Дело № 2-13051/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 22 декабря 2015 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан
в составе: председательствующего судьи Индан И. Я.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Уфимского гарнизона, действующего в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации в интересах ФИО1, к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о взыскании средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта индивидуального жилого дома,
установил:
Военный прокурор Уфимского гарнизона, действуя в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации в интересах ФИО1, обратился в суд с исковым заявлением (последующими уточнениями к иску) к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о взыскании невыплаченных средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта индивидуального жилого дома, мотивируя свои требования тем, что ФИО1 является членом семьи военнослужащего, потерявшим кормильца. Как вдова умершего военнослужащего она имеет право на льготы, а именно получение средств федерального бюджета на проведение ремонта индивидуального жилого дома. При расчетах размера средств, выделяемых из федерального бюджета допущено нарушение права
ФИО1, поскольку выплата рассчитана из фактической площади жилого помещения – 21,5 кв. м, без учета того, что в индивидуальном жилом доме ФИО1 проживает и зарегистрирована одна и при этом норма общей площади жилого дома для расчета размера средств на проведение ремонта на одиноко проживающего гражданина составляет 33 кв. м. На день обращения в суд размер средней стоимости ремонта 1 кв. м общей площади индивидуального жилого дома, принадлежащего члену семьи военнослужащего, потерявшего кормильца по Республике Башкортостан составляет <данные изъяты> Право
ФИО1 частично реализовано ДД.ММ.ГГГГ путем перечисления денежных средств на ее счет в размере <данные изъяты> из расчета 21.5 кв. м, таким образом, сумма недоплаты составила <данные изъяты>
Определением Бирского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика по делу на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан; дело передано по подсудности в Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена о дне рассмотрения надлежащим образом посредством телефонограммы. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, учитывая, что неявка лица, извещенного о времени и месте заседания, не является препятствием к рассмотрению иска, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие таковых.
Представитель Военного прокурора Уфимского гарнизона -
ФИО4 иск поддержал в полном объеме, ссылалась на изложенные доводы, содержащиеся в иске; просил учесть необоснованность требования ответчика о применении срока исковой давности к сложившимся правоотношениям сторон.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Республики ФИО5 иск не признал, просит в удовлетворении такового отказать, ссылался на доводы, изложенные к отзыву на иск; просил применить срок исковой давности к сложившимся правоотношениям сторон.
Представитель Военного комиссариата Республики ФИО6 указала на обоснованность исковых требований, поддержала доводы отзыва на иск.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от
ДД.ММ.ГГГГ "О статусе военнослужащих" ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, осуществляется по нормам и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации во исполнение данной нормы Федерального закона утвердило Правила обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца.
Согласно п. 2 Правил, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 27 мая 2007 года N 313, право на получение средств из федерального бюджета имеют: члены семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в том числе при прохождении военной службы по призыву; члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более.
В силу пп. "а" п. 3 указанных Правил к членам семей погибших (умерших) военнослужащих относятся вдовы.
Согласно п. 11 поименованных Правил органы социальной защиты населения регистрируют справки о праве гражданина как члена семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, на получение средств на проведение ремонта; определяют размер средств на проведение ремонта, подлежащих выплате членам семей; принимают решение о выделении членам семей средств на проведение ремонта.
Правила содержат положение о том, что их действие не распространяется на граждан, проживающих в жилых домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан и расположенных в многоквартирных домах.
В соответствии со ст. 15 ЖК Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.
Согласно ст. 16 ЖК Российской Федерации к жилым помещениям относятся, в том числе жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Согласно п. 6 Правил, норма общей площади жилого дома для расчета размера средств на проведение ремонта составляет: 33 кв. метра - на одиноко проживающего гражданина; 42 кв. метра - на семью, состоящую из 2 человек; по 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
Судом установлено, что ФИО1 признана членом семьи военнослужащего, потерявшим кормильца.
Истица является собственником и проживает в индивидуальном жилом доме, расположенном по адресу: Республика Башкортостан, Балтачевский район, д. Тутагачево, <адрес>, одна.
Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ №, общая площадь жилых помещений жилого дома, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Балтачевский район, д. Тутагачево, <адрес>, составляет 21.5 кв. м, аналогичные сведения о площади домасодержатся в свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес>.
Распоряжением начальника Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Бирскому району и <адрес> принято решение о выделении ФИО1 средств федерального бюджета на проведение ремонта индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Балтачевский район, д. Тутагачево, <адрес> площадью 21,5 кв. м и включении в реестр получателей компенсационных выплат.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 произведена указанная выплата в сумме <данные изъяты>, что не оспаривалось.
В соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от
ДД.ММ.ГГГГ УП-274 «О территориальных органах Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан» Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Бирскому району и <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ ликвидировано, при этом постановлено: Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан обеспечить проведение ликвидационных процедур.
Согласно п. 5 Правил, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 27 мая 2007 года N 313, размер средств на проведение ремонта жилого дома рассчитывается по формуле: С = Н ЖИЛ * С СРЕД, где: С - размер средств на проведение ремонта; Н ЖИЛ - норма общей площади жилого дома, определяемая с учетом количества граждан, проживающих в доме и имеющих право на получение средств на проведение ремонта; С СРЕД - средняя стоимость ремонта 1 кв. м общей площади индивидуального жилого дома по субъекту Российской Федерации, на территории которого проживают члены семьи.
В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В порядке ст. 56 ГПК Российской Федерации не представлено доказательств нарушения при расчете спорной выплаты, с учетом фактически установленной общей площади индивидуального жилого дома ФИО1 – 21,5 кв. м, то есть меньше установленной п. 6 Правил предельной площади жилого дома – 33 кв. м. Таким образом, проверяя расчет выплаты средств федерального бюджета на проведение ремонта индивидуального жилого дома, суд приходит к выводу, что данный расчет произведен верно.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела судом представителем ответчика - Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан заявлено ходатайство о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности для обращения в суд с заявленными исковыми требованиями.
Пунктом 1 ст. 196 ГК Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 200 ГК Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Таким образом, срок исковой давности по требованию ФИО1 о взыскании средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта индивидуального жилого дома, составляет три года и начинает течь с того момента, когда ФИО1 должна была узнать о нарушении права.
В порядке ст. 56 ГПК Российской Федерации доказательств уважительности причин пропуска срока исковой давности, применительно к требованиям ст. 205 ГК Российской Федерации, не представлено.
В силу статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Денежные средства на компенсацию указанных льгот перечислялись истцу из средств бюджета, а нормативный акт о бюджете действует в течение календарного года, поэтому финансирование соответствующих расходов по компенсации льгот могло быть осуществлено в любой период времени в пределах финансового года. Об обстоятельствах, указанных в качестве основания иска, ФИО1 знала на момент получения ДД.ММ.ГГГГ выплаты в сумме <данные изъяты> О нарушении права на получение компенсации за предоставленные в 2011 году льготы истец могла и должна была узнать по окончании финансового года - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Суд считает несостоятельными доводы истцовой стороны о том, что истец о нарушении своих прав узнала только в 2015 году после обращения в Военную прокуратуру Уфимского гарнизона. Доводы о том, что истец ФИО1 после получения выплаты ДД.ММ.ГГГГ неоднократно обращалась в различные органы государственной и муниципальной власти за защитой ее прав на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта индивидуального жилого дома, суд отклоняет в качестве основания для восстановления срока исковой давности.
В суд с настоящим иском истец обратился ДД.ММ.ГГГГ (согласно оттиску штампа суда), таким образом, согласно ст. ст. 196, 200 ГК Российской Федерации ФИО1 М. Х. пропустила срок исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в соответствии со ст. 199 ГК Российской Федерации.
С учетом изожженного в удовлетворении иска Военного прокурора Уфимского гарнизона, действующего в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации в интересах ФИО1, к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о взыскании средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта индивидуального жилого дома, в размере <данные изъяты> следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░. 45 ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░1, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░. ░. ░░░░░