Дело № 12-140/2024
43RS0001-01-2024-002191-92
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
14 мая 2024 года г. Киров
Судья Ленинского районного суда г. Кирова Бородина Н.А.,
рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дружная» Ш.О.В. на постановление Государственной инспекции труда в Кировской области от {Дата изъята} {Номер изъят} о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дружная»
У С Т А Н О В И Л:
постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда Кировской области {Номер изъят} от {Дата изъята} (далее – Постановление от {Дата изъята}) общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дружная» (далее - ООО «УК «Дружная», Общество, Управляющая компания) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с Постановлением от {Дата изъята}, защитник Ш.О.В. подала жалобу, в которой просит его признать его незаконным и отменить, либо заменить назначенный штраф на предупреждение.
В обоснование указывает, что при вынесении постановления административным органом не были учтены следующие обстоятельства: была назначена комиссия для проведения оценки профессиональных рисков, приказ {Номер изъят} «Об организации работы по проведению оценки профессиональных рисков на рабочих местах» издан ООО «УК «Дружная» {Дата изъята} до момента проведения документарной проверки ГИТ. Таким образом, работа по оценке рисков ООО «УК «Дружная» уже была начата. Работа по оценке рисков и разработке мероприятий по снижению уровней рисков проведена ООО «УК «Дружная» до вынесения протокола об административном правонарушении - отчет от {Дата изъята}, о чем сообщено в ГИТ письмом от {Дата изъята} {Номер изъят}, на момент составления протокола отсутствовал состав правонарушения, что в силу ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, административное правонарушение Управляющей компанией совершено впервые, допущенное нарушение возникло в связи с тем, что специалист по охране труда в организации отсутствует, организация является малым предприятием (отсутствует возможность содержать отдельную ставку специалиста по охране труда), среднесписочная численность работников за предыдущий год -21. Ранее ответственное лицо за охрану труда - начальник отдела ПТО уволился, обязанности другому лицу не передавались; на данную должность никто не был принят.
Совершенное правонарушение не несло и не причинило вреда жизни и здоровью людям, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественного ущерба, в связи с чем заявитель считает, что возможна замена штрафа на предупреждение; правонарушение является малозначительным, так как существенной угрозы охраняемым общественным отношениям при совершении правонарушения не возникло, последствий правонарушений не зафиксировано. Поскольку ООО «УК «Дружная» включено в реестр субъектов предпринимательства, следовательно, имеются основания для назначения штрафной санкции в более низком размере - 1000,00 руб., по санкции ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Общество в жалобе также указывает, что при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия ООО «УК «Дружная» подвергнуто 2 штрафным санкциям по ст. 5.27.1 ч. 1 и ч. 3 КоАП РФ.
В судебное заседание представитель ООО «УК «Дружная» и должностное лицо, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, заявили ходатайства о рассмотрении дела без своего участия.
Учитывая наличие в материалах дела письменных позиций ООО «УК «Дружная» и административного органа, признание судом достаточности имеющихся доказательств, жалоба рассмотрена судом без участия лица, привлекаемого к административной ответственности.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч.1 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1 - 25.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судом установлено, что оспариваемое постановление вынесено и вручено {Дата изъята}, жалоба поступила в Ленинский районный суд г. Кирова {Дата изъята}, т.е. с соблюдением срока для подачи.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, ст.30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет дело в полном объеме.
Судом установлено, что в связи с поступившим в ГИТ {Дата изъята} обращением от работника ООО "УК Дружная" К.К.В. (далее – К.К.В.) о сокрытии произошедшего с ним несчастного случая, было инициировано и проведено самостоятельное расследование несчастного случая.
{Дата изъята} заместителем начальника отдела государственного контроля (надзора) по охране труда ГИТ в Кировской области В.Т.Ю. составлено заключение.
По результатам расследования несчастного случая установлены нарушения обязательных нормативных требований, а именно: ООО «УК «Дружная» не представило документов, подтверждающих проведение оценки профессиональных рисков на рабочем месте инженера; надлежащее создание и функционирование системы управления охраной труда в ООО «УК «Дружная» не обеспечено, опасности, не идентифицированы, профессиональные риски не оценены, уровни профессиональных рисков не определены, мероприятия по снижению уровней рисков не разработаны.
Названное действие (бездействие) юридического лица, по мнению государственного инспектора труда, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, послужило непосредственное обнаружение в рамках расследования несчастного случая должностным лицом ГИТ достаточных данных, указывающих на наличие административного правонарушения.
Объективная сторона вменяемого административного правонарушения выражается в нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 КоАП РФ, а именно: в статьях 11, 22, 212, 214 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), согласно которым обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, обязанного обеспечить, в том числе, безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда; реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда; приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; оснащение средствами коллективной защиты; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, а также по оказанию первой помощи пострадавшим; приостановление при возникновении угрозы жизни и здоровью работников производства работ, а также эксплуатации оборудования, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг до устранения такой угрозы; а также Федеральном законе от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Правилах №780н, №833н, №753н, №814н, Межотраслевых правилах, приложении к Приказу №997н.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, а безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено.
В соответствии со ст. 214 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников. Работодатель обязан обеспечить, в том числе: недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Статьей 217 ТК РФ установлено, что система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.
В силу статьи 218 ТК РФ при обеспечении функционирования системы управления охраной труда работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков. Выявление опасностей осуществляется путем обнаружения, распознавания и описания опасностей, включая их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками.
В соответствии с ч. 3 ст. 217 ТК РФ, подпунктом 5.2.16(6) пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, утверждено Примерное положение о системе управления охраной труда (далее - Примерное положение о СУОТ).
Согласно п. 4 Примерного положения о СУОТ разработка и внедрение СУОТ обеспечивают достижение согласно политике (стратегии) организации в области охраны труда ожидаемых результатов в области улучшения условий и охраны труда, которые включают в себя постоянное улучшение показателей в области охраны труда; соблюдение законодательных и иных норм; достижение целей в области охраны труда (подпункты «а-в»),
В силу п. 5 Примерного положения о СУОТ система управления охраной труда разрабатывается в целях исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков), находящихся под управлением работодателя (руководителя организации), с учетом потребностей и ожиданий работников организации, а также других заинтересованных сторон.
Согласно п. 18 Примерного положения о СУОТ управление профессиональными рисками представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление гласностей, оценку профессиональных рисков (далее - ОПР) и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, контроль и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
Факт совершения ООО «УК «Дружная» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в том числе протоколом об административном правонарушении от {Дата изъята} {Номер изъят}; объяснениями по делу об административном правонарушении от {Дата изъята}; служебной запиской от {Дата изъята}; заключением государственного инспектора труда; ответом от {Дата изъята} {Номер изъят} на запрос о предоставлении документов и информации от {Дата изъята} {Номер изъят}; копией трудового договора от {Дата изъята} {Номер изъят}, ответом от {Дата изъята} {Номер изъят}; предписанием от {Дата изъята} {Номер изъят}, ответом об исполнении предписания от {Дата изъята} {Номер изъят}; договором на выполнение услуг по охране труда от {Дата изъята} {Номер изъят}; приказом от {Дата изъята} {Номер изъят} об организации работы по проведению оценки профессиональных рисков на рабочих местах; картой {Номер изъят} оценки профессиональных рисков от {Дата изъята}.
Собранным по делу доказательствам дана надлежащая оценка в постановлении должностного лица от {Дата изъята}, сделан обоснованный и правомерный вывод о том, что юридическим лицом не соблюдаются требования трудового законодательства Российской Федерации об охране труда.
Ссылка Общества на отсутствие состава административного правонарушения несостоятельна, поскольку на момент расследования несчастного случая, а также на дату его окончания - {Дата изъята} оценка профессиональных рисков проведена не была, в период проведения проверки документы, подтверждающие проведение оценки профессиональных рисков на рабочем месте инженера ПТО, не были представлены ввиду их отсутствия.
Доводы жалобы о том, что нарушения допущены юридическим лицом по причине отсутствия специалиста по охране труда в организации, признаются несостоятельными, поскольку отсутствие в штате специалистов, не снимает ответственность с работодателя за допущенные нарушения, возложенные на него законодательством.
Оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом административного органа в пределах предоставленной ему компетенции.
Суд приходит к выводу о виновности ООО «УК «Дружная» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, поскольку у Общества имелась возможность для соблюдения вышеуказанных правил и норм, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод жалобы о том, что при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия ООО «УК «Дружная» подвергнуто двум штрафным санкциям по ч. 1 и ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ основан на неверном толковании норма материального права в силу того, что Обществу вменены различные нарушения, возложенные законодательством по охране труда, образующие составы двух различных правонарушений.
Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Порядок привлечения юридического лица к административной ответственности судом проверен, нарушений не установлено.
Постановлением от {Дата изъята} ООО «УК «Дружная» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей, то есть в меньшем размере, чем предусмотрено санкцией ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а именно: с применением ст.4.1.2 КоАП РФ, согласно которой при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
При этом согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Основания для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Нарушение законодательства о труде и охране труда, независимо от степени причиненного ущерба, является грубым нарушением обязательных правил в сфере трудовых отношений, свидетельствующим об умышленном игнорировании требований закона, существенно нарушающим охраняемые общественные отношения в области трудового законодательства, а потому не может быть признано малозначительным правонарушением, в том числе по доводам жалобы.
Оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого постановления должностного лица ГИТ.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ {░░░░ ░░░░░░} {░░░░░ ░░░░░} {░░░░░ ░░░░░} ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 5.27.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░.░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░