31MS0047-01-2022-002375-63
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 16-6146/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Саратов 28 октября 2024 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Козлов А.М., рассмотрев жалобу Вивтюка А.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 Корочанского района Белгородской области от 27 апреля 2023 года (дата изготовления постановления в полном объеме), решение судьи Корочанского районного суда Белгородской области от 23 мая 2024 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «СК «ИнвестПромЭлит» Вивтюка А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Корочанского района Белгородской области от 27 апреля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Корочанского районного суда Белгородской области от 05 июня 2023 года, директор общества с ограниченной ответственностью «СК «ИнвестПромЭлит» (далее - ООО «СК «ИнвестПромЭлит») Вивтюк А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 1 600 000 рублей.
Постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22 февраля 2024 года решение судьи Корочанского районного суда Белгородской области от 05 июня 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Корочанский районный суд Белгородской области.
При новом рассмотрении решением судьи Корочанского районного суда Белгородской области от 23 мая 2024 года постановление мирового судьи судебного участка № 1 Корочанского района Белгородской области от 27 апреля 2023 года в отношении должностного лица Вивтюка А.В. оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационной суд общей юрисдикции, Вивтюк А.В. просит об отмене постановления мирового судьи судебного участка № 1 Корочанского района Белгородской области от 27 апреля 2023 года и решения судьи Корочанского районного суда Белгородской области от 23 мая 2024 года и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Прокуратура Корочанского района Белгородской области, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражения на нее не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Вивтюка А.В. к административной ответственности) действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, 21 декабря 2021 года между <данные изъяты>, являющегося государственным заказчиком от имени и в интересах субъекта Российской Федерации - <адрес>, и ООО «СК «ИнвестПромЭлит» (подрядчиком) в лице директора Вивтюка А.В. заключен государственный контракт № (далее - государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ) на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, для предоставления гражданам, переселяемым из аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории Корочанского района Белгородской области.
Цена контракта – 28 162 122,70 рублей, срок исполнения обязательств по контракту – 15 октября 2022 года (том 1 л.д. 7 - 78).
По поручению прокуратуры Белгородской области прокурор Корочанского района Белгородской области 24 октября 2022 года поручил провести в период с 24 октября 2022 года по 22 ноября 2022 года проверку соблюдения сроков строительства социального жилья в отношении ООО «СК «ИнвестПромЭлит» (л.д. 123), в ходе которой установлено, что обязательства по государственному контракту от 21 декабря 2021 года к установленному сроку – 15 октября 2022 года не исполнены (т. 1 л.д. 1 – 5).
19 октября 2022 года в адрес <данные изъяты> от ООО «СК «ИнвестПромЭлит» поступило предложение об изменении существенных условий государственного контракта от 21 декабря 2021 года в части увеличения срока исполнения обязательств по нему (т. 1 л.д. 120 - 121).
При этом дополнительным соглашением от 29 декабря 2022 года № 3 на основании письма поставщика от 19 октября 2022 года № 1369, распоряжения Правительства Белгородской области от 26 декабря 2022 года № 1014-рп, в государственный контракт от 21 декабря 2021 года внесены существенные изменения в его условия в части изменения срока окончания работ, указанный срок установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения 26 октября 2022 года прокурором Корочанского района Белгородской области в отношении директора ООО «СК «ИнвестПромЭлит» Вивтюка А.В. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения названного лица к административной ответственности по названной норме обжалуемым постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Корочанского района Белгородской области от 27 апреля 2023 года.
Признавая директора ООО «СК «ИнвестПромЭлит» Вивтюка А.В. виновным в совершении вмененного противоправного деяния, мировой судья исходил из того, что он не обеспечил выполнение работ, предусмотренных государственным контрактом от 21 декабря 2021 года, в установленный этим контрактом срок - 15 октября 2022 года, не предоставил жилые помещения в указанном районе для переселения граждан, что повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, выразившегося в нарушение сроков по переселению из аварийного жилья граждан, нарушением нормальной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления по своевременной реализации адресной программы Белгородской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах, утвержденных постановлением Правительства Белгородской области от 18 марта 2019 года № 114-пп.
С данными выводами мирового судьи согласился судья районного суда при рассмотрении жалобы Вивтюка А.В. на постановление о назначении административного наказания.
Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные акты нельзя признать законными и обоснованными.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административная ответственность по части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства.
Исходя из смысла статей 432, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации, условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.
К отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд (статья 768 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 08 марта 2022 года № 46-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий, как правило, не допускается.
Вместе с тем, в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, введенной Федеральным законом от 08 марта 2022 года № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 01 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
Пунктом 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 08 марта 2022 года № 46-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие установление порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
В соответствии с данной нормой постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 года № 680 установлены порядок и случаи изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Так, положениями абзаца «а» пункта 1 постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 года № 680 определено, что при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 году допускаются изменения таких существенных условий контракта как изменение (продление) срока исполнения контракта, в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию, включая контракт, срок исполнения которого в соответствии с положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ранее изменялся.
Аналогичная возможность изменения сторонами государственного контракта, контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд Белгородской области, заключенных до 01 января 2024 года, существенных его условий, в числе которых цена контракта и сроки выполнения работы, оказания услуг, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения указанного государственного контракта, закреплена постановлением Правительства Белгородской области от 21 марта 2022 года № 154-пп «Об изменении в 2022 - 2024 годах существенных условий контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключенных для обеспечения государственных нужд Белгородской области», которым также утвержден Порядок изменения существенных условий перечисленных контрактов.
Исходя из распоряжения Правительства Белгородской области от 26 декабря 2022 года № 1014-рп, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области вправе изменить по соглашению сторон существенные условия контрактов на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, для предоставления гражданам, переселяемым из аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории Белгородской области, согласно приложению к настоящему распоряжению, предусмотрев, что исполнение обязательств поставщика осуществляется в срок до 01 октября 2023 года, срок действия контрактов - до 01 ноября 2023 года.
На основании указанного распоряжения Правительства Белгородской области от 26 декабря 2022 года № 1014-рп срок исполнения обязательств поставщика по государственному контракту от 21 декабря 2021 года был продлен до 01 октября 2023 года
Из содержания постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 26 октября 2022 года следует, что директору ООО «СК «ИнвестПромЭлит» Вивтюку А.В. было вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в неисполнении обязательств по государственному контракту от 21 декабря 2021 года в срок до 15 октября 2022 года.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Дело об административном правонарушении рассматривается в пределах объема административного правонарушения, вмененного в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении.
Учитывая, что срок исполнения обязательств по государственному контракту от 21 декабря 2021 года продлен до 01 октября 2023 года, то директор ООО «СК «ИнвестПромЭлит» Вивтюк А.В. неправомерно привлечен к административной ответственности за совершение вышеуказанного административного правонарушения (за неисполнение обязательств по государственному контракту от 21 декабря 2021 года в срок до 15 октября 2022 года), поскольку в его действиях отсутствует состав вмененного ему в вину административного правонарушения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 1 Корочанского района Белгородской области от 27 апреля 2023 года и решение судьи Корочанского районного суда Белгородской области от 23 мая 2024 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «СК «ИнвестПромЭлит» Вивтюка А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием в деянии указанного лица состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 Корочанского района Белгородской области от 27 апреля 2023 года и решение судьи Корочанского районного суда Белгородской области от 23 мая 2024 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «СК «ИнвестПромЭлит» Вивтюка А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья А.М. Козлов