным. Применение иных правил при приеме на работу и увольнения с работы осужденного к принудительным работам не исключает само по себе применение общих положений трудового законодательства, в том числе правил об обязательном заключении трудового договора с работником, отбывающим наказание с учетом его правового положения. Если трудовые отношения осужденного к лишению свободы в силу ст.103 УИК РФ возникают между администрацией исправительного учреждения и могут носить специфический характер, то трудовые отношения осужденного к принудительным работам возникают в силу ч.1 ст.60.7, 60.9 УИК РФ со сторонними организациями, которые могут привлекать работников только на основании трудового договора и только в соответствии с требованиями трудового законодательства. Таким образом, несмотря на ненадлежащее оформление трудового договора между работодателем ООО (...) и истцом, он был допущен к исполнению трудовых обязанностей по поручению работодателя, но без заключения трудового договора, трудовые отношения являются возникшими в силу закона. Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или уполномоченного на это представителя. На ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия в силу закона возложена обязанность по трудоустройству осужденных. Таким образом, не соответствует действительности утверждение ответчика о том, что истец не вступал в трудовые отношения с работодателем, в связи с чем, с ним не оформлялся трудовой договор. Обращает внимание, что согласно п.2.1 Инструкции «О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж», утвержденной Министерством социальной защиты, документом, подтверждающим время работы осужденного в местах лишения свободы (в данном случае принудительных работ) является трудовая книжка, а при ее отсутствии справка, выдаваемая администрацией исправительно-трудового учреждения. При этом осужденный к принудительным работам осуществляет трудовую функцию в соответствии с трудовым законодательством с некоторыми изъятиями.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Неёлова А.В., действующая на основании доверенности, по доводам апелляционной жалобы истца возражала.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав пояснения представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее Закон № 1032-1).
Безработными в силу ст.3 указанного Закона признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Одной из основных гарантий социальной поддержки безработных является выплата пособия по безработице (п.1 ст.28 Закона № 1032-1).
Порядок определения размеров пособия по безработице установлен статьей 30 Закона № 1032-1.
Исходя из содержания данной статьи пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель (п.1).
Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом (п.2).
Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством РФ.
Согласно п.1 постановления Правительства РФ от 27.03.2020 № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» минимальная величина пособия по безработице составила 1500 руб. При этом минимальная величина пособия по безработице в мае - августе установлена в размере 4500 руб.; максимальная величина пособия по безработице составила 12130 руб., за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1(1) настоящего постановления.
Гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными начиная с 01.03.2020, за исключением граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, пособие по безработице в апреле - августе 2020 г. устанавливается в размере 12130 руб. (п.1.1).
Судом установлено, что приговором Петрозаводского городского суда Республики Карелия от (...), с учетом апелляционного определения Верховного Суда Республики Карелия от (...), Т.А.В. признан виновным в совершении преступления, ему назначено наказание по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний в виде (...) лет лишения свободы со штрафом в исправительной колонии общего режима.
Постановлением Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от (...) Т.А.В. неотбытая часть наказания заменена принудительными работами в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы на срок (...) с удержанием из его заработной платы 10% в доход государства с перечислением на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы.
Постановлением Сегежского городского суда Республики Карелия от (...) Т.А.В. освобожден условно-досрочно от дальнейшего отбывания наказания.
В период с 08.04.2020 по 15.05.2020, с 20.05.2020 по 29.06.2020 Т.А.В. был привлечен к оплачиваемому труду (п.1 ст.60.7, п.п.1, 2 ст.60.8 УИК) в качестве дворника. Трудовой стаж в ФКУ ИК-7 составил 02 месяца 16 дней (справка ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия от (...) № (...)).
Т.А.В. (...) обратился к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Приказом ГКУ «Центр занятости населения Республики Карелия» от (...) № (...) Т.А.В. признан безработным.
Приказом ГКУ «Центр занятости населения Республики Карелия» от (...) № (...) Т.А.В.. назначено пособие по безработице в соответствии со статьями 30, 31, 33, 34, 34.1, 34.2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» с 16.07.2020. Установлен период выплаты пособия по безработице 3 месяца с 16.07.2020 по 15.10.2020. Установлены размеры и сроки выплаты пособия по безработице: в размере 5175 руб. с 16.07.2020 по 31.08.2020, в размере 1725 руб. с 01.09.2020 по 15.10.2020.
В ответе на обращение истца ГКУ «Центр занятости населения Республики Карелия» от (...) указало на отсутствие оснований для назначения Т.А.В. пособия по безработице в размере его максимальной величины, ссылаясь на то обстоятельство, что истец относится к категории граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, в связи с чем пособие по безработице назначено в размере минимальной величины.
Разрешая по существу заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, принимая во внимание обстоятельства по настоящему делу, пришел к выводу, что решение ответчика о назначении размера пособия является верным, оснований для назначения пособия истцу в размере 12130 руб., как гражданину, уволенному и признанному безработными с 01.03.2020, у ответчика не имелось.
При этом суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что истец в период отбывания наказания не состоял в трудовых отношениях, основанных на соглашении между работником и работодателем, не распоряжался свободно своим правом на труд; истец привлекался к оплачиваемому труду, как осужденный к наказанию в виде принудительных работ, которое применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, и был отстранен от оплачиваемого труда, как осужденный, освобожденный условно-досрочно от данного вида наказания.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они соответствует установленным обстоятельствам и требованиям закона, которые в решении суда приведены, применены и истолкованы судом верно исходя из предмета требований и оснований иска.
Согласно ст.15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
В силу ч.1 ст.16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст.43 Уголовного кодекса РФ наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
Как следует из п.з.1 ст.44 Уголовного кодекса РФ принудительные работы являются видом наказания.
В соответствии с ч.1 ст. 60.7 Уголовно-исполнительного кодекса РФ каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров.
Согласно ч.1 ст.60.8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков.
Как следует из части 3 данной статьи осужденный к принудительным работам не вправе отказаться от предложенной ему работы.
Согласно данной норме осужденный к наказанию в виде принудительных работ не может самостоятельно распоряжаться своим правом на труд и отказаться от предложенной ему работы.
На основании ст.21 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» привлечение данной категории граждан к труду осуществляется на основании договоров, заключенных между руководством учреждений, исполняющих наказания, и руководством организаций.
Исходя из этого, с работниками, которым назначены принудительные работы, трудовой договор не заключается в связи с тем, что данная категория работников привлекается к труду на основании уголовно-исполнительного законодательства и вступившего в законную силу постановления суда, что не накладывает обязательств для заключения трудового договора между ними и работодателем.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание требования закона и установленные судом обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, сводятся к повторению правовой позиции стороны, изложенной в суде первой инстанции.
Доводы жалобы направлены на иное толкование закона, на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены применительно к положениям ст.330 ГПК РФ по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 03 декабря 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи