Дело № 2а-103/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Краснощёково 09 апреля 2019 года
Краснощёковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Степанец О.И.,
при секретаре Сергеевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Алтайскому краю к Перегудову В.С. о взыскании задолженности по уплате налогов и пени,
Установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Алтайскому краю (далее МИФНС России №12 по Алтайскому краю) обратилась в суд с административным иском к Перегудову В.С. о взыскании задолженности, указав, что в соответствии с п.1 ст. 388 НК РФ Перегудов В.С. является плательщиком земельного налога на принадлежащие ему земельные участки с кадастровыми номерами №, на который в соответствии с п. 3 ст. 396 НК РФ должнику начислен земельный налог за 2016 год. Указанный налог Перегудов В.С. не уплатил. Общая сумма задолженности по уплате налога за указанный период времени составляет 10718 руб.
В соответствии ст. 400 НК РФ Перегудов В.С. является плательщиком налога на имущество физических лиц на принадлежащие ему строения по адресу: <адрес>, на который в соответствии с гл. 32 НК РФ должнику начислен налог на имущество физических лиц за 2015-2016 годы. Задолженность за указанные годы составляет 13975 руб.
В соответствии со ст. 357 НК РФ и законом Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края» № 66-ЗС от 10.10.2002 (с изменениями и дополнениями) Перегудов В.С. является плательщиком транспортного налога на принадлежащие ему транспортные средства: САЗ 3503 государственный регистрационный знак №, ГАЗ 2705 государственный регистрационный знак №, УАЗ 315195 государственный регистрационный знак №, трактор МТЗ государственный регистрационный знак №. Административный ответчик не уплатил транспортный налог за 2014, 2016 годы на указанные транспортные средства. Общая сумма задолженности составляет 10764 руб.
В соответствии со ст. 75 НК РФ, должнику на сумму несвоевременно уплаченного налога начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанностей по уплате земельного налога в размере 69,31 руб., налога на имущество физических лиц в размере 90,38 руб., транспортного налога в размере 69,60 руб.
Административной истец просит взыскать с Перегудова В.С. земельный налог за 2016 год в размере 10718 руб., пени в сумме 69,31 руб., налог на имущество физических лиц за 2015-2016 годы в сумме 13975 руб., пени в сумме 90,38 руб., транспортный налог за 2014, 2016 годы в размере 10764 руб., пени в сумме 69.60 руб.,
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС №12 по Алтайскому краю не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, просил провести судебное заседание в его отсутствие.
Административный ответчик Перегудов В.С. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие.
Исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Перегудов В.С. является плательщиком земельного налога на принадлежавшие ему в 2016 году и зарегистрированный на его имя в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю земельные участки с кадастровыми номерами №.
Исходя из налоговой ставки для указанных земельного участка и количества месяцев, в течение которых они зарегистрированы на имя Перегудова В.С. в 2016 году МИФНС России № 12 по Алтайскому краю рассчитан земельный налог на земельные участки с кадастровыми номерами № за указанные годы. Сумма задолженности по налогу составила 10718 руб.
В соответствии со ст. 75 НК РФ должнику на сумму несвоевременно уплаченного налога начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанностей по уплате земельного налога в размере 69,31 руб.
Согласно ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение помещение.
В силу п. 1 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога на имущество физических лиц производится в срок не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Перегудов В.С. являлся плательщиком налога на имущество физических лиц на принадлежащие ему в 2015-2016 годах строения по адресу: <адрес>, зарегистрированные в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю.
Исходя из налоговой ставки для указанных строений и количества месяцев, в течение которых они зарегистрированы на имя Перегудова В.С. в 2015-2016 годах МРИ ФНС России № 12 по Алтайскому краю рассчитан налог на имущество физических лиц за 2015-2016 годы. Сумма задолженности по налогу составила 13975 руб.
В соответствии со ст. 75 НК РФ, должнику на сумму несвоевременно уплаченного налога начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанностей по уплате налога на имущество физических лиц в размере 90,38 руб.
В соответствии со ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговым периодом признается календарный год (ч.1 ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу п.3 ст.363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Перегудов В.С. являлся плательщиком транспортного налога на принадлежавшие ему в 2014, 2016 годах транспортные средства: САЗ 3503 государственный регистрационный знак №, ГАЗ 2705 государственный регистрационный знак №, УАЗ 315195 государственный регистрационный знак №, трактор МТЗ государственный регистрационный знак №.
Исходя из налоговой ставки для указанных транспортных средств и количества месяцев, в течение которых транспортные средства были зарегистрированы на имя Перегудова В.С., в 2014, 2016 годах МРИ ФНС России № 12 по Алтайскому краю рассчитан транспортный налог на указанные транспортные средства за 2014, 2016 годы в сумме 10764 руб.
В соответствии со ст. 75 НК РФ, должнику на сумму несвоевременно уплаченного налога начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанностей по уплате транспортного налога в размере 69,60 руб.
В соответствии со ст.1 НК РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ.
В силу п.1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п.2 ст. 48 НК РФ).
В соответствии с п.3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица за спорный период производилось в соответствии с гражданским процессуальным законодательством. Рассмотрение подобных дел в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве производится в порядке, предусмотренном ФЗ от 08.03.2015 года №23-ФЗ.
Таким образом, налоговым законодательством установлен срок применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога в отношении налогоплательщика в случае неисполнения последним данной обязанности.
Согласно ч.2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Налоговой инспекцией выявлено неисполнение налогоплательщиком Перегудовым В.С. обязанности по уплате земельного налога за 2016 год в размере 10718 руб., транспортного налога за 2014, 2016 годы в размере 10764 руб. и налога на имущество физических лиц за 2015-2016 годы в размере 13975 руб.
В материалах административного дела имеются налоговые уведомления на уплату земельного налога и налога на имущество физических лиц за указанные годы.
Впоследствии, в связи с неисполнением налогового уведомления в соответствии с требованиями ст.70 НК РФ заказным письмом по месту регистрации административного ответчика направлено налоговое требование № 17869 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.12.2017 со сроком его исполнения до 13.02.2018. В требованиях налоговым органом разъяснено право взыскания с должника налогов (сборов, пеней, штрафов) в судебном порядке.
Установленный ст. 48 НК РФ и ст. 286 КАС РФ шестимесячный срок для взыскания обязательных платежей и санкций является пропущенным налоговым органом.
В своем ходатайстве административный истец просит восстановить пропущенный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании с административного ответчика суммы задолженности по налогам и пени. В обоснование доводов ходатайства инспекция указывает на осуществление контроля за своевременной уплатой местных налогов физическими лицами, контроле правильности исчисления и своевременности уплаты налогов юридическими лицами и предпринимателями, в связи с чем взыскание задолженности в полном объеме со всех должников, в установленные НК РФ сроки, им затруднительно.
Суд считает, что административным истцом не приведены исключительные обстоятельства, которые бы препятствовали обратиться в суд с заявлением о взыскании налогов и пени с административного ответчика в течение установленного срока за спорный период. Большие объемы работы налогового органа, отсутствие специалистов, необходимость осуществления контроля за субъектами налоговых правоотношений, контроля правильности исчисления и своевременности уплаты налогов не являются препятствием для обращения в суд за защитой нарушенных прав в установленный срок. В связи с чем причина пропуска срока, указанная в ходатайстве, не может быть признана судом уважительной. Кроме того, пропущенный срок на подачу административного иска является длительным - более 3 лет.
Нарушение налоговым органом срока на обращение в суд для взыскания налога и пени является обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дела данной категории.
Суд считает, что пропуск административным истцом срока для взыскания налогов и пени с административного ответчика и непредставление доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин его пропуска, является основанием для отказа в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока и в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах, заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 290, ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Алтайскому краю к Перегудову В.С. о взыскании задолженности по уплате земельного налога в размере 10718 рублей, пени в размере 69 рублей 31 копейки за 2016 год, транспортного налога в размере 10764 рублей, пени в размере 69 рублей 60 копеек за 2014, 2016 годы, налога на имущество физических лиц в размере 13975 рублей, пени в размере 90 рублей 38 копеек за 2015-2016 годы отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Краснощековский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.И. Степанец