Решение по делу № 33а-4690/2019 от 22.11.2019

Судья Картавых М.Н.

№ 33а-4690/2019 (10RS0011-01-2019-008283-73)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19.12.2019

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судей Сильченко Р.П., Щепалова С.В.

при секретаре Сафоновой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 30.09.2019 по административному делу № 2а-6735/2019 по административному исковому заявлению Конжезерова С. Б. об оспаривании решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный истец, являясь инвалидом II группы, а также нуждающимся в улучшении жилищных условий, обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка, расположенного в кадастровом квартале (...), площадью (...) кв.м. Решением, оформленным письмом от (...) (...), Конжезерову С.Б. отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны «Оу. Зона Университетского городска», не предусматривающей размещение объектов индивидуального жилищного строительства. Полагая, что решение административного ответчика препятствует осуществлению права на индивидуальное жилищное строительство, административный истец просил суд признать отказ незаконным и обязать административного ответчика принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка.

Решением суда административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на противоречия правил землепользования и застройки, не предусматривающих в кадастровом квартале 10:20:0031402 размещение объектов индивидуального жилищного строительства, генеральному плану, согласно которому испрашиваемый земельный участок расположен в функциональной зоне индивидуальной, блокированной и коттеджной застройки.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Ульянова А.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, представители Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия Трофимов Г.Е. и администрации Петрозаводского городского округа Хмелевская М.В. против доводов апелляционной жалобы возражали.

Иные лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», постановления Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия» функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 ЗК РФ.

Как следует из положений статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Правовое основание приобретения гражданами земельных участков в первоочередном или внеочередном порядке предусмотрено подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Согласно указанному подпункту земельные участки инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляются в аренду без проведения торгов.

Из материалов дела следует, что (...) административный истец, являющийся инвалидом II группы, а также нуждающимся в улучшении жилищных условий, обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка, расположенного в кадастровом квартале (...), площадью (...) кв.м согласно прилагаемой схеме.

(...) Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия письмом (...) отказало административному истцу в предоставлении земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок частично находится в границах территориальной зоны «ОУ. Зона Университетского городка», в которой Правилами землепользования и застройки г. Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденными решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771 (далее также – Правила землепользования и застройки), не предусмотрен вид разрешенного использования земельных участков – «индивидуальное жилищное строительство».

(...) Конжезеров С.Б. обратился с настоящим административным иском в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что градостроительным регламентом для территориальной зоны «ОУ.Зона Университетского городка» размещение объектов индивидуального жилищного строительства не предусмотрено.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).

Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Пункт 3.2.3. Территориальные (функциональные) зоны Генерального плана г.Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденного решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 №XXVI/XX-361 (далее также – Генеральный план), устанавливает, что Генеральным планом определяются основные положения территориальных зон функционального использования территории с общими регламентами по технико-экономическим показателям застройки в рамках требований, необходимых для расчета социальной, транспортной и инженерной инфраструктур. Детальные функциональные и градостроительные (архитектурно-строительные) регламенты застройки территорий разрабатываются в отдельном проекте – Правилах землепользования и застройки.

Севернее долины р. Неглинка на базе Петрозаводского университета предлагается выделить специальную территорию для создания инновационного центра. Инновационный центр включает в себя научно-производственные, выставочные, рекреационные, спортивные зоны, развлекательные комплексы и др. (пункт 3.2.3.2. Жилые зоны).

Крупнейшим и наиболее значимым для республики явится многопрофильный инновационный центр Петрозаводского университета, западнее Древлянки. На территории инновационного центра будут размещаться учебная зона, зона научно-исследовательских подразделений университета и профильных фирм, гостиницы, общежития и жилые комплексы сотрудников и студентов университета, специалистов научно-исследовательского комплекса (пункт 3.2.3.3. Городской центр, иные зоны размещения объектов общественного назначения).

Как следует из выкопировки схемы планируемых границ функциональных зон Генерального плана г. Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа испрашиваемый земельный участок расположен в Общественно- деловой зоне инновационного центра.

Статья 35 ГрК РФ предусматривает, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (часть 1).

В состав общественно-деловых зон могут включаться: зоны делового, общественного и коммерческого назначения; зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; общественно-деловые зоны иных видов (часть 4).

Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан (часть 5).

В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, жилые дома блокированной застройки, многоквартирные дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи (часть 6).

Согласно статье 44 Правил землепользования и застройки в территориальной зоне «ОУ.Зона Университетского городка» среди основных, условно-разрешенных и вспомогательных видов использования размещение объектов индивидуального жилищного строительства не предусмотрено.

По мнению судебной коллегии, поскольку статья 44 Правил землепользования и застройки не была в установленном порядке признана недействующей, а согласно части 6 статьи 35 ГрК РФ включение в перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, объектов индивидуального жилищного строительства является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления, а также учитывая положения пунктов 3.2.3.2 и 3.2.3.3 Генерального плана, не предусматривающих размещение в инновационной зоне объектов индивидуального жилищного строительства, постольку отказ административного ответчика в предварительном согласовании предоставления земельного участка соответствует закону и прав административного истца не нарушает.

Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию административного истца, явившуюся предметом рассмотрения судом первой инстанции и получившую надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от (...) по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33а-4690/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Конжезеров Сергей Борисович
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Другие
Администрация Петрозаводского городского округа
Ульянова Анастасия Валерьевна
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Данилов Олег Игоревич
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
25.11.2019Передача дела судье
25.11.2019Судебное заседание
17.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2020Передано в экспедицию
19.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее