П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Бодайбо 26 февраля 2021 г.
Судья Бодайбинского городского суда Иркутской области Ермаков Э.С., рассмотрев материал № 5-45/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении:
Хлебодарова Сергея Николаевича, *** года рождения, уроженца **, гражданина РФ, фактически проживающего по адресу: Иркутская **, ранее привлекавшегося к административной ответственности,
у с т а н о в и л:
Хлебодаров Сергей Николаевич не выполнил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, при следующих обстоятельствах:
26 декабря 2020 года в 18 часов 47 минут Хлебодаров Сергей Николаевич, в период режима функционирования повышенной готовности на территории Иркутской области, введенного Указом Губернатора Иркутской области от 12 октября 2020 года № 279-уг (в редакции Указа Губернатора Иркутской области от 17 декабря 2020 года № 355-уг), находясь в торговом зале магазина «Сапфир», расположенном по адресу: Иркутская область, г. Бодайбо, ул. Карла Либкнехта, 39, не использовал средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски), чем нарушил норму части 1 «Правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Иркутской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (Порядок передвижения на территории Иркутской области лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки)».
Действия Хлебодарова С.Н. должностным лицом квалифицированы по части 2 статьи 20.6.1. КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность, в том числе за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
В судебное заседание Хлебодаров С.Н. не явился, о времени и месте слушания дела извещен посредством смс-извещения, согласие на которое дал при составлении протокола об административном правонарушении. Об уважительных причинах неявки Хлебодаров С.Н. суду не сообщил.
Кроме того, конверт с почтовой корреспонденцией, адресованный Хлебодарову С.Н. по месту его жительства, был возвращен в суд организацией почтовой связи ввиду истечения срока хранения. При этом действующий «Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений», утвержденный приказом ФГУП «Почта России» от 07 марта 2019 года № 98-п, соблюден: отправлению присвоен всероссийский почтовый идентификатор, имело место неудачная попытка вручения отправления, по истечении срока хранения корреспонденции она была возвращена отправителю с соответствующей отметкой, проставленной по установленной форме.
Согласно абзацу 3 пункта 24.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
В абзаце 2 пункта 6 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» направленные административным органом по месту регистрации адресата уведомления о составлении протокола об административном правонарушении и неполученные им в связи с фактическим временным отсутствием по этому адресу (отказ от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения), признаются надлежащим извещением о дате и месте составления протокола об административном правонарушении.
С учетом данных обстоятельств, суд находит Хлебодарова С.Н. надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела.
Дело не отнесено к категории, подлежащих рассмотрению при личном участии лица, привлекаемого к административной ответственности. В связи с этим, на основании пункта пункт 4 части 1 ст. 29.7 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
В подтверждение виновности Хлебодарова С.Н. в совершении административного правонарушения представлены следующие письменные доказательства:
протокол по делу об административном правонарушении от 26 декабря 2020 года АП *, согласно которому 26 декабря 2020 года в 18 часов 47 минут был установлен гражданин Хлебодаров Сергей Николаевич, который, располагал информацией, что согласно Указа Губернатора Иркутской области от 12 октября 2020 года № 279-уг с 18 марта 2020 года введен и действует режим функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, установлены Правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Иркутской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), согласно которым лицам, находящимся на территории Иркутской области, при посещении магазинов и других помещений организаций, деятельность которых не приостановлена, совершении поездок в общественном транспорте и такси, при нахождении на парковках, в подъездах многоквартирных жилых домов, лифтах следует использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания либо их аналоги (далее - медицинские или гигиенические маски и т.п.), если иное не установлено рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Согласно протоколу Хлебодаров Сергей Николаевич не выполнил предусмотренные приведенными законодательными актами правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Иркутской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а именно находился в торговом зале магазина «Сапфир», расположенном по адресу: г. Бодайбо, ул. Карла Либкнехта, 39, без средств индивидуальной защиты органов дыхания (медицинской или гигиенической маски).
Данный протокол, составлен в соответствии с требованиями закона, должностным лицом, указанным в «Перечне должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ», утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 975-р.
Процессуальная правильность протокола лицом, привлекаемым к административной ответственности, не оспаривалась. Процессуальные права, предусмотренные ст. 51 Конституции России, ст. 25.1 КоАП РФ, должностным лицом, составившим протокол, Хлебодарову С.Н. разъяснены, протокол вручен, о чем имеется его личная роспись. С содержанием протокола он ознакомлен.
На отдельном листе при составлении указанного протокола Хлебодаров С.Н. подтвердил обстоятельства совершенного правонарушения. Вину признал и в содеянном раскаялся.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Подпунктом «б» пункта 3, подпункты «в» и «г» пункта 4 «Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417, установлено, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в пунктах «а», «у», «ф» части 1 ст. 11 установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами, законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пунктом «а» ч. 2 ст. 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Правилами поведения при введении режима повышенной готовности на территории Иркутской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (Порядок передвижения на территории Иркутской области лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки), утвержденных указом Губернатора Иркутской области от 12 октября 2020 года № 279-уг (в редакции Указа Губернатора Иркутской области от 17 декабря 2020 года № 355-уг), предусмотрено, что лицам, находящимся на территории Иркутской области, при посещении магазинов и других помещений организаций, деятельность которых не приостановлена, совершении поездок в общественном транспорте и такси, при нахождении на парковках, в подъездах многоквартирных жилых домов, лифтах использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания в соответствии с Методическими рекомендациями «МР 3.1.0140-18. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Неспецифическая профилактика гриппа и других острых респираторных инфекций. Методические рекомендации» (утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 10 октября 2018) либо их аналоги (далее - медицинские или гигиенические маски и т.п.), если иное не установлено рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ч.1).
Частью 12 указанных Правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Иркутской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) установлено, что за нарушение настоящих Правил (Порядка) к находящимся на территории Иркутской области лицам (гражданам; должностным лицам; индивидуальным предпринимателям; юридическим лицам) применяются меры ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Частью 2 приведенной статьи предусмотрена ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - в виде наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, диспозицией ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Повторным совершением административного правонарушения считается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.
В силу ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Квалифицируя действия Хлебодарова С.Н. по ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не приводит в протоколе данных, свидетельствующих о привлечении Хлебодарова С.Н. ранее к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Из представленных в материалы дела сведений о привлечении Хлебодарова С.Н. к административной ответственности следует, что в отношении него 11 ноября 2020 года был составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Однако правовое решение по нему не принято.
По данным картотеки Бодайбинского городского суда, постановление по делу об административном правонарушении по соответствующему протоколу от 24 ноября 2020 года был принято судьей 03 февраля 2021 года, а постановление вступило в законную силу 26 февраля 2021 года.
Сведений о привлечении Хлебодарова С.Н. к административной ответственности за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности до этого времени, в административном материале не имеется.
Следовательно, на момент совершения правонарушения Хлебодаров С.Н. не мог считаться лицом, ранее привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, в рассматриваемом деле должностным лицом административного органа противоправные действия Хлебодарова С.Н. были квалифицированы по ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ неверно.
Действия Хлебодарова С.Н. подлежат квалификации по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, то есть как невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Такое изменение квалификация действий Хлебодарова С.Н. не ухудшает его положения и согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которой, если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
С учетом вышеизложенного, оценивая исследованные в судебном заседании доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, суд находит доказанным, что Хлебодаров Сергей Николаевич в период введенного в Иркутской области - территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), режима повышенной готовности, при нахождении в торговом зале магазина «Сапфир», расположенном по адресу: г. Бодайбо, ул. Карла Либкнехта, 39, не использовал средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски), т.е. допустил нарушение части 1 Правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Иркутской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (Порядок передвижения на территории Иркутской области лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки)».
Нарушая правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, Хлебодаров С.Н. действовал умышленно, поскольку знал о введенных в установленном законом порядке ограничениях на передвижение граждан по территории Иркутской области в условиях этого режима, предвидел наступление опасных последствий своих действий и желал их наступления.
При назначении наказания суд в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие наказание, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Смягчающим обстоятельством суд по правилам части 1 ст. 4.2. КоАП РФ принимает во внимание раскаяние Хлебодарова С.Н. в содеянном.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, суд признает: на основании пункта 2 части 1 ст. 4.3. КоАП РФ - повторное совершение Хлебодаровым С.Н. однородного правонарушения – административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6. настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения в соответствии с постановлением от 25 ноября 2020 года по ст. 20.21 КоАП РФ (вступило в законную силу 08 декабря 2020г.).
С учетом вышеизложенного, характера совершенного Хлебодаровым С.Н. административного правонарушения, объектом которого является здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, с учетом данных о личности виновного, его состояние здоровья после перенесенной травмы, наличие работы, отсутствие семьи, детей, наличие как смягчающего, так и отягчающего вину обстоятельства, суд полагает невозможным назначение ему наказания в виде предупреждения. Целям, предусмотренным ст. 3.1 КоАП РФ, будет отвечать наказание Хлебодарову С.Н. путем наложения на него административного штрафа в размере 1 500 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
1. Признать Хлебодарова Сергея Николаевича, *** года рождения, уроженца **, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей (Одной тысячи пятисот рублей).
2. Сумма административного штрафа подлежит внесению или перечислению в банк по следующим реквизитам: УИН 18*, УФК по Иркутской ** (МО МВД России «Бодайбинский» по Иркутской **), ИНН 3808171041, КПП 380801001, ОКТМО 25602000, р/с 40*, Отделение Иркутск **, БИК 042520001, КБК 188 116 012 010 1060 1140, назначение: штрафы за административное правонарушение.
3. Разъяснить, что: административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.
Квитанцию об уплате административного штрафа до истечения указанного срока следует представить судье, вынесшему постановление.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении указанного срока судья направляет постановление судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа, а лицо, не уплатившее штраф, подлежит привлечению к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
4. Постановление может быть обжаловано лицами, указанными в ст. ст. 25.1. – 2.5. КоАП РФ в Иркутский областной суд через Бодайбинский городской суд в течение 10-ти суток со дня получения его копии.
Судья: Э.С. Ермаков