Судья В.В.Шевченко Дело №33-3918/2013 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИв составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Архаровой Л.В.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.
рассмотрела в судебном заседании 25 июля 2013 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Каллаура В.Г.
на решение Интинского городского суда Республики Коми от 20 мая 2013 г., которым
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми обязано включить Каллаур В.Г. в стаж на соответствующих видах работ для определения расчетного размера пенсии период прохождения службы в рядах Советской Армии с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, в том числе период прохождения службы на территории Демократической Республики Афганистан с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> из расчета 1 день службы за 1 день работы; произвести перерасчет трудовой пенсии Каллаур В.Г. с <Дата обезличена> с учетом включения указанных периодов в стаж на соответствующих видах работ.
Отказано Каллаур В.Г. в иске к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми о включении в стаж на соответствующих видах работ для определения расчетного размера пенсии периода обучения в ... техникуме с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (за исключением уже включенных ГУ-УПФ РФ в г.Инте периодов) и об исчислении периода службы на территории Демократической Республики Афганистан с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в трехкратном размере для определения расчетного размера пенсии.
Взыскана с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми государственную пошлину в доход местного бюджета в размере ... руб.
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Каллаур предъявил в суде иск к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми о возложении обязанности зачесть в стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных п.п.1 п.1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ периода обучения в ... техникуме с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, периода службы в рядах Советской Армии с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> с исчислением времени службы на территории Демократической Республики Афганистан в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в трехкратном размере. Также просит обязать произвести перерасчет пенсии с учетом включения указанных периодов в стаж с <Дата обезличена>, взыскать недополученную пенсию с индексацией на день рассмотрения дела в суде.
Определением Интинского городского суда исковые требования истца о взыскании недополученных сумм пенсии с индексацией выделены в отдельное производство.
Ответчик исковые требования не признал.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец выражает несогласие с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что истцу с <Дата обезличена> назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.1 п.1 ст.27 и ст.28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно трудовой книжки истца, копии военного билета, копии диплома видно, что истец в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> обучался в ... техникуме, в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> проходил службу в рядах Советской Армии по призыву, в том числе с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> проходил службу в в/ч <Номер обезличен> и имеет право на льготы, установленные Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 № 59-27 «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан и их семьям». До и после Службы в рядах Советской Армии истец работал ..., т.е. на работе, дающей право для назначения пенсии на льготных основаниях.
В период прохождения истцом службы в рядах Советской Армии применялись нормы закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» и Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590.
В соответствии с пунктом 109 указанного Положения кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывалась также:
к) служба в составе Вооруженных сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, КГБ при Совмине СССР, министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, МВД СССР, МВД союзных республик; служба в милиции.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте «к», приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Поскольку ранее действовавшим законодательством предусматривалось включение спорного периода (службы в армии) в специальный стаж, дающий право на льготное исчисление пенсии, суд первой инстанции правомерно признал обоснованными требования истца о включении периода прохождения службы в рядах Советской Армии в стаж истца на соответствующих видах работ для определения расчетного размера пенсии.
В соответствии с пп. «а» п.1. Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 7.01.1983 N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям" военнослужащим Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР, проходящим службу в составе ограниченного контингента советских войск, временно находящихся в Демократической Республике Афганистан, и их семьям в числе льгот предоставлено следующее: засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии - один месяц службы за три месяца службы на территории Демократической Республики Афганистан военнослужащим, прослужившим установленный срок службы в этой стране, а получившим ранения, контузии, увечья или заболевания - независимо от срока службы, и время непрерывного нахождения в связи с этим на излечении в лечебных учреждениях. Военнослужащим, уволенным с действительной военной службы либо откомандированным из Демократической Республики Афганистан за совершение проступков, дискредитирующих звание военнослужащего, указанную льготу не предоставлять.
Представленные истцом справка отдела по г.Инте Военного Комиссариата Республики Коми и соответствующее Свидетельство подтверждают наличие у истца данной льготы.
Однако суд первой инстанции признал, что основания для включения периода прохождения службы в специальный стаж из расчета один месяц службы за три месяца работы по делу отсутствуют.
Вывод суда соответствует требованиям закона.
Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно п. 4 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации. Пунктом 9 данной статьи предусмотрено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Вместе с тем данная норма не предусматривает льготного порядка исчисления периодов, включаемых в общий стаж и стаж на соответствующих видах работ.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» признана содержащаяся в п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» норма в той части, в какой она во взаимосвязи с п. 2 ст. 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 г. пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно выраженной в указанном Постановлении позиции Конституционного Суда Российской Федерации сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 г.. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». При этом Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Более того, согласно п. 8 ст. 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 г. до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.
Включение периода службы в армии в стаж в льготном размере необходимо истцу для увеличения стажевого коэффициента, применение которого предусмотрено ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при конвертации пенсионных прав на 1 января 2002 г.
Преобразование пенсионных прав для определения размера пенсии Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не регулировалось и впервые понятие конвертации введено законодателем после признания данного закона утратившим силу.
Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен подзаконным нормативным актом, вступившим в силу до введения законодателем нового правового регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при конвертации пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала.
Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один месяц военной службы за три месяца работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы для назначения пенсии. Право истца на досрочную трудовую пенсию в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при рассмотрении дела не оспаривалось и не являлось предметом судебного исследования.
Обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона. Оснований для отмены оспариваемого судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Интинского городского суда Республики Коми от 20 мая 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Каллаура В.Г. – без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи –