РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка в Кемеровской области в составе председательствующего судьи Даниловой О. Н.,
при секретаре Гаджиевой Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
17 марта 2020 года
дело по административному исковому заявлению Заборовской Елены Анатольевны к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное), государственному учреждению – Центру по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Кемеровской области об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Заборовская Е. А. обратилась в суд с административным иском к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области об оспаривании действий.
Просит признать незаконными действия по обращению взыскания в январе 2020 года на доходы должника-пенсионера в размере 6 940,37 руб. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) вернуть денежные средства, незаконно удержанные в январе 2020 года с пенсии 6 940,37 руб., исполнительное производство по судебному приказу прекратить.
Требования мотивированы тем, что 24.12.2018 по заявлению ООО «Инком-С» о взыскании задолженности за жилищные услуги в размере 38040,26 руб. с должника Заборовской Е. А. мировым судьей судебного участка №2 Центрального судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области вынесен судебный приказ №2-4371/2018. Согласно судебному приказу, с 01.11.2019 УПФР в г. Новокузнецке ежемесячно удерживает 50 % от пенсии должника. Письмом от 20.01.2020 административный ответчик уведомлен, что судебный приказ от 24.12.2018 №4371/2018 отменен. Однако, 24.01.2020 УПФР в г. Новокузнецке незаконно удержало с пенсии Заборовской Е. А. 6940,37 руб.
В процессе рассмотрения дела административный истец уточнил административные исковые требования, просит признать незаконным обращение на доходы должника-пенсионера в январе и феврале 2020 года в размере 13 880,74 руб. Обязать УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) вернуть Заборовской Е. А. в течение 5 дней с момента вступления решения в законную силу незаконно удержанные в январе и феврале месяце 2020 года денежные средства с пенсии в размере 13 880,74 руб. Исполнительное производство по судебному приказу от 24.12.2018 №2-4371/2018 – прекратить.
В процессе рассмотрения к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Центр ПФР по выплате пенсий в Кемеровской области.
Административный истец Заборовская Е. А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя.
Представитель административного истца Заборовский Р. В., действующий на основании доверенности, представивший диплом о наличии высшего юридического образования, на административных исковых требованиях наставил, дал пояснения аналогичные пояснениям, изложенным в иске.
Административный ответчик Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области в лице представителя Тумановой В. С., действующей на основании доверенности, представившей диплом о высшем юридическом образовании, возражал относительно заявленных требований, пояснив, что Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку с 01.10.2019 вопросы начисления, выплаты пенсии входят в компетенцию Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Кемеровской области. Таким образом, надлежащим ответчиком является Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Кемеровской области. Также просит учесть, что после поступления в адрес Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области письма Заборовской Е. А., указанное письмо было передано в ГУ Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Кемеровской области, в связи с чем в настоящее время продолжаются удержания с административного истца, пояснить не может.
Административный ответчик Государственное учреждение – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Кемеровской области в судебное заседание не явился, направил возражения на административное исковое заявление, из которых следует, что представленное в Центр ПФР по выплате пенсий в Кемеровской области определение об отмене судебного приказа от 27.12.2019 было возвращено заявителю 30.01.2020, поскольку на данном определении отсутствовала гербовая печать мирового судьи, а также отметка о вступлении в законную силу. Как следует из отчета об отслеживании почтового отправления №65403842039257, Заборовская Е. А. получила данное отправление, однако недостатки не устранила и повторно в Пенсионный фонд не обращалась.
Заинтересованное лицо ООО «Инком-С» в судебное заседание не явилось, о дате и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
В силу ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
К организациям, наделенным отдельными государственными или иными публичными полномочиями, относятся государственные внебюджетные фонды, Пенсионный фонд РФ, который является государственным учреждением, выполняющим отдельные публично-правовые функции, иные государственные органы и организации, созданные для выполнения государственных и иных публичных функций.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявлением может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что 24 декабря 2018 года мировым судьей судебного участка №2 Центрального судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области вынесен судебный приказ по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Инком-С» о взыскании задолженности за жилищные услуги с Заборовской Е. А. в размере 38040 руб. 26 коп.
Представитель ООО «Инком-С», действующий на основании доверенности обратился в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Новокузнецке Кемеровской области с заявлением о принятии судебного приказа №2-4341/2018 от 24.12.2018 с приложением судебного приказа, реквизитов банковского счета, документов, подтверждающих полномочия.
С ноября 2019 года по февраль 2020 года во исполнение требований исполнительного документа Центром ПФР по выплате пенсий в Кемеровской области произведено удержание из пенсии Заборовской Е. А. в пользу ООО «Инком-С» - 38 710, 86 руб.
Оценивая доводы административного истца о незаконности действий ответчиков, суд приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 7, 8 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. Указанные в ч. 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в ст. 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный приказ относится к одному из видов исполнительных документов.
Статьей 29 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрена возможность удержания из страховой пенсии на основании исполнительных документов. Удержано может быть не более 50%, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70% страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В соответствии с ч. 3 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.
Так, согласно материалам дела, 16 декабря 2019 г. Заборовская Е. А. обратилась к мировому судье судебного участка №2 Центрального судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области с возражениями относительно исполнения судебного.
27 декабря 2019 г. судебный приказ №2-4371/2018 от 24.12.2018 о взыскании с Заборовской Е. А. в пользу ООО «Инком-С» задолженности за жилищные услуги в размере 38 040, 26 руб. за период с июня 2015 г. по ноябрь 2018 г., судебных расходов в виде уплаченной госпошлины в размере 670, 60 руб., отменен.
20 января 2020 г. Заборовская Е. А. обратилась в Управление Пенсионного фонда в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о прекращении исполнительного производства.
Постановлением Правления ПФ РФ от 14.03.2019 N 114п утверждено Положение о Государственном учреждении - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Кемеровской области.
В соответствии с данным Положением, Центр осуществляет свою деятельность на территории Кемеровской области во взаимодействии с органами государственной власти Кемеровской области, органами местного самоуправления, территориальными органами ПФР, подведомственными Отделению, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, физическими лицами по вопросам реализации полномочий ПФР, установленных законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции.
Центр является юридическим лицом
В соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в порядке и в пределах, установленных актами ПФР, приказами Отделения, Центр осуществляет следующие функции: - прием, проверку, обработку и учет принятых территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, подведомственными Отделению, решений, документов и сформированных электронных выплатных дел получателей пенсий; удержание из пенсий, пособий и иных социальных выплат излишне выплаченных сумм на основании соответствующих документов, их учет; формирование и представление в Отделение первичных учетных документов по начислениям, удержаниям и доставке сумм пенсий, пособий и иных социальных выплат для ведения бюджетного учета по расходам.
Как следует из реестра №17-1189 от 24.01.2020 о передаче документов из КС в Центральном районе УПФР г. Новокузнецка Кемеровской области (межрайонное) в Центр ПФР по выплате пенсий в Кемеровской области передано заявление Заборовской Е. А. о прекращении исполнительного производства.
Указанное определение поступило в Центр ПФР по выплате пенсий в Кемеровской области 30 января 2020 года.
30 января 2020 года Центром ПФР по выплате пенсий в Кемеровской области определение об отмене судебного приказа от 27.12.2019 возвращено без исполнения. При этом в сопроводительном письме о возврате указано, что возвращен исполнительный документ, не заверенный должным образом, при отсутствии доверенности представителя.
24 января 2020 года на счет должника Заборовской Е. А. поступили денежные средства за вычетом 50%, удержанных в пользу ООО «Инком-С» на основании судебного приказа №2-4371/2018 от 24.12.2018.
В соответствии с п. 4. ч. 4 и п. 2 ч. 4.1 ст. 98 Федерального закона от 02 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, заканчивают исполнение исполнительного документа по постановлению судебного пристава-исполнителя о прекращении (об окончании, отмене) исполнения.
Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, не позднее дня, следующего за днем наступления оснований, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, возвращают судебному приставу-исполнителю поступившую от него копию исполнительного документа с отметкой, указывающей основание окончания его исполнения, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение.
Согласно Правилам выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 885н, выплата пенсии, включая организацию доставки – ежемесячное начисление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации причитающихся пенсионеру сумм пенсии, оформление документов, отражающих начисленную сумму пенсии, перечисление начисленных к доставке сумм пенсии на счет организации, осуществляющей доставку пенсии; доставка пенсии – передача начисленной суммы пенсии пенсионеру (его законному представителю) путем зачисления сумм пенсии на счет пенсионера (его законного представителя в установленных законодательством Российской Федерации случаях) в кредитной организации либо путем вручения сумм пенсии на дому или в кассе организации почтовой связи или иной организации, занимающейся доставкой пенсии.
Пунктами 10-11 указанных Правил предусмотрено, что выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц. Выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения пенсионного выплатного дела.
Пунктом 21 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, удержания из установленной пенсии производятся на основании документов, определенных ст. 29 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии со ст. 29 Федерального закона «О страховых пенсиях» удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании исполнительных документов.
Как следует из пояснений представителя административного истца, не оспаривалось ответчиками, удержание из пенсии Заборовской Е. А. на основании судебного приказа произошло 24.01.2020 г.
Заявление Заборовской Е. А. с приложением копии определения об отмене судебного приказа поступило в Центр ПФР по выплате пенсий в Кемеровской области 28.01.2020.
Таким образом, каких-либо законных оснований с учетом вышеизложенных обстоятельств у Центра ПФР по выплате пенсий в Кемеровской области не исполнять судебный приказ №2-4371/2018 от 24.12.2018 до 30 января 2020 года не имелось, в связи с чем суд не усматривает оснований для признания незаконными действий ответчика об удержании в январе 2020 г. суммы пенсии.
В данном случае административным ответчиком не допущено нарушений требований закона. Между тем, у Заборовской Е. А. есть право выбрать иной способ защиты, в том числе обратиться с заявлением о повороте исполнения судебного решения в соответствии с требованиями гражданско-процессуального законодательства.
Вместе с тем, как следует из уточненных административных исковых требований, 24 февраля 2020 года на счет должника поступили денежные средства за вычетом 50%, удержанных в пользу ООО «Инком-С» на основании судебного приказа №2-4371/2018 от 24.12.2018, в то время как судебный приказ №2-4371/2018 от 24.12.2018 отменен.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Учитывая, что в силу ст. 9 ФЗ «Об исполнительном производстве» ГУ Центр ПФР по выплате пенсий в Кемеровской области является органом исполнения судебных актов, положения Федерального закона «Об исполнительном производстве» также распространяются на ответчика при исполнении, в том числе, и судебных приказов.
Поскольку судебный приказ был отменен определением мирового судьи от 27.12.2019, об отмене приказа ответчик был уведомлен 28.01.2020, соответственно, в феврале 2020 года у ГУ Центр ПФР по выплате пенсий в Кемеровской области отсутствовали основания исполнять судебный приказ №2-4371/2018 от 24.12.2018 о взыскании с Заборовской Е. А. в пользу ООО «Инком-С» задолженности за жилищные услуги.
Доводы административного ответчика о том, что представленное Заборовской Е. А. определение об отмене судебного приказа не было заверено надлежащим образом, в связи с чем было возвращено заявителю, не могут быть приняты в качестве оснований законности действий ответчика. Так, из сопроводительного письма от 30.01.2020 следует, что в адрес Заборовской Е. А. было направлено определение, так как исполнительный лист не заверен должным образом, отсутствует доверенность представителя. При этом заявление было подано лично Заборовской Е. А., исполнительный документ ею не направлялся, было направлено определение об отмене судебного приказа, подписанное мировым судьей и заверенное печатью. Кроме того, несостоятельна также ссылка ответчика об отсутствии отметки о вступлении определения в законную силу, поскольку в соответствии со ст. 129 ГПК РФ определение об отмене судебного приказа не обжалуется.
Таким образом, ГУ-Центр ПФР по выплате пенсий в Кемеровской области нарушены требования ФЗ «Об исполнительном производстве» по удержанию денежных средств в размере 50 % от пенсии должника, что повлекло за собой нарушение прав административного истца, в связи с чем действия ГУ - Центра ПФР по выплате пенсий в Кемеровской области являются незаконными.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий должностных лиц незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: 1) несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту 2) нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
Учитывая все вышеизложенные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования административного истца в части признания незаконным удержания с пенсии должника денежных средств в феврале 2020 года подлежат удовлетворению.
Должностным лицам ГУ - Центр ПФР по выплате пенсий в Кемеровской области следует устранить допущенные нарушения путем возврата Заборовской Е. А. денежных средств в размере 6940 руб. 37 коп.
Вопрос о прекращении исполнительного производства в силу ч. 2 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве» подлежит рассмотрению органом, на исполнении которого находится судебный акт, в связи с чем требование о прекращении исполнительного производства удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия Государственного учреждения – Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФР в Кемеровской области по удержанию с Заборовской Елены Анатольевны денежных средств в феврале 2020 года в сумме 6940 руб. 37 коп.
Обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение путем возврата незаконно удержанных денежных средств.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 27 марта 2020 года.
Председательствующий: О. Н. Данилова