Решение по делу № 2-3913/2023 от 11.04.2023

<***>

Дело № 2-3913/2023

УИД № 66RS0003-01-2023-002131-00

Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2023 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 09 октября 2023 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Исаковой К. В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Метковец А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пономарева Виктора Аркадьевича к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности приобрести и предоставить жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Пономарев В. А. обратился в суд с иском кМинистерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности приобрести и предоставить жилое помещение.

В обоснование исковых требований указано, что истец Пономарев Виктор Аркадьевич является ветераном боевых действий в связи с участием в боевых действия на территории <***>, что подтверждается свидетельством серия *** и имеет право на льготы предусмотренные п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», о чем прямо указано в свидетельстве.

Так, в соответствии с и. и. 3 и. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5- ФЗ «О ветеранах» ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в п. и. 1-4 ст. 3 настоящего Федерального закона, к которым относится истец, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01.01.2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона.

Истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося для предоставления жилья по договору социального найма в первоочередной список с *** администрацией Ирбитского муниципального образования в связи с регистрацией на тот момент на территории Ирбитского муниципального образования по адресу: *** что подтверждается постановлением Главы муниципального образования Ирбитский район № ***, протоколом № *** заседания комиссии по жилищным вопросам и справкой, выданной председателем жилищной комиссии Ирбитского МО Кочегаровым В.Г.

*** в связи с выездом наместо жительства в г. Екатеринбург истец был снят с учета и исключен из списка граждан, имеющих право на меру социальной поддержки.

Распоряжением Главы администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга от *** истец с семьей (в составе он и супруга Пономарева Светлана Николаевна) был принят на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в общий список).

Постановлением администрации Ирбитского МО *** истец был восстановлен в очереди как ветеран боевых действий, однако поставлен в общий список очередности.

В настоящее время брак между Пономаревым Виктором Аркадьевичем и Пономаревой Светланой Николаевной расторгнут.

Между тем, в силу подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» (в редакции от 29.06.2004) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Между тем, до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.

На основании изложенного, с учетом произведенных уточнений, истецпросит суд признать за истцом Пономаревым В. А. право на предоставление мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005; обязатьГКУ СО «Фонд жилищного строительства» приобрести жилое помещение в виде однокомнатной квартиры общей площадью не менее <***> кв. м в собственность Свердловской области для последующего распределения истцу Пономареву В. А.; обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры по Свердловской предоставить Пономареву Виктору Аркадьевичу рождения жилое помещение в виде однокомнатной квартиры общей площадью не менее <***> кв.м, из государственного жилищного фонда на условиях социального найма в первоочередном порядке.

Истец в судебное заседание не явился, доверил судебную защиту своих интересов представителю.

Представитель истца Брагина С. А. (доверенность от ***) в судебном заседании исковые требования поддержала, на их удовлетворении настаивала.

Представитель ответчика ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» Валова О. С. (доверенность от ***) в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, поддержала доводы представленного ранее письменного отзыва на требования истца. В соответствии с действующим законодательством требования истца должны быть адресованы к органу местного самоуправления по месту проживания истца и постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку именно такой порядок предусмотрен для обеспечения жильем граждан, вставших на учет после ***.

Ответчик Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, третьи лица Пономарева С. Н., Администрация г. Екатеринбурга, Администрация Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, Администрация Ирбитского муниципального образования в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

В своем отзыве ответчик Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области указал, что по данным ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» Пономарев В. А. в сводном списке ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ***, не значится. То есть, истец должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, как лицо, вставшее на учет после *** с приобретением права на жилое помещение по договору социального найма на общих основаниях. В связи с этим, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области является ненадлежащим ответчиком по делу, а требования истца удовлетворению не подлежат.

С учетом положений ч.ч. 3 - 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при данной явке в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Из материалов гражданского дела следует, что истец Пономарев Виктор Аркадьевич является ветераном боевых действий, так как в период прохождения военной службы по призыву участвовал в боевых действиях на территории <***>, что подтверждается свидетельством серия *** и имеет право на льготы предусмотренные п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», о чем прямо указано в свидетельстве.

Истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося для предоставления жилья по договору социального найма в первоочередной список с *** администрацией Ирбитского муниципального образования в связи с регистрацией на тот момент на территории Ирбитского муниципального образования по адресу: *** что подтверждается постановлением Главы муниципального образования Ирбитский район № ***, протоколом № *** заседания комиссии по жилищным вопросам и справкой, выданной председателем жилищной комиссии Ирбитского МО ***10

*** в связи с выездом на место жительства в г. Екатеринбург истец был снят с учета и исключен из списка граждан, имеющих право на меру социальной поддержки.

Распоряжением Главы администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга от *** истец с семьей (в составе он и супруга Пономарева Светлана Николаевна) был принят на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в общий список).

Постановлением администрации Ирбитского МО № *** истец был восстановлен в очереди как ветеран боевых действий, однако поставлен в общий список очередности.

В настоящее время брак между Пономаревым Виктором Аркадьевичем и Пономаревой Светланой Николаевной расторгнут.

Истец указывает, что в соответствии с п. 3. ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5- ФЗ «О ветеранах» ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в п. и. 1-4 ст. 3 настоящего Федерального закона, к которым относится истец, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01.01.2005, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона.

Однако, истец не обеспечен жильем до настоящего времени, что является незаконным, нарушает гарантированное Конституцией РФ право на обеспечение жилым помещением.

Оценивая требования истца, суд приходит к следующим выводам.

Действительно, в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 16 ФЗ № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, жильем осуществляется в соответствии с положениями ст. 32.2 настоящего Закона за счет средств федерального бюджета. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Статьей 33 ЖК РСФСР, утвержденного ВС РСФСР 24.06.1983 (в редакции от 20.07.2004) предусматривалось предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

На основании ч. 2 ст. 6 указанного Закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

С 01 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», которым Федеральный закон «О ветеранах» был дополнен ст. 23.2 (п. 8 ст. 2). В соответствии с этими статьями, определяющими порядок передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем отдельных категорий граждан, как следует из пп. 4 п. 1 ст. 14, пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» в новой редакции, осуществляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Из п. п. 3.2, 4, 5, 6, 7, 11.1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» следует, что по письменным заявлениям указанных в пп. 3 п. 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (п. 3.2 введен Федеральным законом от 16 октября 2012 года № 169-ФЗ). Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета и порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной, финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные мерысоциальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственнойполитикивсферездравоохранения, социальногоразвития, трудаизащитыправпотребителей, - списоклиц, которымпредоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади и стоимости предоставляемого или приобретаемого жилья. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в пп. 3 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года (в том числе инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий) устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. «б» ст. 8 Закона Свердловской области от 28.04.1995 «О предоставлении жилища в Свердловской области» (в редакции, действующей в период с 28.03.2001 по 27.05.2004) право на бесплатное предоставление жилых помещений в жилищном фонде социального использования на условиях найма в домах государственного и муниципального жилищных фондов имеют нуждающиеся в жилище инвалиды и участники Великой отечественной войны и боевых действий на территориях других государств в соответствии с Законом РФ «О ветеранах».

В силу п. «а» ст. 22 Закона Свердловской области от 28.04.1995 «О предоставлении жилища в Свердловской области» в первую очередь жилые помещения на условиях социального найма бесплатно предоставляются инвалидам и участникам Великой отечественной войны и боевых действий на территориях других государств.

В силу ст. 30 указанного Закона Свердловской области от 28.04.1995 «О предоставлении жилища в Свердловской области» предоставляемое гражданам на условиях найма жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта. Минимальный размер предоставляемого жилья должен быть не менее социальной нормы площади жилья, установленной законом Свердловской области в размере 18 кв.м, общей площади на одного члена семьи из двух и более человек, и дополнительно 9 кв.м, на семью; 33 кв.м, на одиноко проживающего человека. Одиноким гражданам может быть предоставлено на условиях найма жилище общей площадью выше установленной социальной нормы площади жилища, но не более площади однокомнатной квартиры.

В п. п. 3, 4 ст. 11 Федерального закона "О ветеранах" (в ранее действующей редакции) было предусмотрено, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов настоящим Федеральным законом, являются недействительными.

Признание абз. 2 п. 6 ст. 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ утратившими силу п. и. 3 и 4 ст. 11 Федерального закона "О ветеранах" не означает, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать ветеранам боевых действий определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты. Это подтверждается и положениями ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, регулирующей вопросы предоставления прав, льгот и гарантий в условиях нового правового регулирования, признанных за соответствующими категориями граждан в рамках прежней системы социального обеспечения. Следовательно, сама по себе утрата силы п. п. 3 и 4 ст. 11 Федерального закона "О ветеранах" не может рассматриваться как допускающая произвольную отмену ранее установленных ветеранам боевых действий прав, льгот и гарантий и предполагающая возможность отказа государства от ранее принятых на себя публично-правовых обязательств перед ветеранами боевых действий без предоставления им равноценной компенсации.

Исходя из анализа приведенного законодательства следует, что граждане, вставшие на учет до 1 января 2005 года, имеющие право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", в том числе ветераны и инвалиды боевых действий, имеют право на получение жилого помещения на основании договора социального найма из государственного жилищного фонда области в порядке очередности, формируемой по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в которой были поставлены на жилищный учет в органах местного самоуправления или признаны нуждающимися в улучшениижилищных условий уполномоченным органом.

Из материалов гражданского дела следует, что право истца на получение мер социальной поддержки, предусмотренные ФЗ «О ветеранах» в виде первоочередного получения жилья на условиях договора социального найма не признается уполномоченными органами, поскольку на соответствующий учет он поставлен после 01.01.2005.

Давая оценку данным обстоятельствам, суд полагает необходимым отметить следующие моменты.

Согласно пункту 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054"О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.

Правила также предусматривают, что военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства (подпункт "в" пункта 26); если же гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения с военной службы и встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению по вновь избранному постоянному месту жительства в орган местного самоуправления (пункт 22).

Приведенное правовое регулирование согласуется с положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27 часть 1).

Соответственно, реализация уволенными с военной службы гражданами, которые были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года, права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства посредством переезда на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой, не может сопровождаться изменением их правового положения в отношениях с государством по поводу обеспечения жильем (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.10.2012 г. N 21-П).

Избрание Пономаревым В. А. после увольнения с военной службы местом постоянного жительства г. Екатеринбург ответчиками не оспаривается.

Пономарев В. А. *** снялся с регистрационного учета на территории Ирбитского муниципального образования, выехав на постоянное место жительства в ***, где он встал на регистрационный учет по месту жительства.

С *** года Пономарев В. А. постоянно проживает на территории муниципального образования «город Екатеринбург», имеет регистрацию по месту жительства, что ответчиками не оспаривалось.

Доказательств того, что истец принял решение впоследствии изменить избранное место жительства, о чем подал соответствующее заявление в орган местного самоуправления, суду не представлено.

Таким образом, суд признает за Пономаревым В. А. право на предоставление мер социальной поддержки на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.

Поскольку действующим законодательством меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями могут предоставляться по выбору граждан в форме социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения либо в форме предоставления жилого помещения на основании договора социального найма из государственного жилищного фонда, то истец правомерно просит суд возложить на ответчика обязанность по предоставлению жилого помещения на условиях социального найма.

В соответствии пунктом 4 раздела 3 Постановления Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП (ред. от 02.02.2023) «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2027 года» обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в соответствии с Порядком обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N 357-ПП "О Порядке обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».

Согласно п. 7 раздела 3 указанного Постановления, исполнителями государственной программы являются: государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" - по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе путем предоставления социальных выплат либо единовременных денежных выплат для приобретения (строительства) жилых помещений, социальных выплат гражданам, имеющим трех и более детей, взамен земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно.

В соответствии с пунктом 4 раздела 3 Паспорта Подпрограммы 2 «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан в соответствии с полномочиями Свердловской области и полномочиями, переданными Российской Федерацией», государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2027 года» обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в соответствии с Порядком обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N 357-ПП "О Порядке обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (далее - Порядок, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N 357-ПП).

В соответствии с данными Правилами формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (пункт 3).

Списки граждан, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, формируются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 4).

Органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, ежегодно до 1 января представляют изменения в списки, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, в государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" (пункт 5).

Меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны реализуются в форме предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений, ветеранов и инвалидов - в форме предоставления по договорам социального найма жилых помещений либо в форме предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений (пункт 6).

Предоставление жилых помещений по договорам социального найма осуществляется в порядке, определенном Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 7).

Источниками финансирования обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны являются средства федерального бюджета, передаваемые в форме субвенций бюджету Свердловской области (далее - средства федерального бюджета), источниками финансирования обеспечения жильем ветеранов и инвалидов являются средства федерального бюджета и средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения жильем ветеранов и инвалидов (пункт 9).

Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов, является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Получателем бюджетных средств, предусмотренных для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов, является государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" (пункт 10).

Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области организует подготовку и направление отчетов о расходах областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, предоставленные из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации в сроки и порядке, утвержденные правовыми актами указанных федеральных органов исполнительной власти (пункт 11).

Государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" осуществляет приобретение жилых помещений, работ по строительству (реконструкции) жилых помещений для ветеранов, инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации по осуществлению закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений, государственные контракты на приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство, государственные контракты на участие в долевом строительстве.

Приобретение жилых помещений, строительство (реконструкция) жилых помещений осуществляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и с учетом следующих условий:

1) при приобретении жилых помещений в населенном пункте, где проживает ветеран, инвалид, приобретаемое жилое помещение должно соответствовать санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и уровню благоустройства жилого помещения применительно к условиям населенного пункта, на территории которого приобретается жилое помещение, а также Правилам обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов";

2) при строительстве жилых помещений (реконструкции объектов) устанавливается фиксированная стоимость жилых помещений с выполнением всего комплекса отделочных работ, оснащением жилых помещений всем электротехническим и санитарно-техническим оборудованием, газовой (электрической) плитой согласно проектной документации, включая установку моек на кухне и газовых (электрических) плит (пункт 16).

В соответствии с п. 17 Правил Государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства":

1) при наличии полномочий осуществляет действия по регистрации построенных (приобретенных) для ветеранов и инвалидов жилых помещений в собственность Свердловской области;

2) передает в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области документы, необходимые для зачисления жилых помещений, построенных (приобретенных) для ветеранов Великой Отечественной войны, в казну Свердловской области.

Согласно п. 18 Правилжилые помещения, построенные (приобретенные) для ветеранов и инвалидов, распределяются по предложениям глав муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с приказом Министра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Пунктом 19 закреплено, что жилые помещения, построенные (приобретенные) для ветеранов и инвалидов, поступают в казну Свердловской области, и Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в течение 7 рабочих дней от даты передачи государственным казенным учреждением Свердловской области "Фонд жилищного строительства" в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области документов, необходимых для зачисления построенных (приобретенных) жилых помещений в казну Свердловской области, безвозмездно передает их в муниципальную собственность для последующего предоставления ветеранам и инвалидам по договорам социального найма.

В силу п. «а» ст. 22 Закона Свердловской области от 28.04.1995 «О предоставлении жилища в Свердловской области» в первую очередь жилые помещения на условиях социального найма бесплатно предоставляются инвалидам и участникам Великой отечественной войны и боевых действий на территориях других государств.

В силу ст. 30 указанного Закона Свердловской области от 28.04.1995 «О предоставлении жилища в Свердловской области» предоставляемое гражданам на условиях найма жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта. Минимальный размер предоставляемого жилья должен быть не менее социальной нормы площади жилья, установленной законом Свердловской области в размере 18 кв.м, общей площади на одного члена семьи из двух и более человек, и дополнительно 9 кв.м, на семью; 33 кв.м, на одиноко проживающего человека. Одиноким гражданам может быть предоставлено на условиях найма жилище общей площадью выше установленной социальной нормы площади жилища, но не более площади однокомнатной квартиры.

Суд принимает во внимание, что Пономарев В. А. до настоящего момента жильем не обеспечен, не является собственником жилого помещение, нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя по договору социального найма.

Кроме того, на основании распоряжения главы Администрации Орджоникидзевского района от 27.05.2020 № 790 «О рассмотрении заявлений граждан по вопросу принятия на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» Пономарев В. А. в Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга состоит на учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в составе супруги Пономаревой С. Н.

До настоящего времени Пономарев В. А. с учета не снят, продолжает иметь статус лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Необходимо отметить также тот факт, что Постановлением Администрации Ирбитского муниципального образования от ***, утвержден протокол № *** заседания жилищной комиссии при Администрации Ирбитского муниципального образования. Данным протоколом Пономарева В. А. согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признан нуждающимся в жилом помещении, поставлен на учет как ветеран боевых действий, ему выделено жилое помещение по адресу: *** по договору социального найма с оформлением акта приема-передачи жилого помещения.

Вместе с тем, в данное жилое помещение истец не вселялся, договор социального найма в отношении данного жилого помещения с истцом не заключался, доказательства данным фактам материалы дела не содержат. Как пояснила представитель истца суду, Пономарев В. А. данное жилое помещение осматривал, по своим техническим характеристикам жилое помещение было непригодно для постоянного проживания, находилось в антисанитарном состоянии, поэтому жилое помещение как итог Пономареву В. А. предоставлено не было.

Данные обстоятельства суд отмечает, однако, полагает, что они не могут повлиять и не должны учитываться при оценке нереализованного до настоящего времени права истца на обеспечение его жилым помещением, отвечающим всем необходимым нормам и правилам. Также истец не имел постоянной регистрации и жилья для постоянного проживания на территории Ирбитского муниципального образования на момент рассмотрения в *** году его заявления о предоставлении жилого помещения. Истец проживал в жилом помещении, которое арендовал.

Также судом установлено, что ранее Пономарев В. А. обращался в суд с исками, направленными на восстановление нарушенных жилищных прав.

Так, вступившим в законную силу решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 10.10.2021, оставлены без удовлетворения исковые требования Пономарева В. А. о признании незаконным отказа Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до *** и включении в списки граждан, принятых на учет до ***.

*** Ирбитским районным судом Свердловской области постановлено решение об отказе в удовлетворении иска Пономарева В. А. к Администрации Ирбитского муниципального образования о восстановлении в очереди на получение жилья в соответствии в ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Не оспаривая выводы, изложенные в приведенных судебных решениях, суд, тем не менее,не усматривает оснований для ограничения жилищных прав истца с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, полагает, что в противоречии выводы суда с указанными судебными актами не вступают с учетом норм действующего законодательства, а также с учетом правоприменительной практики, ориентированной на особую социальную защиту прав граждан в области обеспечения жилыми помещениями, отмечая также целенаправленную политику государства, направленную на гарантированное обеспечение граждан Российской Федерации пригодными для постоянного проживания жилыми помещениями. С *** года истец не обеспечен жилым помещением, не смотря на возникшее у него в этом году право на первоочередное предоставление жилого помещения.

Суд удовлетворяет исковые требования к ответчику Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Требования к ответчику ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» удовлетворению не подлежат, так как они заявлены в нарушение установленного выше Порядка и их удовлетворение приведет к затруднению исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Пономарева Виктора Аркадьевича к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности приобрести и предоставить жилое помещение – удовлетворить частично.

Признать за Пономаревым Виктором Аркадьевичем (паспорт серия ***) право на предоставление мер социальной поддержки на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005

Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (ИНН ***) приобрести (построить) жилое помещение общей площадью не менее <***> кв. м, находящееся в черте города Екатеринбурга, и отвечающее установленным санитарным правилам и нормам, и распределить приобретенное (построенное) жилое помещение Пономареву Виктору Аркадьевичу (паспорт серия ***)для заключения с ним договора социального найма жилого помещения.

Исковые требования Пономарева Виктора Аркадьевича к Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья К. В. Исакова

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

Дело № 2-3913/2023

УИД № 66RS0003-01-2023-002131-00

Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2023 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 09 октября 2023 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Исаковой К. В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Метковец А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пономарева Виктора Аркадьевича к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности приобрести и предоставить жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Пономарев В. А. обратился в суд с иском кМинистерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности приобрести и предоставить жилое помещение.

В обоснование исковых требований указано, что истец Пономарев Виктор Аркадьевич является ветераном боевых действий в связи с участием в боевых действия на территории <***>, что подтверждается свидетельством серия *** и имеет право на льготы предусмотренные п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», о чем прямо указано в свидетельстве.

Так, в соответствии с и. и. 3 и. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5- ФЗ «О ветеранах» ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в п. и. 1-4 ст. 3 настоящего Федерального закона, к которым относится истец, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01.01.2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона.

Истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося для предоставления жилья по договору социального найма в первоочередной список с *** администрацией Ирбитского муниципального образования в связи с регистрацией на тот момент на территории Ирбитского муниципального образования по адресу: *** что подтверждается постановлением Главы муниципального образования Ирбитский район № ***, протоколом № *** заседания комиссии по жилищным вопросам и справкой, выданной председателем жилищной комиссии Ирбитского МО Кочегаровым В.Г.

*** в связи с выездом наместо жительства в г. Екатеринбург истец был снят с учета и исключен из списка граждан, имеющих право на меру социальной поддержки.

Распоряжением Главы администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга от *** истец с семьей (в составе он и супруга Пономарева Светлана Николаевна) был принят на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в общий список).

Постановлением администрации Ирбитского МО *** истец был восстановлен в очереди как ветеран боевых действий, однако поставлен в общий список очередности.

В настоящее время брак между Пономаревым Виктором Аркадьевичем и Пономаревой Светланой Николаевной расторгнут.

Между тем, в силу подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» (в редакции от 29.06.2004) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Между тем, до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.

На основании изложенного, с учетом произведенных уточнений, истецпросит суд признать за истцом Пономаревым В. А. право на предоставление мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005; обязатьГКУ СО «Фонд жилищного строительства» приобрести жилое помещение в виде однокомнатной квартиры общей площадью не менее <***> кв. м в собственность Свердловской области для последующего распределения истцу Пономареву В. А.; обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры по Свердловской предоставить Пономареву Виктору Аркадьевичу рождения жилое помещение в виде однокомнатной квартиры общей площадью не менее <***> кв.м, из государственного жилищного фонда на условиях социального найма в первоочередном порядке.

Истец в судебное заседание не явился, доверил судебную защиту своих интересов представителю.

Представитель истца Брагина С. А. (доверенность от ***) в судебном заседании исковые требования поддержала, на их удовлетворении настаивала.

Представитель ответчика ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» Валова О. С. (доверенность от ***) в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, поддержала доводы представленного ранее письменного отзыва на требования истца. В соответствии с действующим законодательством требования истца должны быть адресованы к органу местного самоуправления по месту проживания истца и постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку именно такой порядок предусмотрен для обеспечения жильем граждан, вставших на учет после ***.

Ответчик Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, третьи лица Пономарева С. Н., Администрация г. Екатеринбурга, Администрация Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, Администрация Ирбитского муниципального образования в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

В своем отзыве ответчик Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области указал, что по данным ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» Пономарев В. А. в сводном списке ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ***, не значится. То есть, истец должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, как лицо, вставшее на учет после *** с приобретением права на жилое помещение по договору социального найма на общих основаниях. В связи с этим, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области является ненадлежащим ответчиком по делу, а требования истца удовлетворению не подлежат.

С учетом положений ч.ч. 3 - 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при данной явке в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Из материалов гражданского дела следует, что истец Пономарев Виктор Аркадьевич является ветераном боевых действий, так как в период прохождения военной службы по призыву участвовал в боевых действиях на территории <***>, что подтверждается свидетельством серия *** и имеет право на льготы предусмотренные п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», о чем прямо указано в свидетельстве.

Истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося для предоставления жилья по договору социального найма в первоочередной список с *** администрацией Ирбитского муниципального образования в связи с регистрацией на тот момент на территории Ирбитского муниципального образования по адресу: *** что подтверждается постановлением Главы муниципального образования Ирбитский район № ***, протоколом № *** заседания комиссии по жилищным вопросам и справкой, выданной председателем жилищной комиссии Ирбитского МО ***10

*** в связи с выездом на место жительства в г. Екатеринбург истец был снят с учета и исключен из списка граждан, имеющих право на меру социальной поддержки.

Распоряжением Главы администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга от *** истец с семьей (в составе он и супруга Пономарева Светлана Николаевна) был принят на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в общий список).

Постановлением администрации Ирбитского МО № *** истец был восстановлен в очереди как ветеран боевых действий, однако поставлен в общий список очередности.

В настоящее время брак между Пономаревым Виктором Аркадьевичем и Пономаревой Светланой Николаевной расторгнут.

Истец указывает, что в соответствии с п. 3. ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5- ФЗ «О ветеранах» ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в п. и. 1-4 ст. 3 настоящего Федерального закона, к которым относится истец, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01.01.2005, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона.

Однако, истец не обеспечен жильем до настоящего времени, что является незаконным, нарушает гарантированное Конституцией РФ право на обеспечение жилым помещением.

Оценивая требования истца, суд приходит к следующим выводам.

Действительно, в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 16 ФЗ № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, жильем осуществляется в соответствии с положениями ст. 32.2 настоящего Закона за счет средств федерального бюджета. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Статьей 33 ЖК РСФСР, утвержденного ВС РСФСР 24.06.1983 (в редакции от 20.07.2004) предусматривалось предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

На основании ч. 2 ст. 6 указанного Закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

С 01 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», которым Федеральный закон «О ветеранах» был дополнен ст. 23.2 (п. 8 ст. 2). В соответствии с этими статьями, определяющими порядок передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем отдельных категорий граждан, как следует из пп. 4 п. 1 ст. 14, пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» в новой редакции, осуществляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Из п. п. 3.2, 4, 5, 6, 7, 11.1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» следует, что по письменным заявлениям указанных в пп. 3 п. 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (п. 3.2 введен Федеральным законом от 16 октября 2012 года № 169-ФЗ). Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета и порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной, финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные мерысоциальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственнойполитикивсферездравоохранения, социальногоразвития, трудаизащитыправпотребителей, - списоклиц, которымпредоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади и стоимости предоставляемого или приобретаемого жилья. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в пп. 3 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года (в том числе инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий) устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. «б» ст. 8 Закона Свердловской области от 28.04.1995 «О предоставлении жилища в Свердловской области» (в редакции, действующей в период с 28.03.2001 по 27.05.2004) право на бесплатное предоставление жилых помещений в жилищном фонде социального использования на условиях найма в домах государственного и муниципального жилищных фондов имеют нуждающиеся в жилище инвалиды и участники Великой отечественной войны и боевых действий на территориях других государств в соответствии с Законом РФ «О ветеранах».

В силу п. «а» ст. 22 Закона Свердловской области от 28.04.1995 «О предоставлении жилища в Свердловской области» в первую очередь жилые помещения на условиях социального найма бесплатно предоставляются инвалидам и участникам Великой отечественной войны и боевых действий на территориях других государств.

В силу ст. 30 указанного Закона Свердловской области от 28.04.1995 «О предоставлении жилища в Свердловской области» предоставляемое гражданам на условиях найма жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта. Минимальный размер предоставляемого жилья должен быть не менее социальной нормы площади жилья, установленной законом Свердловской области в размере 18 кв.м, общей площади на одного члена семьи из двух и более человек, и дополнительно 9 кв.м, на семью; 33 кв.м, на одиноко проживающего человека. Одиноким гражданам может быть предоставлено на условиях найма жилище общей площадью выше установленной социальной нормы площади жилища, но не более площади однокомнатной квартиры.

В п. п. 3, 4 ст. 11 Федерального закона "О ветеранах" (в ранее действующей редакции) было предусмотрено, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов настоящим Федеральным законом, являются недействительными.

Признание абз. 2 п. 6 ст. 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ утратившими силу п. и. 3 и 4 ст. 11 Федерального закона "О ветеранах" не означает, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать ветеранам боевых действий определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты. Это подтверждается и положениями ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, регулирующей вопросы предоставления прав, льгот и гарантий в условиях нового правового регулирования, признанных за соответствующими категориями граждан в рамках прежней системы социального обеспечения. Следовательно, сама по себе утрата силы п. п. 3 и 4 ст. 11 Федерального закона "О ветеранах" не может рассматриваться как допускающая произвольную отмену ранее установленных ветеранам боевых действий прав, льгот и гарантий и предполагающая возможность отказа государства от ранее принятых на себя публично-правовых обязательств перед ветеранами боевых действий без предоставления им равноценной компенсации.

Исходя из анализа приведенного законодательства следует, что граждане, вставшие на учет до 1 января 2005 года, имеющие право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", в том числе ветераны и инвалиды боевых действий, имеют право на получение жилого помещения на основании договора социального найма из государственного жилищного фонда области в порядке очередности, формируемой по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в которой были поставлены на жилищный учет в органах местного самоуправления или признаны нуждающимися в улучшениижилищных условий уполномоченным органом.

Из материалов гражданского дела следует, что право истца на получение мер социальной поддержки, предусмотренные ФЗ «О ветеранах» в виде первоочередного получения жилья на условиях договора социального найма не признается уполномоченными органами, поскольку на соответствующий учет он поставлен после 01.01.2005.

Давая оценку данным обстоятельствам, суд полагает необходимым отметить следующие моменты.

Согласно пункту 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054"О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.

Правила также предусматривают, что военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства (подпункт "в" пункта 26); если же гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения с военной службы и встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению по вновь избранному постоянному месту жительства в орган местного самоуправления (пункт 22).

Приведенное правовое регулирование согласуется с положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27 часть 1).

Соответственно, реализация уволенными с военной службы гражданами, которые были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года, права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства посредством переезда на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой, не может сопровождаться изменением их правового положения в отношениях с государством по поводу обеспечения жильем (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.10.2012 г. N 21-П).

Избрание Пономаревым В. А. после увольнения с военной службы местом постоянного жительства г. Екатеринбург ответчиками не оспаривается.

Пономарев В. А. *** снялся с регистрационного учета на территории Ирбитского муниципального образования, выехав на постоянное место жительства в ***, где он встал на регистрационный учет по месту жительства.

С *** года Пономарев В. А. постоянно проживает на территории муниципального образования «город Екатеринбург», имеет регистрацию по месту жительства, что ответчиками не оспаривалось.

Доказательств того, что истец принял решение впоследствии изменить избранное место жительства, о чем подал соответствующее заявление в орган местного самоуправления, суду не представлено.

Таким образом, суд признает за Пономаревым В. А. право на предоставление мер социальной поддержки на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.

Поскольку действующим законодательством меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями могут предоставляться по выбору граждан в форме социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения либо в форме предоставления жилого помещения на основании договора социального найма из государственного жилищного фонда, то истец правомерно просит суд возложить на ответчика обязанность по предоставлению жилого помещения на условиях социального найма.

В соответствии пунктом 4 раздела 3 Постановления Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП (ред. от 02.02.2023) «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2027 года» обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в соответствии с Порядком обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N 357-ПП "О Порядке обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».

Согласно п. 7 раздела 3 указанного Постановления, исполнителями государственной программы являются: государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" - по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе путем предоставления социальных выплат либо единовременных денежных выплат для приобретения (строительства) жилых помещений, социальных выплат гражданам, имеющим трех и более детей, взамен земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно.

В соответствии с пунктом 4 раздела 3 Паспорта Подпрограммы 2 «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан в соответствии с полномочиями Свердловской области и полномочиями, переданными Российской Федерацией», государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2027 года» обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в соответствии с Порядком обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N 357-ПП "О Порядке обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (далее - Порядок, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N 357-ПП).

В соответствии с данными Правилами формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (пункт 3).

Списки граждан, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, формируются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 4).

Органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, ежегодно до 1 января представляют изменения в списки, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, в государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" (пункт 5).

Меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны реализуются в форме предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений, ветеранов и инвалидов - в форме предоставления по договорам социального найма жилых помещений либо в форме предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений (пункт 6).

Предоставление жилых помещений по договорам социального найма осуществляется в порядке, определенном Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 7).

Источниками финансирования обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны являются средства федерального бюджета, передаваемые в форме субвенций бюджету Свердловской области (далее - средства федерального бюджета), источниками финансирования обеспечения жильем ветеранов и инвалидов являются средства федерального бюджета и средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения жильем ветеранов и инвалидов (пункт 9).

Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов, является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Получателем бюджетных средств, предусмотренных для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов, является государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" (пункт 10).

Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области организует подготовку и направление отчетов о расходах областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, предоставленные из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации в сроки и порядке, утвержденные правовыми актами указанных федеральных органов исполнительной власти (пункт 11).

Государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" осуществляет приобретение жилых помещений, работ по строительству (реконструкции) жилых помещений для ветеранов, инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации по осуществлению закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений, государственные контракты на приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство, государственные контракты на участие в долевом строительстве.

Приобретение жилых помещений, строительство (реконструкция) жилых помещений осуществляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и с учетом следующих условий:

1) при приобретении жилых помещений в населенном пункте, где проживает ветеран, инвалид, приобретаемое жилое помещение должно соответствовать санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и уровню благоустройства жилого помещения применительно к условиям населенного пункта, на территории которого приобретается жилое помещение, а также Правилам обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов";

2) при строительстве жилых помещений (реконструкции объектов) устанавливается фиксированная стоимость жилых помещений с выполнением всего комплекса отделочных работ, оснащением жилых помещений всем электротехническим и санитарно-техническим оборудованием, газовой (электрической) плитой согласно проектной документации, включая установку моек на кухне и газовых (электрических) плит (пункт 16).

В соответствии с п. 17 Правил Государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства":

1) при наличии полномочий осуществляет действия по регистрации построенных (приобретенных) для ветеранов и инвалидов жилых помещений в собственность Свердловской области;

2) передает в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области документы, необходимые для зачисления жилых помещений, построенных (приобретенных) для ветеранов Великой Отечественной войны, в казну Свердловской области.

Согласно п. 18 Правилжилые помещения, построенные (приобретенные) для ветеранов и инвалидов, распределяются по предложениям глав муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с приказом Министра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Пунктом 19 закреплено, что жилые помещения, построенные (приобретенные) для ветеранов и инвалидов, поступают в казну Свердловской области, и Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в течение 7 рабочих дней от даты передачи государственным казенным учреждением Свердловской области "Фонд жилищного строительства" в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области документов, необходимых для зачисления построенных (приобретенных) жилых помещений в казну Свердловской области, безвозмездно передает их в муниципальную собственность для последующего предоставления ветеранам и инвалидам по договорам социального найма.

В силу п. «а» ст. 22 Закона Свердловской области от 28.04.1995 «О предоставлении жилища в Свердловской области» в первую очередь жилые помещения на условиях социального найма бесплатно предоставляются инвалидам и участникам Великой отечественной войны и боевых действий на территориях других государств.

В силу ст. 30 указанного Закона Свердловской области от 28.04.1995 «О предоставлении жилища в Свердловской области» предоставляемое гражданам на условиях найма жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта. Минимальный размер предоставляемого жилья должен быть не менее социальной нормы площади жилья, установленной законом Свердловской области в размере 18 кв.м, общей площади на одного члена семьи из двух и более человек, и дополнительно 9 кв.м, на семью; 33 кв.м, на одиноко проживающего человека. Одиноким гражданам может быть предоставлено на условиях найма жилище общей площадью выше установленной социальной нормы площади жилища, но не более площади однокомнатной квартиры.

Суд принимает во внимание, что Пономарев В. А. до настоящего момента жильем не обеспечен, не является собственником жилого помещение, нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя по договору социального найма.

Кроме того, на основании распоряжения главы Администрации Орджоникидзевского района от 27.05.2020 № 790 «О рассмотрении заявлений граждан по вопросу принятия на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» Пономарев В. А. в Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга состоит на учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в составе супруги Пономаревой С. Н.

До настоящего времени Пономарев В. А. с учета не снят, продолжает иметь статус лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Необходимо отметить также тот факт, что Постановлением Администрации Ирбитского муниципального образования от ***, утвержден протокол № *** заседания жилищной комиссии при Администрации Ирбитского муниципального образования. Данным протоколом Пономарева В. А. согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признан нуждающимся в жилом помещении, поставлен на учет как ветеран боевых действий, ему выделено жилое помещение по адресу: *** по договору социального найма с оформлением акта приема-передачи жилого помещения.

Вместе с тем, в данное жилое помещение истец не вселялся, договор социального найма в отношении данного жилого помещения с истцом не заключался, доказательства данным фактам материалы дела не содержат. Как пояснила представитель истца суду, Пономарев В. А. данное жилое помещение осматривал, по своим техническим характеристикам жилое помещение было непригодно для постоянного проживания, находилось в антисанитарном состоянии, поэтому жилое помещение как итог Пономареву В. А. предоставлено не было.

Данные обстоятельства суд отмечает, однако, полагает, что они не могут повлиять и не должны учитываться при оценке нереализованного до настоящего времени права истца на обеспечение его жилым помещением, отвечающим всем необходимым нормам и правилам. Также истец не имел постоянной регистрации и жилья для постоянного проживания на территории Ирбитского муниципального образования на момент рассмотрения в *** году его заявления о предоставлении жилого помещения. Истец проживал в жилом помещении, которое арендовал.

Также судом установлено, что ранее Пономарев В. А. обращался в суд с исками, направленными на восстановление нарушенных жилищных прав.

Так, вступившим в законную силу решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 10.10.2021, оставлены без удовлетворения исковые требования Пономарева В. А. о признании незаконным отказа Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до *** и включении в списки граждан, принятых на учет до ***.

*** Ирбитским районным судом Свердловской области постановлено решение об отказе в удовлетворении иска Пономарева В. А. к Администрации Ирбитского муниципального образования о восстановлении в очереди на получение жилья в соответствии в ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Не оспаривая выводы, изложенные в приведенных судебных решениях, суд, тем не менее,не усматривает оснований для ограничения жилищных прав истца с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, полагает, что в противоречии выводы суда с указанными судебными актами не вступают с учетом норм действующего законодательства, а также с учетом правоприменительной практики, ориентированной на особую социальную защиту прав граждан в области обеспечения жилыми помещениями, отмечая также целенаправленную политику государства, направленную на гарантированное обеспечение граждан Российской Федерации пригодными для постоянного проживания жилыми помещениями. С *** года истец не обеспечен жилым помещением, не смотря на возникшее у него в этом году право на первоочередное предоставление жилого помещения.

Суд удовлетворяет исковые требования к ответчику Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Требования к ответчику ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» удовлетворению не подлежат, так как они заявлены в нарушение установленного выше Порядка и их удовлетворение приведет к затруднению исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Пономарева Виктора Аркадьевича к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности приобрести и предоставить жилое помещение – удовлетворить частично.

Признать за Пономаревым Виктором Аркадьевичем (паспорт серия ***) право на предоставление мер социальной поддержки на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005

Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (ИНН ***) приобрести (построить) жилое помещение общей площадью не менее <***> кв. м, находящееся в черте города Екатеринбурга, и отвечающее установленным санитарным правилам и нормам, и распределить приобретенное (построенное) жилое помещение Пономареву Виктору Аркадьевичу (паспорт серия ***)для заключения с ним договора социального найма жилого помещения.

Исковые требования Пономарева Виктора Аркадьевича к Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья К. В. Исакова

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

2-3913/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Пономарев Виктор Аркадьевич
Ответчики
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
ГКУ СО "Фонд жилищного строительства"
Другие
Администрация г. Екатеринбурга
Администрация Ирбитского муниципального образования
Администрация Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга
Пономарева Светлана Николаевна
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на сайте суда
kirovsky.svd.sudrf.ru
11.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2023Передача материалов судье
18.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2023Судебное заседание
15.08.2023Судебное заседание
31.08.2023Судебное заседание
14.09.2023Судебное заседание
09.10.2023Судебное заседание
16.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее