Дело № 2-7898/2018
Решение
именем Российской Федерации
20 сентября 2018 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Г.В. Фандеевой,
при секретаре В.С. Быконя,
с участием представителя истца - помощника прокурора г. Благовещенска Пнева А.А., представителя ответчика – Колягиной Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к АО «Амурские коммунальные системы» о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Благовещенска, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой г. Благовещенска проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при подготовке объектов к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 годы. По результатам проверки установлено, что ОАО «АКС» по договору аренды переданы 22 котельных установки и оборудование с целью организации предоставления населению г. Благовещенска коммунальных услуг путем поддержания арендатором арендованного имущества в исправном состоянии, проведения арендатором за свой счет текущего ремонта имущества принятия арендатором всех необходимых мер для обеспечения функционирования и сохранности имущества.
25.07.2018 года между АО «АКС» и ООО «Богучануголь» заключен договор на поставку угольной продукции в объеме 80000 тонн, срок поставки август 2018 – апрель 2019 года. 25.07.2018 между АО «АКС» и ООО «РуТЭК» заключен договор на поставку угля в объеме 15000 тонн, срок поставки август 2018 – апрель 2019 года
06.09.2018 года в прокуратуру г. Благовещенска из администрации г. Благовещенска поступила информация по факту невыполнения АО «АКС» графика поставки твердого топлива. Согласно графика поставки твердого топлива, в рамках указанных договоров на склады ответчика должен был поступить уголь в следующих объемах: июнь – 1000 тонн, июль - 4000 тонн, август - 12566 тонн, сентябрь - 10000 тонн.
Распоряжением Правительства Амурской области от 27.06.2018 N 76-р «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно- энергетического комплекса Амурской области к отопительному периоду 2018 - 2019 года», для города Благовещенска утвержден объем поставок твердого топлива на муниципальные котельные для создания нормативного запаса к началу отопительного периода, который составляет уголь в количестве 24846 тонн.
В результате проведенной проверки установлено, что остатки твердого топлива - угля на котельных и складах ОАО «АКС» по состоянию на 07.09.2018 составляет 9,01 тонн, что составляет 36% от нормативного запаса.
Непринятие ОАО «АКС» мер по созданию нормативного запаса топлива к отопительному сезону 2018-2019 г.г. может привести к остановке работы котельных, что приведет к срыву начала отопительного сезона и нарушению прав потребителей на обеспечение надежного теплоснабжения в отопительный период, а именно права на своевременное и качественное оказание услуг, в том числе на теплоснабжение.
На основании изложенного, истец просит признать бездействие ОАО «Амурские коммунальные системы», выразившееся в непринятии мер по обеспечению нормативного запаса топлива к началу отопительного сезона 2018-2019 гг. незаконным; обязать ОАО «Амурские коммунальные системы» обеспечить наличие нормативного запаса твердого топлива - угля к началу отопительного сезона 2018-2019 г.г. в количестве 24846 тонн; обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель истца на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, высказывал доводы, аналогичные доводам искового заявления, указал, что готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону топливом котельных должна быть 70%, однако, проверкой установлено, что готовность к отопительному сезону 36% от норматива, что может привести к срыву отопительного сезона. Просил требования удовлетворить, обратить решение к немедленному исполнению.
Представитель ответчика возражала против заявленных требований, поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях, указала, что бездействия со стороны ответчика в данном случае отсутствуют. В целях обеспечения котельных топливом на отопительный период 2018-2019 года, АО «АКС» было проведено два открытых конкурса на право заключения договора поставки угольной продукции в 2018-2019 гг. для нужд АО «АКС», по результатам которого определились два поставщика угольной продукции ООО «РуТЭК» и ООО «Богучануголь», с которыми впоследствии были заключены договора на поставку угля. Оплата по данным договорам произвелась вовремя. В настоящее время уголь отгружается и доставляется. Нормативный запас должен быть на начало отопительного сезона, в настоящее время отопительный сезон еще не наступил. Ответчиком предприняты все меры для формирования необходимого запаса топлива на начало отопительного сезона. В настоящее время уголь идет железной дорогой. Задержка поставки угля имеется. Направлялись претензии в адрес поставщика, но, как стало известно, задержка по причине дефицита подвижного состава, данный вопрос решается на уровне власти. Врио губернатора Амурской области были направлены обращения в адрес председателя правления ОАО «РЖД», генерального директора АО «ФГК». Также министром по развитию Дальнего Востока были направлены соответствующие обращения в адрес Министра транспорта РФ, Министра энергетики РФ, Министра строительства и ЖКХ РФ. Отсутствие вагонов не является виной АО «АКС». 01.10.2018 года сформируется запас твердого топлива по нормативу, в связи с чем, считает исковые требования преждевременными. Также пояснила, что в г. Райчихинск имеется склад, в котором имеется запас угля в количестве 15 000 тонн, который можно доставить машинами, в случае нехватки твердого топлива к началу отопительного сезона. Просила в иске отказать.
В судебное заседание представитель третьего лица администрации г. Благовещенска не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствие. Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ суд определил приступить к рассмотрению дела при данной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ОАО «Амурские коммунальные системы» реорганизовано в АО «Амурские коммунальные системы».
В силу ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из условий обеспечения достойной жизни населения является энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение жилых домов.
Статья 2 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусматривает, что передача тепловой энергии, теплоносителя – это совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
В силу п. 8 ч. 5 ст. 20 названного закона теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 этого же Федерального закона общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 5 указанного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 20 «О теплоснабжении» от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие и теплосетевые организации подлежат проверке на предмет готовности к отопительному периоду, в том числе в целях подтверждения наличия нормативного запаса топлива.
Согласно подп. «в» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011N 354, предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.
В соответствии с пунктами 4.1.1, 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Согласно п.п. 2, 15 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Минэнерго России от 10.08.2012 года № 377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива. Основной нормативный запас топлива определяется не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.
Распоряжением Правительства Амурской области от 27.06.2018 №76-р «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Амурской области к отопительному периоду 2018-2019 года», для города Благовещенска утвержден объем поставок твердого топлива на муниципальные котельные для создания нормативного запаса к началу отопительного периода, который составляет уголь в количестве 24846 тонн.
Судом установлено, что 16 июля 2005 года между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска и АО «Амурские коммунальные системы» заключены договоры аренды движимого и недвижимого имущества № 001-АКС/Т, № 002-АКС/Т, № 003-АКС/Т, в соответствии с которыми в аренду АО «Амурские коммунальные системы» переданы 22 котельные установки и оборудование для его текущей эксплуатации по целевому назначению, а именно – использованию в хозяйственной деятельности, связанной с обеспечением потребителей услугами теплоснабжения в границах г. Благовещенска.
В ходе проведенной прокуратурой г. Благовещенска проверки установлено, что по состоянию на 07.09.2018 года остатки угля на котельных и складах АО «АКС» составляют 9,01 тонн, что составляет 36% от нормативного запаса.
При этом, п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России №170 от 27.09.2003, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого – не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого – по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода.
Согласно представленной в ходе дела представителем АО «АКС» информации, по состоянию на 19 сентября 2018 года на котельных, эксплуатируемых Обществом, запасы угля составляют 9842,00 тонны.
Таким образом, из представленных документов следует, что у ответчика на 19 сентября 2018 года отсутствует нормативный запас топлива, необходимый к началу отопительного периода составляющий не ниже 70% нормативного запаса.
При этом, из пояснений представителя ответчика и представленных договоров поставки угольной продукции № 01-/-13003 с ООО «Богучануголь» и № 01-/-12957 с ООО «РуТЭК» следует, что ответчиком предпринимаются все необходимые действия для подготовки к отопительному сезону, поставка и отгрузка угля на котельные производятся ежедневно и к началу отопительного сезона котельные будут обеспечены запасом топлива.
Также ответчиком представлено письмо от ООО «Богучануголь» в котором указано, что ООО «Богучанугодь» готово предоставить уголь в объеме не менее 15000 тонн, необходимых для прохождения отопительного сезона.
Однако, представленные документы не являются бесспорными доказательствами наличия запаса основного и резервного топлива и исполнении обязанности по его обеспечению до начала отопительного периода 2018-2019 года.
Нарушение законодательства АО «Амурские коммунальные системы» об обеспечении неснижаемого нормативного запаса топлива на котельных г. Благовещенска, позволяющего обеспечить бесперебойную работу теплоисточников при максимальной нагрузке в течение всего отопительного периода 2018-2019 года, нарушает права неопределенного круга лиц на условия, обеспечивающие достойную жизнь населения, одним из которых является теплоснабжение жилых домов.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, суд находит доводы прокурора в части возложения на ответчика обязанности обеспечить наличие нормативного запаса твердого топлива – угля к началу отопительного сезона 2018-2019 года в количестве 24846 тонн обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, доводы прокурора о непринятии ответчиком мер по обеспечению нормативного запаса топлива судом откланяются и признаются безосновательными, поскольку анализ представленных документов показал, что АО «АКС» предпринимались действия, направленные на заключение договоров поставки угольной продукции с установлением графика его поставки и отгрузки. При этом, отставание от графика отгрузки не связано с какими-либо действиями либо бездействиями ответчика, а согласно информации поставщика ООО «Богучануголь» связано с недообеспечением вагонным парком, отсутствием маневренных электровозов и дефицитом вагонов на экспорт. Как силами ответчика и поставщика, так и органами власти субъекта РФ, предпринимались меры по устранению возникших причин для возможности поставки угля к началу отопительного сезона и, следовательно, обеспечения необходимого нормативного запаса на отопительный период 2018-2019 года.
Таким образом, оснований для признания бездействия ответчика, выразившиеся в непринятии мер по обеспечению нормативного запаса топлива к началу отопительного сезона, не имеется.
Согласно ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
С учетом того, что нарушенные права граждан - жителей города Благовещенска, на ежедневное бесперебойное снабжение тепловой энергией и горячей водой в силу своего характера в будущем не могут быть восстановлены, а также с учетом имеющейся реальной угрозы возникновения необратимых последствий при прохождении отопительного сезона 2017-2018 годов, суд приходит к выводу о необходимости обратить решение суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора города Благовещенска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к АО «Амурские коммунальные системы» о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия, удовлетворить в части.
Обязать Акционерное общество «Амурские коммунальные системы» обеспечить наличие нормативного запаса твердого топлива – угля к началу отопительного сезона 2018 – 2019 г. г. в количестве 24846 тонн.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
В удовлетворении исковых требований в остальной части прокурору города Благовещенска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть 25 сентября 2018 года.
Председательствующий судья Г.В. Фандеева