Дело №2-1049/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Аберкон И.В., при секретаре Барбасовой Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухта Республики Коми 04 апреля 2016 года гражданское дело по заявлению прокурора города Ухты в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» о признании имущества бесхозяйным, обязании принять в муниципальную собственность бесхозяйное имущество,
установил:
Прокурор г. Ухты РК обратился в Ухтинский городской суд РК в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» (далее – Комитет по управлению муниципальным имуществом, КУМИ) об обязании принять в муниципальную собственность бесхозяйное имущество – газораспределительный пункт по адресу: ..... В обоснование заявленных требований указано, что в прокуратуру города поступила информация из Ухтинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора о наличии на территории .... отдельно стоящего газораспределительного пункта (далее по тексту – ГРП). Рассматриваемый ГРП является социально значимым объектом, так как посредством данного ГРП производится понижение давления природного газа для поселковой котельной, эксплуатируемой Ухтинским филиалом ОАО «Коми тепловая компания» (опасный производственный объект «Система теплоснабжения п. Подгорный»), вырабатывающей теплоноситель для отопления жилых домов поселка Подгорный; для сетей филиала АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» в г. Ухте, предназначенных для газоснабжения жилых домов п. Подгорный (опасный производственный объект «Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая г. Ухта»), являющегося поставщиком газа в жилые дома поселка Подгорный. Согласно информации, полученной из Ухтинского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Республике Коми от <...> г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует сведения о правопритязаниях на газораспределительный пункт по адресу: ..... В соответствии с информацией, поступившей из Ухтинского отделения филиала по Республике Коми ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» право собственности на ГРП по адресу: .... также не зарегистрировано. В Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» в реестре муниципальной собственности спорное имущество отсутствует. Учитывая, что обязанность по принятию мер по включению в состав муниципальной собственности имущества в виде бесхозяйных сетей возложена на КУМИ, прокурором города Ухты заявлены вышеуказанные требования.
В ходе судебного разбирательства от прокурора поступило заявление о дополнении и уточнении исковых требований, в котором прокурор просит признать имущество – газораспределительный пункт, расположенный по адресу: .... бесхозяйным и обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» принять данное имущество в муниципальную собственность.
В настоящем судебном заседании помощник прокурора Чупрова А.А. настаивала на удовлетворении заявленных требованиях с учетом дополнений и уточнений, доводы заявления поддержала.
Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» Гайдучек Т.А. и представитель администрации МОГО «Ухта» Меньшенина А.В., действующие по доверенностям, в судебном заседании с вышеуказанными требованиями прокурора не согласились, пояснив, что газораспределительный пункт по адресу: ...., должен быть принят тем лицом, в фактическом пользовании которого он находится, - ОАО «Ветлосяновские стройматериалы» (далее - ОАО «Вестр») либо может быть принят в собственность АО «Газпром газораспределение Сыктывкар», исходя из специфики и предназначения данного имущества; фактическое использование объекта ОАО «Вестр» свидетельствует о том, что данное имущество не является бесхозяйным. Кроме того, на принятие и содержание данного имущества (учитывая и состояние объекта) требуются значительные денежные средства, которые у органа местного самоуправления отсутствуют.
Представитель АО «Коми тепловая компания» по доверенности Гуляева О.Н., в судебном заседании поддержала требования прокурора .....
Представители Печорского управления Ростехнадзора, ОАО «Ветлосяновские стройматериалы», АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» в настоящее судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В ранее проведенном судебном заседании представитель Печорского управления Ростехнадзора по доверенности Шмитова Ю.В. поддержала требования прокурора и просила их удовлетворить, пояснив дополнительно, что на данный момент ГРП ....) нигде не учтен, что является нарушением требований промышленной безопасности, в реестре опасных производственных объектов не зарегистрирован, на балансе ОАО «Вестр» не числится, поставка газа на территорию завода ОАО «Вестр» не осуществляется, договорных отношений между ОАО «Вестр» и ОАО «Газпром межрегионгаз Ухта» нет, установить собственника объекта не представляется возможным, ранее Ухтинский территориальный отдел Печорского управления Ростехнадзора направлял письма в администрацию МОГО «Ухта» с просьбой принять указанное имущество на баланс, однако, положительного ответа не последовало.
Представитель ОАО «Ветлосяновские стройматериалы» Мельничук Е.Л., действующая по доверенности, в ранее проведенном судебном заседании не возражала относительно удовлетворения требований прокурора, пояснив, что ГРП .... не находится в пользовании (эксплуатации) ОАО «Вестр», на балансе общества не числится, фактически ОАО «Вестр» никакого отношения к данному объекту не имеет.
Представитель АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» по доверенности Бордюга И.Ю. в ранее состоявшемся по делу судебном заседании поддержал требования прокурора, представил отзыв на иск, пояснив, что в силу ст. 7 Федерального закона №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений городских округов.
Привлеченные судом к участию в деле: Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представили отзывы на заявленные требования, просят рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
ТУ Росимущества в Республике Коми сообщает, что в территориальной базе данных Реестра федерального имущества в Республике Коми объект недвижимости – газораспределительный пункт, расположенное по адресу: ...., не учтен; в соответствии с постановлением Правительства РФ от <...> г.. .... «О совершенствовании учета федерального имущества» обязанность по предоставлению данных об имуществе для внесения его в реестр федерального имущества возложена на юридические лица, на балансе которых находится соответствующее имущество; юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Коми и имеющие на балансе федеральное имущество, сведений по внесению данного объекта в Реестр федерального имущества не представляли; таким образом, сведения о том, что вышеуказанный объект находится в собственности Российской Федерации, отсутствуют. В отзыве на заявленные требования ТУ Росимущества в РК указывает, что в соответствии с пп.4 п.1 ст.16 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного имущества и тем самым в определенной мере создавать условия для контроля и надзора за ним. Таким образом, по мнению ТУ Росимущества в РК ГРП .... должен перейти в муниципальную собственность.
Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих в деле лиц, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 225 Гражданского кодекса бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1 в ред. Федерального закона от <...> г. N 141-ФЗ). По правилам ст. 226 Гражданского кодекса РФ брошенные вещи, за исключением указанных в абзаце 1 части 2 ст. 226 ГК РФ, поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 91-ФЗ).
Согласно п.1 ч.2 ст.50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
В силу п.8 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Судом установлено, что на территории .... в ....) имеется отдельно стоящий газораспределительный пункт (далее - ГРП), не имеющий собственника. Данный ГРП является социально значимым объектом. Посредством ГРП производится понижение давления природного газа для поселковой котельной, эксплуатируемой Ухтинским филиалом ОАО «Коми тепловая компания» (опасный производственный объект «Система теплоснабжения ....»), вырабатывающей теплоноситель для отопления жилых домов поселка Подгорный; для сетей филиала АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» в ...., предназначенных для газоснабжения жилых домов .... (опасный производственный объект «Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая ....»), являющегося поставщиком газа в жилые дома поселка Подгорный.
Объяснениями участвующих в деле лиц и материалами дела с достоверностью подтверждается, что указанный объект не имеет собственника, в составе какого –либо опасного производственного объекта не зарегистрирован, на чьем-либо балансе не числится. Доводы Комитета в этой части опровергаются представленными суду доказательствами.
Из писем филиала АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» и ОАО «Коми тепловая компания» от 15.10.2015г. следует, что у данных организаций отсутствуют основания для включения ГРП .... в состав эксплуатируемых ими опасных производственных объектов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что объект – газораспределительный пункт, расположенный по адресу: ...., не зарегистрирован как недвижимое имущество. Согласно сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по .... от <...> г.. в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об объекте недвижимости - газораспределительном пункте, расположенном по адресу: ....а; с заявлением о постановке данного объекта на государственный кадастровый учет никто не обращался. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – газораспределительный пункт, расположенный по адресу: ...., о чем свидетельствует уведомление Ухтинского отдела Управления Росреестра по .... от <...> г.. Сведения о правопритязаниях на объект отсутствуют.
По сведениям Ухтинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по .... по адресу: .... объект – газораспределительный пункт отсутствует. По указанному адресу состоит на государственном техническом учете объект недвижимости - здание убежища .... (склад длительного хранения грузов); сведений о зарегистрированных правах на данный объект не имеется.
По информации сведениям Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений объект недвижимости – газораспределительный пункт, расположенный по адресу: ...., в реестре государственного имущества Республики Коми по данным автоматизированной системы «Учет и управление объектами государственной собственности Республики Коми» не учитывается.
Установлено, что в реестре федеральной собственности указанный ГРП также не учтен, о чем в дело представлена соответствующая информация ТУ Росимущества в РК.
Согласно Положению о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта»», утв. решением Совета МО городского округа "Ухта" от 26.06.2007 N 44 (в ред. решения Совета МО городского округа "Ухта" от 16.11.2010 N 464 (ред. 28.09.2011)), Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Ухта" является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования городского округа "Ухта", входящим в структуру администрации муниципального образования городского округа "Ухта", уполномоченным на осуществление функций по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Ухта", за исключением земельных участков (раздел 1, пункт 2); Комитет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет основные функции, в т.ч. осуществляет постановку на учет бесхозяйного имущества, расположенного на территории муниципального образования, и обращается в судебные органы для решения вопроса о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты (раздел 2, пункт 2, подпункт 5).
В целях обеспечения органов местного самоуправления МОГО «Ухта» достоверными сведениями, необходимыми для осуществления инвестиционной и иной хозяйственной деятельности на территории МОГО «Ухта», в соответствии со ст. 225,226,236 Гражданского кодекса РФ, ст. 38 Устава МОГО «Ухта», пунктом 2.2.13 Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности МОГО «Ухта», утвержденным решением Совета МОГО «Ухта» от 06.03.2008 г. № 152, Постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» от 18.02.2009 г. № 263 утвержден Порядок работы с бесхозяйным имуществом на территории муниципального образования.
Пунктом 1.3. Порядка обязанность по выявлению бесхозяйного движимого и недвижимого имущества на территории МОГО «Ухта» возложена на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта».
В соответствии с разделом 3 Порядка работа по признанию права муниципальной собственности МОГО «Ухта» на бесхозяйный объект движимого имущества осуществляется в порядке, установленном ст. 226 ГК РФ и главой 33 ГПК РФ.
Расходы, связанные с технической инвентаризацией и паспортизацией выявленных бесхозяйных объектов, их постановкой на государственный учет, и судебные издержки по делам о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты несет Комитет в пределах средств, выделенных на эти цели на текущий финансовый год (п. 1.4. Порядка).
Таким образом, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» должен был принять меры по своевременному включению в состав муниципальной собственности имущества в виде бесхозяйного газораспределительного пункта, расположенного по адресу: ..... Отсутствие финансирования не освобождает от указанной обязанности.
На основании изложенного, учитывая, что о правах на указанный объект никем не заявлено, суд полагает возможным удовлетворить заявление прокурора ...., признать имущество –газораспределительный пункт, расположенный по адресу: ...., бесхозяйным и обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» принять данное имущество в муниципальную собственность МОГО «Ухта».
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора .... в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать имущество - газораспределительный пункт, расположенный по адресу: ...., бесхозяйным.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Муниципального образования городского округа «Ухта» принять в муниципальную собственность бесхозяйное имущество - газораспределительный пункт, расположенный по адресу: .....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд РК в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, т.е. с 11 апреля 2016 года.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон