Дело № 2-117\2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 сентября 2019 года г. Пошехонье Ярославской области
Пошехонский районный суд Ярославской области в составе судьи Роговой Б.А.,
с участием прокурора Коновалова В.А.,
представителя ответчика – МБОУ СОШ № 2 г. Пошехонье, его директора Селезневой И.Ю.,
представителя ответчика и истца – Администрации Пошехонского муниципального района – Комаровой С.Ю.,
при секретаре Мелиховой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пошехонского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Пошехонского муниципального района и МБОУ СОШ № 2 г. Пошехонье с требованиями обязать первого ответчика профинансировать выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения и второго ответчика обязать выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности и иску Администрации Пошехонского муниципального района к МБОУ СОШ № 2 г. Пошехонье о признании акта обследования и категорирования МБОУ СОШ № 2 г. Пошехонье незаконным,
у с т а н о в и л :
Прокурор Пошехонского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Пошехонского муниципального района и МБОУ СШ № 2 г. Пошехонье с требованиями обязать первого ответчика профинансировать выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а именно: в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование работ по оборудованию зданий МБОУ СШ № 2 г. Пошехонье камерами видеонаблюдения (3 наружные, 5 внутренние); обеспечить финансирование работ по установке домофона в зданиях МБОУ СШ № 2 г. Пошехонье; обеспечить финансирование охраны МБОУ СШ № 2 г. Пошехонье сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны; а также обязать второго ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить выполнение мероприятий, направленных на антитеррористическую защищенность образовательного учреждения, а именно: оборудовать здания МБОУ СШ № 2 г. Пошехонье камерами видеонаблюдения (3 наружные, 5 внутренние); установить домофон в зданиях МБОУ СШ № 2 г. Пошехонье; обеспечить охрану МБОУ СШ № 2 г. Пошехонье сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны, ссылаясь на следующее.
Согласно акту обследования и категорирования МБОУ СШ № 2 г. Пошехонье, составленного 25 января 2018 года, учреждению присвоена 2 категория опасности объекта.
Требования к уровню антитеррористической защищенности в зависимости от присвоенной категории установлены Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ, утвержденные Постановлением правительства РФ от 07окятбря 2017 года № 1235. Согласно указанным требованиям (пункт 22) в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются мероприятия, в числе которых:
- обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием;
- оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и поддержание их в исправном состоянии, оснащение бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий) и другие требования.
В дополнение к пункту 22 в пункте 23 указанных Требований предусмотрены дополнительные мероприятия, которые необходимо осуществить в отношении учреждений, которым присвоена вторая категория опасности, а именно:
- обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны;
- оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией).
Эти же мероприятия указаны в пункте 1.16 раздела II акта обследования комплекса зданий МБОУ СШ № 2 и предусмотрены перечнем мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности комплекса зданий (территорий) МБОУ СШ № 2 г. Пошехонье, утвержденного приказом директора школы № 10 от 25.01.2018 года. Однако, проведенной проверкой установлено, что эти указанные мероприятия не выполнены, выполнение этих работ планируется на 2020 год. Полагая, что невыполнение указанных мероприятий создает угрозу жизни и безопасности несовершеннолетних, прокурор обратился в суд с указанными требованиями.
В ходе рассмотрения дела Администрация Пошехонского муниципального района обратилась в суд с иском к МБОУ СШ № 2 г. Пошехонье о признании акта обследования, утвержденного приказом директора школы, в части установления категории опасности объекта, незаконным, ссылаясь на то, что при определении категории члены комиссии не учли, что на территории Ярославской области за последний год никаких террористических актов не зафиксировано; что прогнозируемое число пострадавших не устанавливалось, а указан лишь списочный состав обучающихся и работников, что не соответствует действительности; что прогнозируемый ущерб при теракте на объекте менее 5 млн. руб., в связи с чем присвоение объекту второй категории опасности необоснованно.
В судебном заседании прокурор Коновалов В.А. поддержал исковые требования по указанным в нем основаниям, по поводу принятия Правительством Российской Федерации Постановления № 1006 от 17.08.2019 года, которым установлены иные требования к определению категории опасности объекта (территории), пояснил, что постановление Правительства РФ № 1235 от 07 октября 2017 года не отменено, если учреждению будет присвоена иная категория, то решение можно будет изменить.
Представитель администрации Пошехонского муниципального района Комарова С.Ю. иск не признала, ссылаясь на то, что в настоящее время действует иная система определения категории опасности и иные мероприятия, которые необходимо выполнить по результатам присвоения той или иной категории опасности объекта (территории), принятие решения на основании устаревшего постановления Правительства нарушит требования о запрете нарушения конкуренции, так как новым постановлением Правительство расширило круг охранных организаций, с которыми образовательные учреждения могут заключать договоры на охрану объектов (территорий). Сроки для установления категории опасности и определения мероприятий в зависимости от присвоенной категории, определенные постановлением Правительства РФ № 1006 от 17 августа 2019 года, не истекли, и, следовательно, оснований для удовлетворения иска не имеется. Что касается заявленных требований о признании акта обследования и категорирования МБОУ СШ № 2 г. Пошехонье незаконным, иск поддержала, ссылаясь на то, что комиссией неправильно определены некоторые из параметров, на основании которых присваивается та или иная категория. Во-первых, комиссия не учла, что на территории Ярославской области за последние два года не было ни одного теракта, что прогнозируемое количество пострадавших никто не определял, а просто указан списочный состав обучающихся и работников школы, в то время как в помещениях школы никогда одновременно не бывает весь списочный состав и весь педагогический коллектив.
Представитель МБОУ СШ № 2 г. Пошехонье Селезнева И.Ю. иск не признала, пояснив, что ко дню судебного заседания два из указанных в исковом заявлении требования выполнены: профинансированы и выполнены работы по установке камер видеонаблюдения, профинансирована установка домофонов, работа по установке которых будет завершена 13 сентября 2019 года. Что касается заключения договора с частной охранной организацией, то у самой школы денежных средств на это не имеется, вместе с тем в школе организована круглосуточная охрана: в учебное время – вахтеры, в ночное время – сторожа. Полагает, что новым постановлением Правительства РФ № 1006 требования к организации охраны будут упрощены. Что касается заявленных Администрацией требований, то полагает, что они удовлетворению не подлежат, так как комиссия составила акт обследования и категорирования в полном соответствии с требованиями, изложенными в постановлении Правительства РФ № 1235.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом).
Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2017 года № 1235 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).
Пунктом 5 Требований установлено, что в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
В соответствии с пунктом 6 Требований степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) определяется на основании данных об обстановке в районе расположения объекта (территории), о возможных угрозах совершения террористического акта, а также на основании количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных за последние 12 месяцев террористических актах на территории субъекта Российской Федерации (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и (или) о совершении террористического акта), на которой располагается объект (территория).
Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, и возможном материальном ущербе, прогнозный показатель которого принимается равным балансовой стоимости объекта (территории).
В пункте 7 Требований указано, что для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории).
В соответствии с пунктом 9 Требований в состав комиссии включаются представители органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), работники объекта (территории), а также представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию).
Комиссию возглавляет должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории).
Пунктом 10 Требований предусмотрено, что в ходе своей работы комиссия:
а) проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности;
б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории);
в) определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможные последствия его совершения;
г) выявляет потенциально опасные участки объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, и (или) уязвимые места и критические элементы объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к прекращению функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем;
д) определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию;
е) определяет необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.
В соответствии с указанным нормативным актом, приказом № 160 от 22 ноября 2017 года директора школы Селезневой И.Ю. была создана межведомственная комиссия, в состав которой, помимо работников школы, вошли представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
25 января 2018 года комиссия обследовала здания МБОУ СШ № 2 г. Пошехонье, составила акт обследования и установила, что данный объект относится ко второй категории опасности, акт утвержден председателем комиссии.
Согласно п.п. «б» п. 12 Требований, к объектам (территориям) второй категории опасности относятся объекты, соответствующие хотя бы одному из указанных критериев: объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) менее 3 террористических актов; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 5 до 50 млн. рублей.
Как следует из акта обследования, средняя посещаемость объекта 406 человек, максимальная – 496 чел., сотрудников – 55 чел., и сделан вывод о прогнозируемом количестве пострадавших – 444 человека посетителей, и 51 – работник, эти цифры соответствуют средней численности лиц, могущих находиться на объекте.
Оснований для признания данного акта незаконным не имеется: состав комиссии полностью соответствует Требованиям, присвоение второй категории обосновано тем, что в любом случае среднее количество могущих находиться на объекте лиц и, соответственно, могущих подвергнуться террористическому нападению, намного превышает минимальное количество – 100 человек. Доводы истца о том, что объект должен соответствовать сразу всем трем параметрам, несостоятельны и противоречат п. 13 Требований, в котором указано, что всем объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 12 настоящих требований.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска Администрации Пошехонского муниципального района не имеется.
Между тем, данное обстоятельство не является основанием для удовлетворения иска прокурора исходя из следующего.
02 августа 2019 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов», которое нало действовать с 18 августа 2019 года.
И, хотя данное постановление не отменяет Постановление Правительства РФ от 07 октября 2017 года № 1235, оно устанавливает дополнительные критерии к определению категории опасности тех или иных объектов, расширяет перечень таких категорий и, соответственно, изменяет требования к обязательным мероприятиям, которые должны быть выполнены на объектах (территориях), соответствующих тем или иным категориям опасности.
Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности указанных объектов.
Для установления дифференцированных требований к указанным объектам, с учетом степени угрозы совершения терракта и его возможных последствий, при их вводе в эксплуатацию (а также в случае изменения их характеристик) проводится их отнесение к одной из четырех категорий опасности. Для категорирования создается специальная комиссия, в отношении функционирующего объекта, каковым является ответчик – МБОУ СШ № 2 г. Пошехонье - в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований.
Работа комиссии осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня ее создания. На каждый объект в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности, который согласовывается с руководителями территориальных органов безопасности, национальной гвардии, МЧС России, в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня его подписания. Актуализация паспорта осуществляется не реже одного раза в 5 лет.
Таким образом, ко дню вынесения решения присвоение образовательному учреждению второй категории опасности не соответствует вновь утвержденным критериям, и, соответственно, возложение на ответчиков обязанности финансирования и выполнения указанных в исковом заявлении требований не соответствует действующему законодательству. В то же время и возложить на ответчиков обязанности выполнения тех или действий в соответствии с вновь утвержденными Требованиями у суда нет оснований, так как ко дню вынесения решения сроки исполнения данного Постановления Правительства РФ не истекли.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения иска прокурора не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, с у д
р е ш и л :
В удовлетворении иска прокурору Пошехонского района отказать.
В удовлетворении иска Администрации Пошехонского муниципального района отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Пошехонский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья подпись
Решение в окончательной форме изготовлено <данные изъяты>