11RS0019-01-2020-000186-69
Дело № 12-19/2020
Р Е Ш Е Н И Е
с. Кослан 22 июня 2020 года
Судья Удорского районного суда Республики Коми Мурзин Л.Ф., при секретаре судебного заседания Цуркан Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – директора государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» Т.Е. Вурдовой о восстановлении пропущенного срока для подачи жалобы, а также жалобу на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми, заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Коми В.В. Курбанова от 16 апреля 2020 года,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – директор государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» Т.Е. Вурдова обратилась в суд с жалобой на постановление должностного лица - заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми, заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Коми В.В. Курбанова от 16 апреля 2020 года, которым юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в обоснование указав, что с постановлением не согласна, поскольку на основании постановления Правительства Республики Коми от 2 октября 2018г. № 426 и приказа Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 15 октября 2018г. № 1488 государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» реорганизовано в форме присоединения к нему государственного казенного учреждения Республики Коми «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Удорского района». Соответственно отделение социальной реабилитации несовершеннолетних вошел в структуру ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» с 01.01.2019 года.
28 января 2020 г. в адрес ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» поступило распоряжение органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки юридического лица сроком проверки не более 19 рабочих дней с 03.02.2020г. по 28.02.2020г.
По итогам проверки был составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 71 от 20.03.2020 года.
Частью 4 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008г., предусмотрено, акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении.
Согласно ч. 5 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008г., в случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Протокола лабораторных исследований №-П и 07/1-109-П датированы ДД.ММ.ГГГГ, а экспертное заключение № по результатам проведения санитарно-эпидемиологической оценки соответствия результатов исследований, измерений, испытаний требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, технических регламентов от ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно акт проверки должен быть подготовлен и ознакомлен руководитель ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Однако, акт проверки № датирован 20.03.2020г. поступил в ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» 23.03.2020г. Соответственно Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управление Роспотребнадзора по Республики Коми Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республики Коми в Усть-Вымском районе нарушены сроки оформления проверки.
ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» ДД.ММ.ГГГГ направил жалобу на Постановление о привлечении к административной ответственности № от 16.04.2020г. однако ДД.ММ.ГГГГ получил определение о возращении заявления мотивируя, что данную жалобу необходимо направить суд общей юрисдикции. В связи с этим был пропущен срок обжалования. В связи с чем просила восстановить пропущенный срок, отменить вынесенное в отношение юридического лица постановление, освободив от административной ответственности применив устное замечание.
Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и представитель государственного органа, должностное лицо которого вынесло обжалуемое постановление, будучи надлежаще извещенными о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, сведений об уважительности причин неявки суду не представили. На основании вышеизложенного, суд определил рассмотреть административный материал в отсутствие представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и представителя государственного органа, должностное лицо которого вынесло обжалуемое постановление.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, в части, относящейся к вопросу восстановления срока для подачи жалобы, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (ч. 4 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Как видно из материалов дела, представителем юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении директором государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» Т.Е. Вурдовой, первоначально жалоба на постановление, была направлена в Арбитражный Суд Республики Коми для рассмотрения 24.04.2020 г., но, в связи с тем, что привлеченное юридическое лицо государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях не связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, определением Арбитражного Суда Республики Коми от 13.05.2020 г. заявление возвращено, поскольку данный спор относится к компетенции суда общей юрисдикции, поэтому жалоба была направлена в Удорский районный суд Республики Коми за сроками ее обжалования.
Поскольку с учетом гарантий, предусмотренных частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждому лицу, обратившемуся в суд за защитой нарушенных прав, гарантируется судебная защита его прав и свобод, принимая во внимание, что в случае отказа в удовлетворении заявленного ходатайства юридическое лицо ГБУ РК Республики Коми «Центр предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» будет лишена права на судебную защиту, при таких обстоятельствах суд считает, что ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи жалобы на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми, заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Коми В.В. Курбанова от 16 апреля 2020 года, полежит удовлетворению.
В части, относящейся к вопросу рассмотрения жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми, заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Коми В.В. Курбанова от ДД.ММ.ГГГГ, юридическое лицо – государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 (десять) рублей, за нарушение требований ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).
Распоряжением заместителя руководителя управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми Е.Ю. Крутикова от ДД.ММ.ГГГГ № назначена проверка в отношении юридического лица – ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района».В ходе проверки были выявлены нарушения требований действующего санитарного законодательства Российской Федерации. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт и и.о. начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в Усть-Вымском районе Гулыниным С.В. вынесены предписания об устранении нарушений санитарного законодательства № и 71 со сроками исполнения до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
По истечение срока ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом – экпертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в Усть-Вымском районе Ю.А. Никулиной в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении предусмотренного ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неисполнение требований действующего законодательства, а именно СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» п.7.6; приложение № п.21, п.45 к Приказу Минздравсоцразвития России № н от 12.04.2011г. «Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда». Список контингентов, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, разработанный и утверждённый работодателем в адрес территориального отдела Управления Роспотребнадзора не представлен. СанПиН 2.2.2/ДД.ММ.ГГГГ-03«Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»: п.10.5. Рабочие места пользователей ПЭВМ не оборудованы подставками для ног.
СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней (далее - инфекционных болезней) среди населения Российской Федерации.
Согласно п. 7.6 СП 3.1/3.2.3146-13 данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету в медицинских организациях, осуществляющих медицинское обслуживание работников, а также в органах, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в установленном порядке.
СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» действуют на всей территории Российской Федерации и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ) и условиям труда. Требования Санитарных правил направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека вредных факторов производственной среды и трудового процесса при работе с ПЭВМ.
В силу п. 10.5 СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 Рабочее место пользователя ПЭВМ следует оборудовать подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 град. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.
Допустимость и достоверность представленных доказательств у судьи сомнений не вызывает, поскольку письменные документы составлены уполномоченными должностными лицами, сомневаться в объективности и обоснованности сведений, в них изложенных, оснований не имеется, доказательств какого-либо предвзятого отношения к юридическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу, не представлено и судом не получено, в связи с чем вышеуказанные доказательства принимаются в основу постановления.
Причин для незаконного привлечения юридического лица к административной ответственности должностным лицом, документировавшим правонарушение, ее заинтересованности в незаконном привлечении последнего к административной ответственности не установлено.
При решении вопроса о наличии или отсутствии в действии или бездействии юридического лица – государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» состава вменяемого правонарушении необходимо также учитывать наличие или отсутствие его вины в совершении вменяемого правонарушения.
В данном случае суд принимает во внимание, что работа по соблюдению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения должна вестись на постоянной основе, контроль за этим должен осуществляться постоянно, что позволит при разумной организации работы по контролю за соблюдением требований действующего законодательства заранее обеспечить организацию работ по устранению нарушений, а не после требований органа государственного надзора. Формально действия юридического лица содержат признаки административного правонарушения предусмотренного ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в редакции от 27.12.2019).
При этом наличие вины юридического лица не снимает ответственности с директора государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» Т.Е. Вурдовой, как лица, ответственного за организацию надлежащей работы, в том числе по контролю за действиями отделения социальной реабилитации несовершеннолетних.
Постановление о привлечении юридического лица - государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в редакции от 27.12.2019), вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, для данной категории дел.
Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах, установленных санкцией ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в силу ст.26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в числе других, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежали оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, в противном случае, оспариваемое постановление не может быть признано законным.
Согласно ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правонарушений.
Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу по указанным основаниям.
Таким образом, малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем, как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется судом с учётом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
В рассматриваемой ситуации судья приходит к выводу о том, что при формальном наличии всех признаков состава правонарушения само по себе оно не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства. Обстоятельства, указывающие на наступление вредных последствий от допущенных нарушений, в ходе судебного разбирательства не выявлены.
С учетом изложенного и принимая во внимание характер административного правонарушения, совершенного юридическим лицом государственным бюджетным учреждения Республики Коми «Центр предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района», отсутствие каких-либо неблагоприятных последствий его совершения, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поскольку выявленное нарушение устранено, прихожу к выводу о малозначительности совершенного юридическим лицом деяния и необходимости освобождения его от административной ответственности, прекращения производства по делу в отношении юридического лица государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» по административному правонарушению, предусмотренному ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях ввиду малозначительности административного правонарушения, ограничившись в отношении юридического лица государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» устным замечанием.
Руководствуясь ст.ст. 2.9, 24.5, 30.1 - 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми, заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Коми В.В. Курбанова от 16 апреля 2020 года, о привлечении государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в редакции от 27.12.2019) с назначением наказания в виде штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции от 27.12.2019), в отношении государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» прекратить ввиду малозначительности административного правонарушения, освободив государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» от административной ответственности, ограничившись устным замечанием в отношении государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района».
Решение может быть обжаловано, в том числе должностным лицом, вынесшим постановление, в вышестоящий суд в течении десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Л.Ф. Мурзин