Дело № 2а-369/2022 (2а-3517/2021)
Р Е Ш Е Н И Е С У Д А
Именем Российской Федерации
21 января 2022 года г. Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Астаповой О.С., с участием помощника судьи Черновой Е.А., административного истца Спириной С.Ю., представителя административного ответчика Администрации г.о. Электросталь по доверенности Баранова А.М., при секретаре Подъячевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Спириной Светланы Юрьевны к Администрации г.о. Электросталь Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги,-
у с т а н о в и л:
Спирина С.Ю. 09.11.2021 обратился в суд с административным иском к Администрации г.о. Электросталь Московской области и просила признать незаконным решение Администрации г.о. Электросталь Московской области №Р001-2631306717-47055969 от 23.07.2021 об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
Административный иск мотивировала тем, что она- Спирина С.Ю. является собственником нежилого одноэтажного отдельно стоящего здания, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №. На поданное ею очередное (четвертое) заявление о предоставление государственной услуги- Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» решением Администрации г.о. Электросталь от 23.07.2021 отказано. Она три раза обращалась в Администрацию за разъяснением оснований отказа и запросом о предоставлении Администрацией реквизитов конкретных документов в подтверждение оснований отказа. Последний ответ датирован 15.10.2021. Однако реквизитов документов ей так и не сообщили. Полагает, что нарушено её право на формирование из земель, находящихся в государственной собственности, земельного участка, расположенного под принадлежащим ей зданием с целью его выкупа без проведения торгов. Отсутствие прав на земельный участок Администрация считает основанием для отказа в переводе из нежилого в жилое принадлежащее ей здание.
В судебном заседании административный истец Спирина С.Ю. исковые требования поддержала по изложенным в нем основаниям. Дополнила, что ею с заявлением была предоставлена схема расположения истребуемого земельного участка, площадью 1074 кв.м., составленная кадастровым инженером по её обращению. В схеме она указала вид разрешенного использования, исходя из назначения здания. Здание она планирует использовать, как жилое. В настоящее время здание ею не используется, стекла в окнах разбиты хулиганами, в связи с чем окна заколочены. Земельный участок нужен для установки ограждения территории вокруг здания, чтобы сохранить принадлежащее ей имущество.
Представитель административного ответчика Администрации г.о. Электросталь Московской области по доверенности Баранов А.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Спириной С.Ю. Полагает, что в данном случае имеется несоответствие вида разрешенного использования земельного участка и находящегося на нем здания. Считает, что административным истцом выбран неверный способ защиты права.
Выслушав административного истца и представителя административного ответчика, исследовав представленные в дело доказательства, суд учитывает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 КАС РФ для признания решения, а также действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение решением, действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина.
Согласно материалам дела, Спирина С.Ю. 07.07.2021 обратилась в Администрацию г.о. Электросталь Московской области с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в отношении земельного участка площадью 1074 кв.м. местоположением: Российская Федерация, <адрес>А., расположенного под принадлежащим ей на праве собственности нежилым зданием, кадастровый №.
Решением Администрации городского округа Электросталь от 23.07.2021 № Р001-2631306717-47055969 Спириной С.Ю. отказано в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в отношении земельного участка площадью 1074 кв.м. местоположением: Российская Федерация, <адрес>., в связи с тем, что: 1) цель, для которой испрашивается земельный участок, не соответствует основному виду разрешенного использования, установленному в градостроительном регламенте для соответствующей территориальной зоны в документах градостроительного зонирования. В соответствии со сведениями ИСОГД формируемый земельный участок находится в зоне: Ж-2 зона застройки индивидуальными жилыми домами. Испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка «деловое управление» относится к условно-разрешенным видам использования земельных участков указанной территориальной зоны. Кроме того, в соответствии с актом осмотра земельного участка, здание, которое на нем расположено фактически не используется (окна заколочены), деятельность в нем не ведется. Таким образом, испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию. 2) Испрашиваемый земельный участок отнесен к землям, ограниченным в обороте со ст.27 Земельного кодекса РФ: предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также- размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения. По сведениям ИСОГД испрашиваемый земельный участок ограничен в оборотоспособности в соответствии со ст.27 ЗК РФ: формируемый земельный участок находится в зоне строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов транспорта местного значения (частично существующая улица). Одновременно в Решении содержится информация о праве Спириной С.Ю. обратиться за предоставлением государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в части предоставления в аренду заявленного земельного участка, предоставив первичную землеотводную документацию на формируемый земельный участок.
В целях оформления прав на земельный участок под объектом недвижимости в гл.I.1 Земельного кодекса РФ установлен порядок и требования к образованию земельных участков.
Согласно подпунктам 1, 3 п.1 ст.11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом, или утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.
В соответствии с п.2 названной нормы права образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 указанной статьи.
В соответствии с п.1 ст.11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.2 ст.11.10 ЗК РФ).
Согласно п.3 ст.11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 39.2 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п.4 ст.11.10 ЗК РФ).
В соответствии с положениями ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (п.1); органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п.2).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п.13 ст.11.10 ЗК РФ).
В соответствии с п.14 ст.11.10 ЗК РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Согласно п.16 названной нормы, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с п.3 ч.4 ст.39.11 ЗК РФ проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
Решением Электростальского городского суда Московской области от 25.12.2020 по административному делу №2а-2259/2020 по административному исковому заявлению Спириной С.Ю. к Администрации г.о. Электросталь Московской области о признании незаконным решения об отказе в переводе нежилого помещения в жилое, Спириной С.Ю. в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным решения Администрации г.о. Электросталь Московской области №С-2352 от 22.10.2020 об отказе в переводе нежилого помещения в жилое в отношении здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, обязании Администрации г.о. Электросталь Московской области издать решение о переводе здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, из нежилого помещения в жилое помещение, отказано. Решение вступило в законную силу 14.04.2021.
Данным решением установлено, что Спирина С.Ю. является собственником одноэтажного нежилого здания, площадью 115,1 кв.м, наименование – контра старая, 1960 года постройки, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано за № от 18.07.2016.
Согласно ч.2 ст.64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Согласно заключения об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельный участков градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования, со ссылкой на Правила землепользования и застройки территории (части территории) г.о. Электросталь Московской области, утвержденные Постановлением администрации г.о. Электросталь Московской области от 02.06.2021 №427/6, Генеральный план г.о. Электросталь, истребуемый земельный участок расположен в зоне Ж-2 (1073,90 кв.м.), т.е. в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, Министерства имущественных отношений Московской области. Кроме того, согласно Постановления Правительства Московской области от 11.07.2007 №517/23 «Об утверждении Схемы территориального планирования Московской области – основных положений градостроительного развития», истребуемый земельный участок относится к планируемым особо охраняемым природным территориям.
Принцип единства судьбы прав на здание и на земельный участок, занимаемый зданием, является одним из основополагающих принципов российского права, регулирующих оборот недвижимого имущества (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Собственники зданий, сооружений в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ имеют исключительное право на приобретение земельных участков, на которых расположены данные здания, сооружения, в собственность или в аренду без проведения торгов.
Статьей 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Правовой режим земельного участка и объекта капитального строительства определяется также положениями градостроительного законодательства.
Основой правоотношений, регулируемых градостроительным законодательством, является градостроительная деятельность в целях развития соответствующей территории.
Согласно пункту 1 статьи 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
При территориальном планировании осуществляется планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения (пункт 2 статьи 1, глава 3 ГрК РФ).
Градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1, глава 4 ГрК РФ).
Пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ определено, что градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов (часть 1 статьи 31 ГрК РФ).
Согласно статье 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам (пункт 1); Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса).
С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что зона, в которой расположен испрашиваемый земельный участок, допускает использование земельного участка под застройку индивидуальными жилыми домами, тогда как Спирина С.Ю. является собственником нежилого здания, не используемого в настоящее время, что не отрицает административный истец, следует из представленных суду административным истцом фотографий здания, в связи с чем в административном иске надлежит отказать полностью.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Спириной Светланы Юрьевны о признании незаконным решения №Р001-2631306717-47055969 от 23.07.2021 Администрации г.о. Электросталь Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд Московской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: О.С. Астапова
Полный текст решения изготовлен 01 февраля 2022 года.
Судья: О.С. Астапова