Решение по делу № 2а-1977/2017 от 01.12.2017

№2а-1977/2017    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Мелеуз      26 декабря 2017 года

Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Насыровой Л.И.,

при секретаре Шульгиной А.В.,

с участием административного истца представителя Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ Дмитриевой Т.Д.,

административного ответчика представителя Мелеузовского межрайонного ОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по РБ Елисеева С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ к Мелеузовскому межрайонному ОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по РБ, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального района Мелеузовский район РБ обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование своих требований указала, истец является должником по исполнительному производству, возбужденному постановлением ответчика от <дата обезличена> <№> на основании исполнительного листа Мелеузовского районного суда РБ <№> от <дата обезличена> по делу <№> об обязании Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение специализированного жилого фонда ФИО1 до сегодняшнего дня не предоставлено не по вине Администрации. В связи с чем, ответчиком вынесено постановление от <дата обезличена> <№> о взыскании исполнительского сбора с Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ в размере 50000 руб. В списке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона РБ от <дата обезличена> <№> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО1 находится под <№>. Законом РБ от <дата обезличена> <№> «О бюджете Республики Башкортостан на 2017 и на плановый период <дата обезличена> и <дата обезличена> муниципальному району Мелеузовский район РБ было выделено средств для приобретения 11 квартир. Полученные средства администрация направила на участие в долевом строительстве, сдача дома по Договору – в конце <дата обезличена> Согласно ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства».

Просит суд освободить истца от взыскания исполнительского сбора установленного постановлением ответчика от <дата обезличена> <№> полностью в размере 50000 руб.

    В судебном заседании представитель административного истца Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ Дмитриева Т.Д. поддержала заявленные требования, пояснила, что обеспечение детей-сирот переданы государственным полномочиям, расходование денежных средств они выполняют в пределах выделенных этих средств, в <дата обезличена> куплено 11 квартир, ФИО1 находится в списке под <№>, они не могут обеспечить его квартирой и вины в этом их нет. Орган местного самоуправления отвечает в пределах выделенных финансовых средств. В материалах дела нет документов того, что Администрация ненадлежащим образом исполняет обязанности. Они воспользовались своим правом обращения в суд в соответствии со ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Исполнительский сбор – это штрафная санкция, но вины Администрации в неисполнении решения суда нет. Просит иск удовлетворить.

    Представитель административного ответчика Мелеузовского межрайонного ОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по РБ Елисеев С.В. возражал удовлетворению административного искового заявления, пояснил, что судебный пристав-исполнитель действовал в рамках ФЗ «Об исполнительном производстве».

    Представитель Мелеузовского межрайонного прокурора в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении иска не возражал.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан, заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.

В соответствие со ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотрение дела без участия второго административного ответчика, заинтересованного лица, надлежащим образом, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

    Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, который полагал необходимым удовлетворить исковое заявление, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 112 Федерального закона от <дата обезличена> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от установленного размера. При отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от <дата обезличена> <№>, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).

Исходя п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации - лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

При этом отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, на основании решения Мелеузовского районного суда РБ от <дата обезличена> по делу <№> Администрация муниципального района Мелеузовский район РБ обязана предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, заключить с ФИО1 договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сроком на 5 лет.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Мелеузовского МО УФССП по РБ от <дата обезличена> возбуждено исполнительное производство <№>, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии указанного постановления.

Однако, в указанный срок требования исполнительного документа в добровольном порядке Администрацией муниципального района Мелеузовский район РБ не исполнены, в связи с чем судебным приставом-исполнителем ФИО2 в отношении должника вынесено постановление от <дата обезличена> о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

При этом в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом, административный истец указывает, что исполнение решения суда зависит от бюджетного финансирования, для надлежащего исполнения обязательства предпринимались все возможные меры.

Указанные доводы нашли полное подтверждение в судебном заседании.

Так, в соответствии с Законом Республики Башкортостан от <дата обезличена> <№> (в редакции от <дата обезличена>) «О бюджете Республики Башкортостан на 2017 год и на плановый период <дата обезличена> и <дата обезличена> Мелеузовскому району распределены субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в общей сумме 11 237 800 руб.

Полученные средства Администрация муниципального района Мелеузовский район РБ направила на участие в долевом строительстве, сдача дома по договору – в конце <дата обезличена>.

Указанные действия Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ соответствуют требованиям законодательства, регулирующего права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями.

В силу положений Федерального загона от <дата обезличена> <№> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Республики Башкортостан от <дата обезличена> <№> «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» Администрация муниципального района Мелеузовский район РБ обязана предоставить жилые помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не за счет собственных средств, а за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан.

Администрация является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.

Таким образом, возможность исполнения решения суда поставлена в прямую зависимость от перечисления должнику из республиканского бюджета денежных средств в необходимом размере.

Как следует из материалов дела, по состоянию на <дата обезличена> на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения состояли 131 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом ФИО1 числится в списке под <№>.

Вместе с тем, объем денежных средств, выделенных в <дата обезличена> муниципальному району Мелеузовский район РБ для обеспечения жильем детей-сирот, составил всего 11 237 800 рублей, что позволило приобрести лишь одиннадцать жилых помещений.

То есть денежные средства для осуществления государственных полномочий были выделены должнику в явно недостаточном объеме.

Кроме того, по рассматриваемому делу необходимо учитывать и объем работ, фактически подлежащих исполнению, в том числе по проведению закупок (аукционов) по приобретению жилья и его оформлению.

Приобретение жилья в данном случае происходит путем заключения муниципального контракта и регулируется нормами Федерального закона от <дата обезличена> <№> «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Порядок и сроки выполнения процедур закупок (аукциона), установленные этим Законом, являются обязательными для Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ и не предусматривают возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решений суда об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Мелеузовского района Республики Башкортостан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения невозможно вследствие объективных обстоятельств и не зависит от воли должника.

При этом, решением Мелеузовского районного суда РБ от <дата обезличена> не установлен конкретный срок его исполнения, указано, что Администрация муниципального района Мелеузовский район РБ обязана предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.

Принимая во внимание, что финансирование администрации муниципального района осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, при этом административным истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок и находит требования Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ к Мелеузовскому межрайонному ОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по РБ, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.

Освободить Администрацию муниципального района Мелеузовский район РБ от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Мелеузовского межрайонного ОСП УФССП по РБ от <дата обезличена> <№> в размере 50000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Башкортостан через Мелеузовский районный суд РБ в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Л.И. Насырова

...

2а-1977/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация муниципального района Мелеузовский район
Ответчики
Мелеузовский межрайонный ОСП УФССП
Управление федеральной службы
Другие
Никитин П.Ю.
Никитин Павел Юрьевич
Суд
Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан
Дело на сайте суда
meleuzovsky.bkr.sudrf.ru
01.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
01.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
01.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2017[Адм.] Судебное заседание
26.12.2017[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее