Дело № 12-58/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
04 апреля 2018 года г.Советская Гавань
Судья Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края Абубакирова М.В.,
с участием государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району старшего лейтенанта полиции Захарук Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края по адресу: г.Советская Гавань ул. Советская д.21, жалобу КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" на постановление мирового судьи судебного участка № г. Советская Гавань и Советско-Гаванского района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о привлечении КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" к административной ответственности по ч.28 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № г. Советская Гавань и Советско-Гаванского района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.28 ст.19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе на постановление КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" указывает на то, что учреждение не является субъектом совершенного административного правонарушения, поскольку в силу своего статуса и возложенных на него функцией не вправе самостоятельно выполнять работы по содержанию автомобильных дорог а вынуждено прибегать к конкурентным способам определения подрядчиков для удовлетворения государственных нужд. Один лишь факт закрепления автомобильной дороги в оперативное управление КГКУ "Хабаровскуправтодор" не придает ему статуса субъекта административной ответственности, поскольку не исключает возможности передачи функций по содержанию этого имущества третьим лицам. Следовательно, разрешение вопроса о субъекте административной ответственности по ст.19.5 КоАП РФ не возможно в отрыве от оценки действий государственного заказчика по проведению закупок работ по содержанию автомобильной дороги и результатов определения подрядчика. Применение санкции за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог к лицу, в чьем оперативном управлении находится автомобильная дорога, возможно лишь в том случае, когда это лицо не заключило по тем или иным причинам соответствующий контракт на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги. В рассматриваемой ситуации государственный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги Учреждением был заключен, а потому с момента заключения такого контракта Учреждение считается предпринявшим все необходимые меры по обеспечению содержания автомобильной дороги. Доказательств обратного материалы дела не содержат. Приведенные обстоятельства в совокупности дают основания для вывода о том, что ненадлежащее содержание указанного в протоколе об административном правонарушении участка автомобильной дороги допущено не Учреждением. Фактически лицом, ответственным за состояние участка автомобильной дороги является подрядчик, которому переданы соответствующие функции по содержанию автомобильной дороги и предоставляется финансирование. Заключение и оплата Учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств. Таким образом, КГКУ «Хабаровскуправтодор» не вправе без согласия собственника и выделения целевых ассигнований осуществлять организацию работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог. Учреждением в день получения письма начальника ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району майора полиции Аркашова А.В. о направлении результата проверки и предписания № (ДД.ММ.ГГГГ), было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ генеральному директору ОАО «ПМК- 83» Федоровой Т.А.. Предписание № было исполнено, следовательно и предписание № было исполнено, о чем незамедлительно было сообщено письмом от ДД.ММ.ГГГГ № начальнику ОГИБДД ОМВД России по <адрес> майору полиции Аркашова А.В. посредством электронной почты, что подтверждается отчетом о доставке письма. Следовательно, Учреждение предприняло все возможные действия для организации выполнения мероприятий, изложенных в предписании №, и устранения нарушений законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения, в указанные сроки.
Представитель КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом.
Выслушав доводы государственного инспектор дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району старшего лейтенанта полиции Захарук Н.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, исследовав доказательства, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 27 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что начальником ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району Хабаровского края выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в целях устранения нарушений на автомобильной дороге г.Советская Гавань - р.п.Ванино, КГКУ «Хабаровскуправтодор» предлагается организовать: восстановить ограждение на участке с км 3 +300 м по км 3 +442 м с правой стороны по ходу движения из г.Советская Гавань; восстановить ограждение на участке с км 3 +442 м по км 3 +611 м с правой стороны по ходу движения из г.Советская Гавань; восстановить ограждение на участке с км 3 +299 м по км 3 +442 м с левой стороны по ходу движения из г.Советская Гавань; понизить балки барьерных ограждений начальных и концевых участков до поверхности дороги.
Срок исполнения предписания установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением в установленный срок указанного выше предписания начальника ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району Хабаровского края, на основании постановления мирового судьи судебного участка № г.Советская Гавань и Советско-Гаванского района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «Хабаровскуправтодор» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.27 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В соответствии с ч.1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно п.4.4.4 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения дорожного движения» Не допускаются к эксплуатации железобетонные стойки и балки ограждений с раскрытой сеткой трещин, сколами бетона до арматуры, а деревянные и металлические стойки и балки - с механическими повреждениями или уменьшенным расчетным поперечным сечением.
Согласно п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» начальный и концевой участки барьерного и парапетного ограждения, устанавливаемого на обочине, устраивают с отгоном 1:20 к бровке земляного полотна. При этом балки барьерных ограждений и верхние плоскости парапетных ограждений начальных и концевых участков понижают до поверхности дороги.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району старшим лейтенантом полиции Захарук И.В. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт о том, что на участке с км 9+000 м по км 10+000 м автомобильной дороги "г.Советская Гавань-р.п. Ванино" Советско-Гаванского муниципального района выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги: км 9 +815 м отсутствует информационный знак 6.11 «Указатель направлений» (Гатка 6); км 9 +870 м отсутствует информационный знак 6.11 «Указатель направлений» (Гатка 6); на участке с км 9 +000 м по км 10 +000 м на проезжей части дороги имеется снежный накат, не обработанный противогололедным материалом; на участке с км 9 +000 м по км 10 +000 м с левой стороны по ходу движения из г. Советская Гавань обочина не расчищена, на обочине имеется снежный покров шириной - 200 см., высотой - 25 см. Нерегулируемый наземный пешеходный переход км 9 +768 м км 9 +772 м: на пешеходном переходе сформированы снежные валы, слева по ходу движения из г. Советская Гавань высота - 47 см, справа по ходу движения из г. Советская Гавань высота - 45 см.; км 9 +768 м отсутствует знак особых предписаний 5.19.2 «Пешеходный переход»; км 9 +772 м отсутствует знак особых предписаний 5.19.2 «Пешеходный переход».
Также государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району старшим лейтенантом полиции Захарук И.В. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт о том, что на участке с км 0+000 м. по км 1+000 м автомобильной дороги «Подъезд к Гатка» Советско-Гаванского муниципального района выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги: на участке с км 0 +000 м по км 1 +000 м на проезжей части дороги имеется снежный накат, не обработанный противогололедным материалом; на участке с км 0 +000 м по км 1 +000 м с левой стороны по ходу движения из г.Советская Гавань обочина не расчищена, на обочине имеется снежный покров шириной - 200 см., высотой - 20 см.; на участке с км 0 +000 м по км 1 +000 м правой стороны по ходу движения из г. Советская Гавань обочина не расчищена, на обочине имеется снежный покров шириной - 200 см., высотой 20 см.
Указанное подтверждается рапортом государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району старшего лейтенанта полиции Захарук И.В. от ДД.ММ.ГГГГ.
Начальником ОМВД России по Советско-Гаванскому району ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение № "О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица".
Начальником ОГИБДД ОМВД России по Советско-гаванскому району ДД.ММ.ГГГГ в Советско-Гаванскую городскую прокуратуру направлено заявление о согласовании с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица.
Прокурором Советско-Гаванской городской прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомление о проведении внеплановой выездной проверки начальником ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району ДД.ММ.ГГГГ было направлено начальнику КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог".
ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району, на основании распоряжения ОМВД России по Советско-Гаванскому району № от ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка в отношении КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" по месту фактического осуществления деятельности: автомобильные дороги "г.Советская Гавань – р.п. Ванино", "Подъезд к с.Гатка" Советско-Гаванского муниципального района.
Согласно акта проведения проверки от ДД.ММ.ГГГГ: на участке с км 9+000 м по км 10+000 м автомобильной дороги "г.Советская Гавань-р.п. Ванино" Советско-Гаванского муниципального района выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги: км 9 +815 м отсутствует информационный знак 6.11 «Указатель направлений» (Гатка 6); км 9 +870 м отсутствует информационный знак 6.11 «Указатель направлений» (Гатка 6); нерегулируемый наземный пешеходный переход км 9 +768 м км 9 +772 м: на пешеходном переходе и на протяжении 5-ти метров от пешеходного перехода сформированы снежные валы, слева по ходу движения из г. Советская Гавань высота - 32 см, справа по ходу движения из г. Советская Гавань высота - 89 см..
В целях устранения нарушений на указанной автомобильной дороге юридическому лицу КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание №.
ДД.ММ.ГГГГ начальником ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району в адрес юридического лица КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" направлено уведомление, а также предложено предоставить уполномоченного представителя для участия в проведении проверки ранее выданного предписания № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" направило в адрес ОМВД России по Советско-Гаванскому району сообщение о том. что предписание № от ДД.ММ.ГГГГ исполнено в полном объеме.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району старшим лейтенантом полиции Захарук И.В. составлен акт о том, что на участке с км 9+000 м по км 10+000 м автомобильной дороги "г.Советская Гавань-р.п. Ванино" Советско-Гаванского муниципального района выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги: км 9 +815 м отсутствует информационный знак 6.11 «Указатель направлений» (Гатка 6); км 9 +870 м отсутствует информационный знак 6.11 «Указатель направлений» (Гатка 6); нерегулируемый наземный пешеходный переход км 9 +768 м км 9 +772 м: на пешеходном переходе сформированы снежные валы, слева по ходу движения из г. Советская Гавань высота - 65 см, справа по ходу движения из г. Советская Гавань высота - 60 см.; км 9 +768 м отсутствует знак особых предписаний 5.19.2 «Пешеходный переход»; км 9 +772 м отсутствует знак особых предписаний 5.19.2 «Пешеходный переход». По всей длине остановочного пункта общественного транспорта км 9+781 м сформированы снежные валы высотой – 110 см. По всей длине остановочного пункта общественного транспорта км 9+756 м сформированы снежные валы высотой – 45 см.
ДД.ММ.ГГГГ с отношении юридического лица КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району старшим лейтенантом полиции Захарук И.В. составлен протокол об административном правонарушении по ч.28 ст.19.5 КоАП РФ.
Исходя из положений ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 28.2, ст. 28.4 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором) выносится с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, в отсутствие данного лица протокол (постановление о возбуждении дела) может быть составлен в случае неявки законного представителя юридического лица, если оно извещено в установленном порядке. При составлении протокола (постановления о возбуждении дела) об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должны быть разъяснены права и обязанности, предоставлена возможность ознакомления с протоколом (постановлением). Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола (постановления о возбуждении дела). В случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол (постановление о возбуждении дела) об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола (постановления о возбуждении дела) об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (постановления).
Системный анализ положений ст. 25.1 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении, обязано известить (уведомить) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ. При этом закон не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Таким образом, из положений ст.ст.25.1, 25.4, 28.2 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его вынесении лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении.
Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении входит в задачу органов, уполномоченных составлять протоколы. Административный орган должен доказать, что в целях соблюдения порядка привлечения к ответственности он принял необходимые и достаточные меры для извещения привлекаемого к ответственности лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что в материалах дела отсутствуют сведения об уведомлении КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" о дате и времени составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, суд приходит к выводу, что извещение о проведении проверки ранее выданных предписаний не является уведомлением о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, а протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог составлен в нарушение ст. 25.1 КоАП РФ – при отсутствии представителя юридического лица и без надлежащего извещения лица о месте и времени его составления, а также возможности ознакомления, что является существенным нарушением процедуры привлечения лица к административной ответственности, поскольку это влечет нарушение его права на защиту, поскольку он был лишен возможности знать, в чем обвиняется.
Данному обстоятельству мировым судьей дана не верная правовая оценка и протокол об административном правонарушении принят как допустимое доказательство по делу об административном правонарушении.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств выяснению по делу об административном правонарушении подлежит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, его виновность в совершении административного правонарушения.
В силу ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении требования ст. 28.2 КоАП РФ соблюдены не были. В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не может быть использован в качестве доказательства по настоящему делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка 41 г.Советская гавань и Советско-Гаванского района Хабаровского края вынесенные в отношении КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ, подлежат отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ № ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ № ░░ 12.01.2018░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ "░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░" ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 28 ░░. 19.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 30.12-30.14 ░░░░ ░░.
░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░