ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
91RS0003-01-2023-003480-44 № 2-3458/2023 № 33-1032/2024 (33-12272/2023) |
Председательствующий судья первой инстанции |
Благодатная Е.Ю. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 января 2024 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Заболотной Н.Н.,
судей – Кирюхиной М.А., Синани А.М.,
при секретаре – Мустафаевой Э.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить пенсию,
по апелляционной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 17 октября 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
В августе 2023 года ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить пенсию. Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец получил гражданство Российской Федерации и ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Однако решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого трудового стажа. Указанное решение ответчика истец считает незаконным, поскольку его стаж составляет 44 года, ранее с ДД.ММ.ГГГГ на территории Украины он был получателем пенсии по старости, как гражданин подвергшийся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В связи с боевыми действиями на территории Донецкой Республики он был лишен возможности иным образом подтвердить свой стаж и предоставить оригиналы соответствующих документов. На основании изложенного истец просил признать незаконным решение пенсионного органа № об отказе в назначении пенсии по старости как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; признать право на сохранение пенсии, назначенной Пенсионным фондом Украины по старости как гражданину, подвергшему воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; возложить обязанность на Отделение фонда пенсионного и социального, страхования РФ по Республике Крым назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, которую рассчитать на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в размере 17312 рублей 02 копейки; возложить обязанность на Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Крым при расчете пенсионного капитала учесть в трудовой стаж, указанный в трудовой книжке, в том числе следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учеба в Краматорском машиностроительном техникуме <адрес> УССР (стаж три года пять месяцев), срочная служба по призыву в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Южной группе войск в\ч 98720 (стаж два года десять дней); очное обучение в Воронежской специальной средней школе милиции МВД ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (стаж два года восемь месяцев).
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 октября 2023 года исковые требования ФИО2 удовлетворены частично. Признано незаконным решение Отдела установления пенсий № Управления установления пенсий Государственного учреждения — Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии по старости гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. На Государственное учреждение Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике ФИО4 возложена обязанность включить ФИО2 в общий страховой стаж периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учеба в Краматорском машиностроительном техникуме <адрес> УССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в Советской Армии; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - обучение в Воронежской специальной средней школе милиции МВД ФИО1. На Государственное учреждение Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике ФИО4 возложена обязанность назначить ФИО2 пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике ФИО4 подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. В доводах жалобы указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в ОСФР по Республике ФИО4 с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». К заявлению о назначении пенсии заявителем были предоставлены только паспорт и удостоверение участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в 1987г. серии А № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 под роспись уведомлен о необходимости предоставления дополнительных документов, а именно: оригинала трудовой книжки, справки о заработной плате до ДД.ММ.ГГГГ, оригинала военного билета, справки работодателя о периодах работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 1991-1995, 1995-2003, 2004-2022 годы, справки военного комиссариата о периоде службы 1982-1984гг., документа об образовании, справки о реорганизации работодателя, справки образовательного учреждения о периодах учебы с 1978 по 1982г. и с 1985 по 1988. Указанные документы в оригиналах истцом не предоставлены в установленный срок - до ДД.ММ.ГГГГ, что исключает возможность назначения пенсии.
В судебном заседании ФИО2 просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, поддержал возражения, поданные на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Верховного Суда Республики Крым. В канцелярию Верховного Суда Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
Руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о дне, месте и времени судебного заседания.
Изучив материалы дела, выслушав истца, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 26.01.2023г. ФИО2 обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 15.05.1991г. № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением Отделения № от 27.04.2023г. истцу отказано в назначении пенсии по старости как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку документов, подтверждающих страховой стаж, ФИО2 не предоставил. Клиентской службой (на правах отдела) в <адрес> по Республике ФИО4 оказано содействие в истребовании справок о страховом стаже за периоды работы с декабря 1987г. по январь 1988г., с 1991г. по 1995г., с 1995г. по 2003г., с 2004г. по 2022г., период учебы с 1978г. по 1982г., с сентября 1985г. по май 1988г., период прохождения службы в Советской Армии с апреля 1982г. по апрель 1984г. До настоящего времени ответ не поступил.
Согласно удостоверению серии А №, выданному ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году (категория 2) (л.д.15).
Указанное следует также из удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 серии Р № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Министерством труда и социальной защиты Республики ФИО4 (л.д.97).
Данные обстоятельства подтверждаются также справкой, выданной ФГКУ ОУ ВО Воронежский институт от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ направлен и принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС путем несения службы по охране общественного порядка в зоне ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (л.д.27).
Согласно трудовой книжке ФИО2 серии БТ-1 № от ДД.ММ.ГГГГ истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил производственную практику в должности токарь карусельщик 2 рабочий ПО «Ново-Краматорский машзавод»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учеба в Краматорском машиностроительном техникуме; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности токаря расточником 2 рабочим ПО «Ново-Краматорский маш.завод»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в рядах Советской Армии; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в органах внутренних дел; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работал в должности начальника Краматорского филиала СПТО «Охрана»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работал в должности заместителя начальника отделения СПТО «Охрана»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работал в должности начальника Краматорского филиала АОЗТ СПТО «Охрана»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работал в должности начальника Краматорского филиала АОЗТ СПТО «Охрана»; ДД.ММ.ГГГГ принят на должность директора фирмы ООО «Коммерческая фирма «Охрана» (л.д.29-31).
Ранее ФИО2 на территории государства Украина была назначена пенсия по возрасту, что подтверждается удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18).
В материалы дела истцом представлен диплом ДТ № о том, что ФИО2 в период с 1978 по ДД.ММ.ГГГГ обучался в Краматорском машиностроительном техникуме (л.д.25).
Также представлен дубликат диплома о среднем профессиональном образовании ФГКОУВО «Воронежский институт МВД России» <адрес> по квалификации техника электросвязи, приложение к диплому (л.д.106-108).
Согласно военному билету НУ № истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в рядах Советской Армии, что также подтверждается архивной справкой ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» (л.д.32,81).
Из информации Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что при условии включения ФИО2 в расчет стажа для определения права спорных периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учебы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – служба в Вооруженных силах по призыву, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учебу, право на пенсию не возникает, поскольку не представлен оригинал трудовой книжки, военного билета, диплома, справки, подтверждающей участие в ликвидации аварии на ЧАЭС (л.д.48).
Удовлетворяя частично исковые требования о возложении обязанности включить ФИО2 в общий страховой стаж периоды обучения и службы в Советской Армии, возложении обязанности назначить ФИО2 пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции исходил из того, что истец ФИО2 является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и имеет стаж работы не менее 5 лет, который подтверждается трудовой книжкой.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют требованиям действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Отказ в назначении пенсии в связи с утратой документов или по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01.01.2015.
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" к числу лиц, имеющих - право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, отнесены граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
На основании п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливающей условия назначения пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, право на пенсию имеют мужчины, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, в возрасте 50 лет при наличии трудового стажа не менее пяти лет.
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и другими федеральными законами.
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 названного Закона.
Так, в соответствии со ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Статьей 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 установлены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, к числу которых отнесены граждане, принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы (п. 3 ч. 1 данной статьи).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 2 ст. 28.1 настоящего Закона, на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Согласно ст. 49 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территории Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом. Гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом (ст. 49 Закона N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан.
Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 166-ФЗ).
Аналогичная норма содержится в пункте 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 3 статьи 22 Закона № 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые для подтверждения права на страховую пенсию документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно» телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема (заявления многофункциональным центром предоставления государственных, и муниципальных услуг.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2021 года № 538н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" (далее - Перечень №538н).
Пунктом 2 Перечня № 538н предусмотрено, что для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства (место пребывания, место фактического проживания гражданина) на территории Российской Федерации, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях". Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации",
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 54 Перечня № 538н).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 18 Перечня №538н, для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в зависимости от категории гражданина необходимы документы (сведения), удостоверяющие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункт 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 107 Перечня №538н участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф подтверждается удостоверением установленного образца и (или) документами, выдаваемыми органами местного самоуправления о проживании на загрязненной территории.
В соответствии с пунктом 109 Перечня №538н работа (периоды работы) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается документами, предусмотренными для подтверждения периодов работы, включаемых в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
В соответствии с пунктом 110 Перечня № 538н трудовой стаж подтверждается в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых пенсиях" для подтверждения страхового стажа.
Статьей 66 ТК РФ установлено, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В соответствии с пунктом 120 Перечня № 538н период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, военным билетом, документами, выданными военными комиссариатами, воинскими подразделениями, архивными организациями.
Ранее до 01.01.2023г. на территории Российской Федерации действовало Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (заключено в г. Москве 13 марта 1992 года)
В соответствии со статьями 1 и 11 Соглашения, участниками которого являются Российская Федерация и Украина, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Исходя из указанного правового регулирования, документ, выданный на территории государства, участника данного Соглашения, подтверждающий обстоятельства, имеющие значение для пенсионного обеспечения гражданина, должен соответствовать законодательству выдавшего его государства, а не государства, в котором решается вопрос о пенсионном обеспечении гражданина.
По смыслу ст. 38 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" прекращение международного договора Российской Федерации не освобождает сторону договора от выполнения обязательств, возникших в результате выполнения договора до его денонсации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, также засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 11 настоящего Федерального закона.
Прохождение военной службы гражданами СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности".
В статье 73 Закона СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.
Пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно включен в страховой стаж период службы истца в рядах Советской Армии с 19.04.1982г. по 29.04.1984г.
В соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ при поступлении на работу работник обязан представить документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
Подпунктом «и» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР № 590 от 03 августа 1972 года предусмотрено включение в общий стаж обучения в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях, а также техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д. при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте «к» указанного пункта.
Таким образом, из системного анализа содержания указанных норм следует, что периоды обучения, имевшие место до 1 января 1992 года, могут быть засчитаны в страховой стаж соответствующего работника, только при наличии стажа работы или службы указанной в п. «к» вышеназванного Положения до поступления в учебное заведение.
Поскольку согласно трудовой книжке периоды обучения имели место до 1 января 1992 года, этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в рядах Советской Армии, в составе органов внутренних дел, судом первой инстанции обоснованно включены спорные периоды обучения в общий страховой стаж истца.
Согласно статье 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. (ч. 2 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые для подтверждения права на страховую пенсию документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
В случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления, осуществления перерасчета размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частью 7.2 настоящей статьи, до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца (п. 8 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях")
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" рекомендовано обратить внимание судов на необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части решения, с тем чтобы оно не вызывало вопросов при его исполнении. С этой целью в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика для восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.
Необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона N 173-ФЗ).
С учетом разъяснений, содержащихся в п. 29 (вопрос 29) Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г., если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.
Как следует из материалов дела, истец по объективным причинам не имел возможности в установленный срок предоставить необходимые для назначения пенсии оригиналы документов, вместе с тем, данные документы представлены суду.
Поскольку материалами дела подтверждается, что истец ФИО2 является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеет соответствующий стаж работы не менее 5 лет, с учетом включенных судом периодов учебы и службы в рядах Советской Армии, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии у истца права на назначение пенсии по старости, предусмотренной ст. 30 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 и ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ.
Вместе с тем, суд первой инстанции возложил обязанность на ГУ – Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по республике Крым включить в общий страховой стаж ФИО2 период обучения в Воронежской специальной средней школе милиции МВД ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, тогда как согласно выписке из послужного списка ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №/Г, предоставленного МВД по Донецкой Народной Республике истец проходил обучение в Воронежской специальной средней школе милиции МВД ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ (л.д.129-130), в связи с чем решение суда в указанной части подлежит изменению в части периода обучения в Воронежской специальной средней школе милиции МВД ФИО1, подлежащего включению в общий страховой стаж, с указанием такого периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ изменить в части периода обучения в Воронежской специальной средней школе милиции МВД ФИО1, подлежащего включению в общий страховой стаж, указав период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья Н.Н. Заболотная
Судьи: М.А. Кирюхина
А.М. Синани