Дело № 2-654/2024 г.
УИД 48RS0015-01-2024-000916-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 ноября 2024 года г. Лебедянь Липецкой области
Лебедянский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Сутягина Е.И.,
при секретаре Забабуриной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лебедянского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» о понуждении к совершению действий по ремонту автомобильной дороги,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Лебедянского района Липецкой области обратился в суд с иском к ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области», ссылаясь на те обстоятельства, что решением Лебедянского районного суда Липецкой области от 28.08.2023 г. на администрацию Лебедянского муниципального района возложена обязанность организовать регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом из деревни Нижнебрусланово до районного центра г. Лебедянь. 03.11.2023 г. проведено обследование участка автомобильной дороги общего пользования Троекурово-Иншаковка- Нижнебрусланово (42опрз42к-513), в результате которого выявлено частичное разрушение кромки проезжей части, дефекты обочины, что делает невозможным организацию регулярного автобусного сообщения. 14.12.2023 г. между ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» и ОГУП "Липецкдоравтоцентр" заключен государственный контракт № Ф.2023.846075 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального значения, сооружений на них и мероприятий по безопасности дорожного движения в районах Липецкой области в 2024 г. 26.12.2023 г. администрацией Лебедянского муниципального района в адрес Управления дорог и транспорта Липецкой области направлено письмо о необходимости проведения капитального ремонта или реконструкции участка автомобильной дороги регионального значения Липецкой области Троекурово-Иншаковка-Нижнебрусланово (42опрз42к- 513) в целях исполнения судебного решения. Из ответа на данное обращение за № 7180И24-316 от 01.02.2024 следует, что данная проектная и рабочая документация будет разработана не ранее 3 квартала 2024 г. 24.05.2024 г. вновь проведено обследование автомобильной дороги регионального значения Липецкой области Троекурово-Иншаковка- Нижнебрусланово (42опрз42к-513) и выявлены нарушения п. 6.3.1, п. 5.2.4, п. 5.3.2, п. 6.2.1, п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 50597-2017, при этом данная автомобильная дорога является единственным связующим участком дороги между деревней Нижнебрусланово и районным центром г. Лебедянь. Невыполнение требований законодательства при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения угрожает безопасности, поскольку повышается риск лишения жизни и причинения вреда здоровью граждан, что является недопустимым.
При изложенных обстоятельствах, с учетом уточненных требований, прокурор просил обязать ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» в течении четырех лет после вступления решения суда в законную силу выполнить следующие мероприятия: привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 автомобильную дорогу Троекурово- Иншаковка-Нижнебрусланово (42опрз42к-513), привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 остановочные, посадочные, разворотные площадки и павильоны для пассажиров на всем протяжении автомобильной дороги Троекурово- Иншаковка-Нижнебрусланово (42опрз42к-513), привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 уличное освещение в границах населенных пунктов с. Троекурово 5 отделение и с. Нижнебрусланово.
В судебном заседании:
заместитель прокурора Лебедянского района Липецкой области Толоконников А.В., помощник прокурора лебедянского района Липецкой области Клышников Е.А. уточненные исковые требования поддержали, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении и приведенные в установочной части настоящего решения;
представитель третьего лица администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области по доверенности Дмитриева М.Н. не возражала против заявленных требований, выразив несогласие со сроком выполнения мероприятий по ремонту дороги, поскольку длительный срок выполнения указанных мероприятий не позволит своевременно исполнить решение Лебедянского районного суда от 28.08.2023 г., которым на администрацию Лебедянского района возложена обязанность организовать регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом из деревни Нижнебрусланово до районного центра г. Лебедянь в течении 6-ти месяцев после вступления решения суда в законную силу;
представитель ответчика ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, заместитель директора ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» Кузнецова Е.А. обратилась к суду с письменным заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения, в отзыве на исковое заявление заместитель директора учреждения Кузнецов Е.А. полагал необходимым увеличить срок выполнения требований прокуратуры Лебедянского района, с учетом обстоятельств исполнения государственного контракта №Ф.2023.846084 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Троекурово-Иншаковка- Нижнебрусланово» в Лебедянском районе Липецкой области;
представитель третьего лица управления дорог и транспорта Липецкой области не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, представитель Управления по доверенности Королькова Е.В. в письменном заявлении, адресованном суду, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя, поддержала позицию, изложенную в возражениях на исковое заявление, в котором начальник управления Мычелкин И.А. указал, что 14.12.2023 г. между ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» и ОГУП "Липецкдоравтоцентр" заключен государственный контракт № Ф.2023.846075 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального значения, сооружений на них и мероприятий по безопасности дорожного движения в районах Липецкой области в 2024 г., в том числе автомобильной дороги Троекурово-Иншаковка-Нижнебрусланово, в рамках которого ОГУП «Липецкдоравтоцентр» производит содержание указанной дороги. Что касается работ при проведении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги, ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» 26.12.2023 заключен государственный контракт №Ф.2023.846084 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Троекурово-Иншаковка- Нижнебрусланово». После завершения проектирования и прохождения государственной экспертизы проекта в установленном порядке будет рассмотрен вопрос о включении капитального ремонта данного объекта в план развития транспортной системы Липецкой области в следующем году, с учетом достаточности и своевременности выделения финансирования. Учитывая протяженность объекта, объемы, характер, специфику работ, сроки установленные проектной документацией и действующим законодательством в области государственных закупок, баланс прав и интересов сторон, требования разумности, справедливости, полагал объективным установление срока исполнения обязательств не менее 36 месяцев со дня вступления решения в законную силу;
представитель третьего лица ОГУП «Липекцдоравтоцентр» не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, представитель по доверенности Жигулина Л.Б. обратилась к суду с письменным отзывом на исковое заявление, в котором указала, что при возложении обязанности выполнения работ на проезжей части автодороги необходимо учитывать, что ремонтные работы носят сезонный характер и при их выполнении требуется обязательное соблюдение технических требований, в т.ч. погодных условий, температурного режима и пр. В связи с этим сроки выполнения работ должны быть определены исходя из указанных обстоятельств.
Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание сторон.
Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Решением Лебедянского районного суда Липецкой области от 28.08.2023 г. на администрацию Лебедянского муниципального района Липецкой области возложена обязанность в течение 6-ти месяцев после вступления решения суда в законную силу организовать регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом из деревни Нижнебрусланово до районного центра г. Лебедянь (л.д. 9-13).
03.11.2023 г. на основании распоряжения администрации Лебедянского муниципального района от 17.10.2023 г. №756-р комиссией по обследованию автомобильных дорог для организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом проведено обследование участка автомобильной дороги общего пользования регионального значения Троекурово-Иншаковка-Нижнебрусланово (42опрз42к-513), в результате которого выявлено частичное разрушение кромки проезжей части, дефекты обочины, при ширине проезжей части 5 м местами имеются сужения до 3,5-4 м, дорожное покрытие имеет дефекты в виде выбоин, просадок, неровностей, трещин, что затрудняет движение транспортных средств, в районе водопропускного сооружения отсутствует удерживающий барьер ограждения, отсутствуют остановочные, площадки и павильоны для пассажиров, конечные пункт автобусного маршрута не оборудован разворотной площадкой, установленная на перекрестке остановка находится в небезопасном месте, не оборудованном дорожным знаком, разметкой, наружным освещением. Составлен акт, в заключении которого указано, что организация регулярного автобусного сообщения на обследованном участке дороги будет возможна только при условии приведения его в соответствие с нормативными требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения (л.д. 14-16).
администрацией Лебедянского муниципального района в адрес Управления дорог и транспорта Липецкой области направлено письмо о необходимости проведения капитального ремонта или реконструкции участка автомобильной дороги регионального значения Липецкой области Троекурово-Иншаковка-Нижнебрусланово (42опрз42к- 513) в целях исполнения судебного решения (л.д. 17).
И.о. главы администрации Лебедянского муниципального района Чупахина О.С., в целях исполнения вышеуказанного решения суда, обратилась к прокурору Лебедянского района Липецкой области с просьбой обращения в суд в интересах о круга лиц с требованиями об обязании владельца дорог регионального значения провести капитальный ремонт участка дороги Троекурово-Иншаковка-Нижнебрусланово протяженностью 11,78 км (л.д. 7-8).
старшим помощником прокурора Лебедянского района Клышниковым Е.А. и государственным инспектором БДД отдела Госавтоинспекции МО МВД России «Лебедянский» Паламарчуком С.Д. проведено обследование автомобильной дороги регионального значения Липецкой области Троекурово-Иншаковка-Нижнебрусланово (42опрз42к-513) и выявлены нарушения п. 6.3.1, п. 5.2.4, п. 5.3.2, п. 6.2.1, п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 (л.д. 25-28).
Согласно постановлению Правительства Липецкой области №439 от 15.08.2023 г. автомобильная дорога общего пользования регионального значения Троекурово-Иншаковка-Нижнебрусланово (42опрз42к-513), протяженностью 11,78 км входит в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, находится в собственности Липецкой области и принадлежит Управлению дорог и транспорта Липецкой области на праве оперативного управления (л.д. 19-24).
Постановлением Правительства Липецкой области от 17 июля 2024 г. № 415 утверждено Положение об управлении дорог и транспорта Липецкой области, согласно которому управление дорог и транспорта Липецкой области является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области; осуществляет мероприятия по обеспечению безопасности и эффективности организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения; обеспечивает осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения; осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета; осуществляет функции учредителя подведомственных областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений (л.д. 124-130).
Постановлением администрации Липецкой области №495 от 14.12.2016 г. создано ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области». Основной целью деятельности Учреждения является обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значений (л.д. 41-55).
В силу пункта 2 постановления Правительства Липецкой области от 12.01.2023 года №8 «Об утверждении Правил ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального значения Липецкой области» организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, в том числе, спорной автомобильной дороги, возложена на ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области».
г. между ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» и ОГУП "Липецкдоравтоцентр" заключен государственный контракт № Ф.2023.846075 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального значения, сооружений на них и мероприятий по безопасности дорожного движения в районах Липецкой области в 2024 г., в том числе автомобильной дороги Троекурово-Иншаковка-Нижнебрусланово (42опрз42к-513) (л.д.56-69).
Согласно выкопировке из журнала производства работ за 2024 г. производятся работы по содержанию автодороги Троекурово-Иншаковка-Нижнебрусланово для обеспечения безопасной эксплуатации (л.д. 74-82).
ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» 26.12.2023 по итогам проведения конкурсных процедур заключен государственный контракт №Ф.2023.846084 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Троекурово-Иншаковка- Нижнебрусланово» км 0+000 - км 11+780 в Лебедянском районе Липецкой области, идентификационный код закупки: 232482612972848260100101660017112243 (л.д. 147-165).
В силу ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 №1245-ст, устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Виды работ по содержанию автомобильных дорог определены разделом IV Приказа Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 года №402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».
Согласно п.1, 2 Приказа классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации (далее - автомобильные дороги). Классификация устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог (далее - дорожные работы), и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Таким образом, невыполнение требований законодательства при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения угрожает безопасности дорожного движения, поскольку повышается риск лишения жизни и причинения вреда здоровью граждан, что является недопустимым.
Принимая во внимание совокупность представленных доказательств, с учетом действующего законодательства РФ, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора Лебедянского района Липецкой области являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При возложении обязанности выполнения работ на автомобильной дороге суд учитывает, что ремонтные работы носят сезонный характер, и при их выполнении требуется обязательное соблюдение технических требований, в том числе погодных условий, а также учитывает протяженность объекта, объемы, характер, специфику работ, сроки установленные проектной документацией и действующим законодательством в области государственных закупок, баланс прав и интересов сторон, требования разумности, справедливости, в связи с чем, считает необходимым установить срок исполнения данного решения четыре года после вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░░░ 4826129728, ░░░░ 11174827000700) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░. 2, ░░░░. ░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-2017 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ (42░░░░42░-513),
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-2017 ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ (42░░░░42░-513),
- ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-2017 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ 5 ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03 ░░░░░░░ 2024 ░░░░