№ 2-1334/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ12 апреля 2017 г. г. Севастополь
Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:председательствующего судьи Кныш Н.Н.,с участием помощника прокурора ФИО3,при секретаре Корневой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <адрес> города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и городу Севастополь о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В марте 2017 года прокурор <адрес> города Севастополя, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании информации, размещенной на интернет страницах: http://bestcounter.ru/; http://eko-pult.ru/; http://elektroschetchikicrimea.ulcraft.com/; http://energoekonom-cp.ru/; http://uchetunet.ru/; http://zerkalo3-napulte.com/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Требования обоснованы тем, что в настоящем заявлении о признании запрещенным информационного материала, размещенного на страницах сайта с URL-адресом http://bestcounter.ru/; http://eko-pult.ru/; http://elektroschetchikicrimea.ulcraft.com/; http://energoekonom-cp.ru/; http://uchetunet.ru/; http://zerkalo3-napulte.com/, ставится вопрос об установлении правового состояния информационного материала, которое в дальнейшем может иметь юридическое значение для изъятия и дальнейшего предотвращения распространения материала неопределенному кругу лиц.
В судебном заседании представитель прокуратуры настаивала на удовлетворении требований по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, подал отзыв на заявление, просил дело рассмотреть в его отсутствии.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, установив обстоятельства в деле, оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что <адрес> города Севастополя проведена проверка по обращению ФПАО «ЭК «Севастопольэнерго» об интернет-сайтах, размещающих информацию о способах хищения энергоресурсов, по результатам которой выявлены нарушения закона.
Так, мониторинг сети «Интернет», проведенный в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в помещении прокуратуры района по адресу: г. Севастополь, <адрес>, позволил выявить сайты: http://bestcounter.ru/; http://eko- pult.ru/; http://elektroschetchikicrimea.ulcraft.com/; http://energoekonom-cp.ru/; http://uchetunet.ru/; http://zerkalo3-napulte.com/, на которых размещена информация о способах хищения энергоресурсов путем остановки счетчиков расхода электроэнергии, о реализации модифицированных приборов учета электроэнергии.
Указанная информация на интернет-сайтах представлена в свободном доступе, дополнительной регистрации пользователям не требуется, ознакомиться с содержанием сайта может любое лицо. Также предусмотрена связь с потенциальным покупателем устройств, помогающих совершать хищения электроэнергии.
Размещение на указанных выше сайтах в сети «Интернет» информации о способах хищения энергоресурсов противоречит требованиям законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг, наносит вред нравственности, склоняет Пользователей к совершению преступлений и причинению имущественного вреда ресурсоснабжающим организациям и иным лицам.
Статьями 154, 156 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность по внесению платы за коммунальные услуги потребителями.
Согласно ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подп. «г» п.34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
Использование модифицированных приборов учета электроэнергии, с помощью которых возможно хищение энергоресурсов путем остановки счетчиков расхода электроэнергии, позволяет потребителю коммунальных услуг искажать показания приборов учета, тем самым не оплачивая часть фактически потребленных коммунальных ресурсов. При этом неучтенный индивидуальным прибором потребленный ресурс в многоквартирных домах учитывается общедомовыми приборами учета, бремя оплаты ложится на всех собственников помещений многоквартирного дома, фактически не пользовавшихся энергией. В индивидуальном жилом доме или ином здании похищенная энергия никем не оплачивается, чем причиняется материальный ущерб поставщику ресурса.
Кроме того, предоставление коммунальных услуг осуществляется ресурсоснабжающими организациями с использованием инженерных комплексов сетевых организаций. Тарифы, устанавливаемые за оплату потребляемых коммунальных ресурсов, включают в себя средства на развитие и модернизацию оборудования и сетей, используемых для добычи и транспортировки, финансирование действий указанных организаций, оплату труда работников, выплату в установленном Налоговым кодексом РФ порядке налоговых сборов в бюджеты различных уровней.
Самовольное (безучетное) использование электроэнергии и неоплата фактически использованного энергоресурса являются противоправными деяниями, за которые предусмотрена, административная ответственность по ст. 7.19 КоАП РФ (самовольное подключение к энергетическим сетям, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии); уголовная ответственность (ч. 1 ст. 158 УК РФ - кража, то есть тайное хищение чужого имущества; ч. 1 ст. 165 УК РФ - причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием).
Таким образом, обеспечение свободного доступа к подобной информации нарушает публичные интересы государства, заключающиеся в борьбе с правонарушениями и преступлениями, и интересы неопределенного круга лиц - поставщиков ресурсов и собственников многоквартирных домов, страдающих от неучтенного потребления электроэнергии отдельными гражданами и организациями.
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч.ч. 1 и 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Реестр).
В Реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ).
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра пунктом 5.17 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Порядок включения в реестр сведений, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, установлен в ч.ч.7 - 9 ст. 15.1 Закона 149-ФЗ, п.п.9 - 13 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы).
В силу ч.3 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ создание, формирование и ведение Реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и городу Севастополь является государственным органом, территориальным подразделением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, который создан в целях исполнения государственных полномочий по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи на территории Республики Крым и города Севастополя (п.п.2, 3, 6 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и городу Севастополь, утвержденного Приказом Роскомнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п.4 ст.27, п.З ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети «Интернет» информации запрещенной при невозможности установить и привлечь к участию в деле лицо, распространившее такую информацию, возможно путем рассмотрения дела по правилам особого производства, итоговым результатом которого являются обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в Реестр и запрещение к распространению противозаконной информации.
Таким образом, решение суда, после вступления его в законную силу, будет являться основанием для включения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации интернет-сайтов с URL-адресами: http://bestcounter.ru/; http://eko- pult.ru/; http://elektroschetchikicrimea.ulcraft.com/; http://energoekonom-cp.ru/; http://uchetunet.ru/; http://zerkalo3-napulte.com/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ определено, что об установлении фактов, имеющих юридическое значение, дела рассматриваются судом в порядке особого производства.
Пунктом 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ определено, что среди установленного указанной статьей перечня фактов, имеющих юридическое значение, судом также рассматриваются другие имеющие юридическое значение факты, к которым как раз относится факт признания информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При таких обстоятельствах и с учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Руководствуясь статьями 194, 196, 197, 198, 199, 268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявление удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на интернет страницах: http://bestcounter.ru/; http://eko-pult.ru/; http://elektroschetchikicrimea.ulcraft.com/; http://energoekonom-cp.ru/; http://uchetunet.ru/; http://zerkalo3-napulte.com/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Судья - Н.Н. Кныш